Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.




Демонстрация презентации «Русские женщины».

- На слайдах представлены образы русских женщин: дворянки, крестьянки, работницы, женщины времен Великой Отечественной, современной женщины.

- Какая тема объединяет все эти образы? (Русские женщины)

- Как вы это определили? (Мы увидели на слайде русских женщин)

-Какие качества на ваш взгляд присущи русской женщине? (самоотверженность, доброта, красота, нежность, трудолюбие и т.д.)

Рассказ учителя:

Н. А. Некрасов в своем творчестве не раз обращался к теме роли женщины в обществе. Он создал удивительную галерею красивых и сильных женских образов. С самого раннего детства и до смерти сохранил Некрасов любовь к матери. Его мать, Елена Андреевна, мечтательная кроткая женщина. Она была очень культурным человеком. Это была певица с удивительным голосом. Елена Андреевна хорошо знала мировую литературу и часто пересказывала Николаю те отрывки, которые были доступны его пониманию. Некрасов боготворил свою мать, он увековечил её образ в стихах «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», «Несчастные» и др. Задумываясь о судьбе матери, он уже в детстве научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам. Особенно горячее сочувствие вызывали в нём крепостные крестьянки. Он видел, как много им приходилось работать, как мало они видят добра и ласки со стороны других людей. Он восхищался их стойкостью и трудолюбием. Всё это находит отражение в его поэме «Мороз, Красный нос». В этом произведении Н.А. Некрасовым воспеты трудолюбие, гордость и достоинство, стойкость русской женщины. Сегодня мы знакомимся с отрывком из этой поэмы.

- Ребята, как вы думаете какова тема нашего сегодняшнего урока? (Русские женщины)

Тема нашего сегодняшнего урока: «Есть женщины в русских селениях»

Анализ отрывка из поэмы Н. А. Некрасова "Мороз, красный нос"

Постановка учебной задачи урока

Зная тему урока, пользуясь опорными словами на доске, определите задачи урока.

1. Познакомиться…(с отрывком из поэмы «Мороз,красный нос»)

2. Прочитать… (отрывок из поэмы «Мороз,красный нос»)

3. Проанализировать…. (это произведение)

4. Учиться …..(Выразительно читать новое произведение)

А) Составление кластера (проблемный метод)

Давайте попробуем создать образ идеальной русской женщины-крестьянки.

Лексическая работа (работа со словарями) :

«Образ» - вид, облик

«Идеал» - Высшая, трудно достижимая степень совершенства в чем-н., мыслимый предел стремлений, желаний.

(Учащиеся выписывают из словаря толкование слов "Идеал", "Образ".)

Кластер составляют по ответам учащихся. Рекомендуется объединять слова в две группы: внешний вид и внутренний мир женщины.

К созданному образу подобрать картину из представленной галереи.

Б) Целевая установка

- Как вы думаете, совпадет ли созданный нами образ с образом, который представил нам Н. Некрасов?

Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Работа с текстом

• Итак ребята, мы сейчас прослушаем отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз,красный нос». (Прослушивание отрывка из поэмы "Мороз, красный нос" со слов "Есть женщины в русских селениях")

• Н.А. Некрасов создал обобщённый, идеальный образ русской женщины-крестьянки, который мы сегодня охарактеризуем.

- Как вы думаете, образ, созданный вами, схож с образом русской женщины, созданным с Н.А. Некрасовым? (Учащиеся сравнивают образы, делают выводы)

- По ходу работы нам нужно, выяснить, какие фразы из поэмы стали крылатыми.(после прочтения отрывка)

· Лексическая работа (крестьянка, зрячий, убогая обстановка, лицо величаво, конный, лясы точить, ухват)

· Чтение учащимися отрывка из поэмы.

• Определение рифмы (перекрестная)

Первичное закрепление

Аналитическая работа с текстом ( Работа в группах)

Задания:

1 группа: Как автор убеждает нас в реалистичности созданного образа? (Женщина показана с разных точек зрения. Автор упоминает и себя, и какого-то прохожего, и соседку, и незнакомого паренька. Русская женщина показана со стороны, разными глазами. Так автор убеждает нас в достоверности созданного портрета. «Их разве слепой не заметит…А зрячий о них говорит…», «Я видывал, как она косит…», «Какой-то парнёк изловчился…И кверху подбросил их, шут…», ««Утеха!» - твердят мужики меж собой», «У ней не решится соседка …Ухвата, горшка попросить»)

Учащиеся приводят примеры из текста

2 группа: Найти сравнения и эпитеты, с помощью которых Некрасов рисует образ русской женщины-крестьянки.

(Сравнения и эпитеты помогают создать портрет русской женщины. Н.А. Некрасов сравнивает её с царицей, с солнцем; взгляд её дорог, словно рубль золотой. Возмущённое лицо крестьянки поэт сравнивает с портретом:

«как в раме». Зубы сравниваются с «крупными перлами», т.е. с жемчугом; а ребёнок сидит на груди, «как на стуле», т.е. уверенно, спокойно.)

3 группа: Найдите слова, которыми Некрасов описывает русскую женщину.

(Чтобы описать русскую женщину, автор употребляет такие слова и выражения: «С красивою силой в движеньях…»,

«Красавица, миру на диво… Румяна, стройна, высока…», «всегда терпелива, ровна…», «сердечный смех», «румяные губы», нарядная матка».

Таким образом, русская женщина-крестьянка красивая, добрая, трудолюбивая, с чувством юмора, строгая, уверенная в себе, спокойная, терпеливая.) Формулировка общего вывода

Учащиеся подводят итог проделанной работы. Нацелить на понимание, что образ русской женщины в поэме Некрасова многогранен: она и царица, и простая русская баба.(- Во-первых, она настоящая женщина. - в бытовом отношении - «баба», а в высоком смысле- «красивая и мощная славянка», в простонародном смысле - «нарядная матка», торжественно - «женщина русской земли». Таким образом, русская женщина настоящая, разная, при этом только положительная, с чувством собственного достоинства.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Применение поискового метода

Найдите в тексте описание и выпишите(таблица):

• внешней красоты женщины;

• внутреннего мира;

• женщина в работе;

• женщина на отдыхе;

• женщина как хранительница домашнего очага;

• женщина – мать.

Учащиеся ищут примеры в тексте. Подвести к выводу, что образ русской женщины – прекрасен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: