Виды:
Формальная связь предполагает для ее регламентации правовые и административные нормы; она разделяет участвующих в ней на статусы и роли, субординирующие их. В такой социальной связи имеется управляющий орган, который разрабатывает нормы, организует людей, контролирует выполнение указаний и т. п. Таким органом могут быть, например, церковь или государство. Формально-безличная связь — основа индустриального общества (в частности, капиталистического и советского).
Обмен (по Д. Хоумансу) — форма социальной связи, при которой люди взаимодействуют на основе своего опыта, взвешивают возможную прибыль и затраты. Обмен возникает во время купли-продажи, оказания услуг друг другу и т. п.
Конфликт - форма социальной связи, представляющая собой борьбу противоположных мотивов (внутриличностная), людей (межличностная), социальных образований — социальных институтов, организаций, общностей (социальная).
Конкуренция - форма социальной связи, в которой люди вступают в борьбу за выгодные условия работы и сбыта товаров, за политические программы и власть, за новые идеи и организации. Как правило, она ведется в рамках моральных и юридических правил, является источником богатства (по А. Смиту), представляет собой процесс познания, обучения и открытия новых знаний, а также новых товаров, рынков, технологий (по Ф. Хайеку).
Кооперация - форма социальной связи, когда статусы, роли, действия людей четко скоординированы: например, в семье, на заводе, в магазине и т. п. В кооперации социальная связь приобретает форму социального института и организации, т. е. представляет собой систему устойчивых, непосредственных и опосредованных, формальных и неформальных социальных связей. Кооперация может быть принудительной (административной) и добровольной (демократической). Социальная кооперация характеризуется социальным капиталом ее участников, представляющим набор таких неформальных ценностей и норм, как правдивость, честность (выполнение обязательств), сотрудничество.
|
Социальная связь (обмен, конкуренция, конфликт, кооперация) может быть демографической, экономической, политической, духовной и т. п. в зависимости от предмета, характера и субъекта связи.
Билет 18
Социа́льноевзаимоде́йствие — система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов
Оно имеет объективную и субъективную стороны:
· Объективная сторона — факторы, независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.
· Субъективная сторона — сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.
Классификация:
1. Первичные, вторичные (идеологические, религиозные, нравственные)
2. По количеству участников: взаимодействие двух людей; одного человека и группы людей; между двумя группами
3. Разнонациональные
4. Между людьми разного достатка, и т. д.
Социальные отношения – Это отношения между людьми или группами, осуществляемые в соответствии с законами социальной организации общества. Структура социальных отношений: 1)Субъекты – стороны, между которыми возникают отношения 2Объекты – то, по поводу чего возникают отношения 3)Потребности – отношения между субъектами и объектами 4)Интересы – отношения субъект–субъект 5)Ценности – отношения между идеалами взаимодействующих субъектов.
Субъектом социальных отношений выступает только определенным образом организованная социальная единица. Социальные отношения определяются природой самого общества, воспроизводят его, поддерживают социальный порядок. Социальные отношения складываются между группами людей. Личность нельзя рассматривать вне общества. Социальная общность – реально существующая группа людей, которую характеризуют единство признаков: 1)Сходство условий жизнедеятельности 2)Общность потребностей 3)Наличие совместной деятельности 4)Формирование собственной культуры 5)Создание системы управления и самоуправления активностью группы
|
Билет 19
Кооперация – координация единичных сил участников, что проявляется во взаимопомощи, взаимовлиянии. А. Н. Леонтьев выделял в качестве ее характеристик разделение единого процесса деятельности между участниками и изменение деятельности каждого.
Конкуренция выражает отрицательное отношение к процессу взаимодействия, но может рассматриваться и как продуктивный тип, в ходе которого у субъектов взаимодействия возникает конкурентно-созидательная мотивация.
Степени продуктивной конкуренции: соревнование, соперничество, конфронтация, конфликт.
Конфликт – форма взаимодействия, характеризующаяся наличием противоположных тенденций у субъектов взаимодействия.
Современная социальная психология в конфликте выделяет следующие элементы:
|
1) стороны (участники) конфликта (черта личности – черта личности; личность – личность; личность – группа и группа – группа);
2) условия протекания конфликта (пространственно-временные; социально-психологические (психологический климат, тип и уровень общения, степень конфронтации, состояние участников конфликта); социальные (вовлеченность в конфликт, интересов различных социальных групп));
3) образы конфликтной ситуации (представление о себе, о противоположной стороне, о среде и условиях протекания конфликта);
4) возможные действия участников конфликта (характер действия (наступательные, оборонительные, нейтральные); степень активности в их осуществлении (активные – пассивные, инициирующие – ответные); направленность этих действий (на оппонента, к третьим лицам, на самого себя));
5) исходы конфликтных действий (полное или частичное подчинение другому; компромисс; прерывание конфликтных действий; интеграция).
Билет 20
Социология культуры – это отрасль социологического знания, изучающая социальные закономерности культуры и формы их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.
Среди наиболее распространенных из них можно отметить следующие подходы:
1) описательный, определяющий предметы рассматриваемого понятия;
2) исторический, характеризующий такое явление этого понятия, как преемственность;
3) нормативный, ориентирующийся на закрепление в термине образа жизни людей;
4) психологический, делающий упор на процесс адаптации;
5) структурный, характеризующий культуру как некую структуру;
6) генетический, рассматривающий культуру с позиции происхождения;
7) функционализм, отмечающий значение каждого элемента определяемого термина;
8) символизм, ориентированный на внешнее фиксирование культуры.
Объектом социологического исследования данного направления социологической науки является:
1) распределение существующих в обществе форм и способов создания и передачи объектов культуры;
2) устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни;
3) обуславливающие их социальные факторы и механизмы.
Важным направлением в социологии культуры является анализ такого явления, как культурные универсалии. Культурные универсалии – это нормы и ценности, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического периода или социальных условий.
Американский социолог Дж. Мердок выделил более 70 культурных универсалий, существующих потому, что они удовлетворяют наиболее важные потребности. К таким универсалиям относятся: язык, религия, символы, этика, искусство, образование, обычаи, ритуалы, правила поведения и т. д.
Культурные элементы – это совокупность основных составляющих культуры.
Впервые понятие культурного элемента сформулировал американский исследователь Э. Хоббель в 1949 г. Он определил культурный элемент как первичную, считающуюся более неделимой единицу поведенческого образца или неделимый материальный предмет.
Элементами материальной культуры могут быть, например, такие предметы, как отвертка, карандаш, носовой платок. Элементами нематериальной культуры может быть пожатие руки или езда по левой стороне дороги.
Культурные элементы комбинируются в культурный комплекс, все части которого взаимосвязаны. Культурный комплекс является промежуточным звеном между культурными элементами и институциональной культурой.
Важной проблемой социологии культуры являются такие широко распространенные явления, как этноцентризм и культурный релятивизм.
Этноцентризм – это тенденция оценивать другие культуры через призму своей, с позиции ее превосходства. Проявление этой тенденции может принимать различные формы (миссионерская деятельность, крестовые походы).
Культурный релятивизм – самобытность любой культуры. Как отмечает американский исследователь Р. Бенедикт, ни одна ценность, ни одна особенность культуры не может быть полностью понята, если анализировать ее в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей сотрудничества и взаимного обогащения различных культур.
Типы:
-массовая
-элитарная
-субкультура
Билет 21
Основными компонентами культуры являются обычаи и нормы, а также нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, это всегда продукты интеллектуальной, духовной деятельности. Некоторые исследователи также выделяют стереотипы, мифы и другие элементы в качестве компонентов культуры.
Обычаи – это образцы поведения, не до конца осознаваемые современным человеком. Обычаи включают в себя традиции, которые поддерживаются и практикуются через обрядовые или ритуальные действия. Исторически обычаи должны отшлифовываться в той или иной социальной среде, долго практикуются и апробируются, т. е. они представляют собой социально-стандартизированные образцы поведения, которые закрепляются в общественной памяти и передаются из поколения в поколение как формы поведения в труде, быту, общении, воспитании и т. п. Обычай может нести в себе разрешение на определенные действия, тогда он играет роль алгоритма исполнения. Но он также может играть запретительную роль, и тогда он выполняет функцию блокировки отдельных действий человека.
Функции культуры:
Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей.
Интегративная и дезинтегративная функции культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей — членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д.
Регулирующая функция культуры. Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности.
Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной.
Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее.
Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей.
Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно.
Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации.
Соц.функции культуры:
§ социальная интеграция — обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);
§ организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;
§ обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);
§ регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).
Билет 22
Личность — это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретенных и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.
Личность обладает определенной социально-психологической структурой.
В своих взаимодействиях с другими людьми, для сохранения своей индивидуальности, личность, согласно Эриху Фромму должна одновременно обладать двумя основными качествами:
1) связанностью с другими;
2) свободой от ограничений.
Между этими полюсами развертывается процесс формирования и развития социальных качеств, составляющих главное социальное содержание личности.
Социальные качества личности — это совокупность социально-психологических свойств и черт личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных социально-исторических условиях и обстоятельствах. Такие качества обнаруживаются только во взаимодействии с другими людьми, в определенных социальных обстоятельствах, в конкретных поступках, делах, оценках, т.е. в деятельности и продуктах этой деятельности.
Соц.качества личности:
Самосознание
Самооценка
Активность
Интересы
Направленность
Убеждения
Установки
Ценностные ориентации
Идентичность
Объект социализации – это тот, на кого направлен сам процесс, т.е. отдельные люди или группы людей. Субъект социализации – это тот, кто осуществляет этот процесс.
Личность – это субъект деятельности, имеющий определенное сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса. В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек: сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями памяти, внимания, мышления. Человек становится личностью благодаря самопознанию, которое позволяет свободно подчинить свое «Я» нравственному закону.
Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основные проблемы социологической теории личности связаны с процессом формирования личности и ее развития в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Специфику социологического подхода необходимо видеть также в том, что именно социология попыталась поставить исследование личности как реально действующего, выбирающего, предпочитающего субъекта, а не умозрительных предположений о человеке, его призвании, смысле бытия и т.д.
Билет 23. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Вот основные положения этой теории.
Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: “ социальный статус “ и “ социальная роль “.
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях).
Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы. Предписанный - значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ген. секретарь). Выделятся также естественный и профессионально- должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность). Профессионально - должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение (банкир, инженер, адвокат).
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль- это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.
Ролевые конфликты - это ситуации, в которых индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Иначе говоря, ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования. Дж. Джецелс и Е. Куба отмечают разную степень остроты и глубины ролевых конфликтов, которые связаны со следующими двумя факторами: степенью различия между ролями по предъявляемым ими требованиям: чем больше общих требований предъявляют две ооли, тем незначительнее ролевой конфликт, который они могут зызватъ; степенью строгости предъявляемых ролями требований: чем строже определены требования ролей и чем жестче требуется их соблюдение, тем труднее их исполнителю уклоняться от выполнения этих требований и тем более вероятно, что эти роли могут вызвать серьезный ролевой конфликт.
В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. Межролевой конфликт возникает, поскольку одному и тому же человеку приходится одновременно выполнять несколько ролей. Это бывает, когда пересекаются существенные сферы его ролей и в рамках какой-то ситуации сталкиваются взаимоисключающие друг друга ролевые ожидания. Например, ролевой конфликт в той или иной форме неизбежно возникает у работающих женщин, вынужденных совмещать выполнение профессиональных и семейных ролей. Такие моменты порождают трагические коллизии, избежать которых можно при помощи ролевых стратегий — специальных усилий по оптимальному комбинированию своих ролей. Еще одним простым примером может служить банальная ситуация межролевого конфликта, когда родителям мужа не нравится жена и его сыновний долг вступает в противоречие с супружескими обязанностями. Ролевая стратегия в таком случае может сводиться к тому, чтобы жить отдельно от родителей и материально от них не зависеть.
Внутриролевые конфликты возникают тогда, когда социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий. Например, мастер на заводе должен руководить рабочими так, как того требует администрация, и одновременно добиваться улучшения условий их труда, как того требуют от него рабочие.
Билет 24.
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в обществе.
Выделяют следующие стадии социализации:
1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «Мир и Я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18 - 25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
·сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
·изменение себя, стремление «стать как все» - внешнее соглашательство, адаптация.
. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.
. После трудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Социализация - процесс формирования личности.
Индивид? Личность - через процесс социализации, который включает освоение:
·культуры человеческих отношений и общественного опыта;
·социальных норм;
·социальных ролей;
·видов деятельности;
·форм общения.
Механизмы социализации:
·идентификация;
·подражание - воспроизведение опыта других, их движений, манер, поступков, речи;
·полоролевая типизация - приобретение поведения, характерного для людей своего пола;
·социальная фацилитация - усиление энергии человека, облегчение его деятельности в присутствии других людей;
·социальная ингибиция - затормаживание поведения и деятельности под влиянием других людей;
·социальное влияние - поведение одного человека становится подобным поведению другого человека. Формы социального влияния: внушаемость - непроизвольная податливость человека влиянию, конформизм - сознательная уступчивость человека мнению группы (развивается под влиянием социального давления).
.2 Проблемы социализации личности в современном обществе
социализация личность общество ориентация
Проблема социализации личности, несмотря на свою широкую представленность в научной литературе, остается актуальной и по сей день. Процессы, происходящие в любых сферах общественной жизни, оказывают влияние на личность, его жизненное пространство, внутреннее состояние. Как отмечает С.Л. Рубинштейн, личность это «…не только то или иное состояние, но и процесс, в ходе которого внутренние условия изменяются, а с их изменением изменяются и возможности воздействия на индивида путем изменения внешних условий». В связи с этим механизмы, содержание, условия социализации личности, претерпевая существенные изменения, вызывают столь же интенсивные изменения в формируемой личности.
Современный человек постоянно находится под воздействием множества факторов: как техногенных, так и имеющих социальное происхождение, которые вызывают ухудшение его здоровья. Физическое здоровье личности неразрывно связано с психическим. Последнее в свою очередь связано с потребностью человека в самореализации, т.е. обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющий его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям. Психическое здоровье является необходимым условием успешной социализации личности.
Статистика свидетельствует, что лиц, свободных от каких-либо психических нарушений, в настоящее время насчитывается в среднем лишь 35%. Прослойка людей с преболезненными состояниями в населении достигает немалых размеров: по данным разных авторов - от 22 до 89%. Однако, половина носителей психической симптоматики самостоятельно адаптируются к среде.
Успешность социализации оценивается по трем основным показателям:
а) человек реагирует на другого человека, как на равного себе;
б) человек признает существование норм в отношениях между людьми;
в) человек признает необходимую меру одиночества и относительную зависимость от других людей, то есть между параметрами «одинокий» и «зависимый» существует определенная гармония.
Критерием успешной социализации является способность человека жить в условиях современных социальных норм, в системе «Я - другие». Однако, все реже можно встретить людей, отвечающих указанным требованиям. Все чаще мы сталкиваемся с проявлениями затрудненной социализации, особенно в среде подрастающего поколения. Как показывают результаты исследований последних лет, детей с нарушениями в поведении, отклонениями в личностном развитии не становится меньше, несмотря на существование развернутой сети психологических служб.
Так сохраняет свою практическую значимость проблема агрессии в подростковой среде. Несомненно, агрессивность присуща любому человеку. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности. Однако чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности: она может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию, а значит, затрудняет комфортное существование личности среди окружающих людей.
Другой проблемой, вызывающей тревогу общественности, является нарушение подростками социальных норм и правил, нежелание им подчиняться. Это уже само по себе является проявлением нарушения процесса социализации. Все больше появляется детей, относящихся к группе девиантных подростков.
Также проблемой современного общества становится возрастание случаев суицида среди детской популяции. Масштаб проблемы намного шире, чем это кажется на первый взгляд. Ведь обычно статистика включает в себя реализованные попытки ухода из жизни, но еще большее количество людей со склонностью к суицидальному поведению остается неучтенным.
Все это позволяет заключить, что современные дети имеют низкую способность к адаптации, что затрудняет освоение ими социального пространства адекватными способами. Как правило, неразрешенные трудности одного возраста влекут за собой появление других, что приводит к формированию целого симптомокомплекса, закрепляясь в личностных характеристиках. Говоря о важности формирования социально активной личности подрастающего поколения, мы, тем не менее, на деле сталкиваемся с трудностями их адаптации к изменяющимся условиям.
Отсюда истоки такой социальной проблемы, как переживание одиночества среди молодежи. Если несколько десятилетий назад проблема одиночества считалась проблемой пожилого человека, то сегодня ее возрастной порог резко снизился. Определенный процент одиноких людей наблюдается и среди студенческой молодежи. Отметим, что у одиноких людей минимальны социальные контакты, их личные связи с другими людьми, как правило, либо ограничены, либо совсем отсутствуют.
В качестве крайних полюсов социализации нам видится личностная беспомощность и личностная зрелость субъекта. Несомненно, целью общества должно стать формирование зрелой личности, обладающей такими качествами, как самостоятельность, ответственность, активность, независимость. Эти характеристики присущи чаще всего в
25)
Агенты социализации - конкретные люди, которые учат человека культурным нормам и помогают усваивать социальные роли.
Агенты первичной социализации - люди, которые составляют ближайшее окружение человека (родители, родственники, друзья) Они выполняют много функций (отец - воспитатель, друг, опекун, учитель и т.д.), их функции взаимозаменяемы (например, отец за определенных условиях может взять на себя выполнение функций матери в отношении ребенка) Вместе с тем, каждый агент дает индивиду в процессе социализации именно то, что он может дать Например, родители могут ребенку заменить д рузив, но они не смогут научить ее тому, что она учится у своих друзей: драться, хитрить, нарушать определенные социальные нормы, быть лидером в группе, обращаться с ровесникамами.
Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, вуза, армии, предприятия, партий, средств массовой информации и др. Контакты с этими агентами являются короткими, а их влияние, как правило слабее чем у агентов первичной социализации Каждый из них выковывает не более одной-двух функций их функции специализированные, а потому не могут быть взаимозаменяемыми (например, функции милиционера и священника) Особенностью этих агентов является то, что они, как правило, получают денежное вознаграждение за выполнение своих функциикцій.
Институты социализации - учреждения, которые влияют на процесс социализации, направляют его Они развивают личность, расширяют его знания о мире, его понимание того, какова желаемая и нежелательное социальное поведениеа.
Институты первичной социализации - семья, компания друзей, может быть коллектив одноклассников, или одногруппников.
Семья формирует первые и прочные общественные связи В семье человек начинает владеть языком, усваивает основные элементы культуры Семья формирует идентичность человека в категориях пола, расы, нации, религии, определенной социальной казнейти.
Психологи считают, что 20% будущего своего интеллекта человек приобретает к концу первого года жизни, 50% - до четырех лет, 80% - до 8 лет, а 92% - до и3 лет Предполагают, что уже в этом возрасте можн на с достаточно высокой степенью вероятности предсказать как сферу, так и \"потолок\" будущих возможных достижений индивиднь індивіда.
Если вернуться к примеру с \"девочкой-волчицей\", то очевидно, что превратить ее в человека не удалось именно потому, что в раннем детстве состоялась \"социализация\" Камалы в стае волков Активен но общаясь с членами стаи, девочка получила достаточно завершенную (а потому стойку) психику волкстійку) психіку вовка.
Компания друзей, в отличие от семьи, состоит из индивидов одинакового возраста и одинакового общественного статуса Если общественный статус в семье лицо приобретает автоматически, то в группе сверстников его май Реба заработать Особенностью социализации в компании друзей является то, что процесс социализации здесь происходит без всякого плана, в отличие от семьи и школы, где социализация личности происходит по определенному планом Компания друзей выполняет функцию ослабления связей ребенка с семьей Она предлагает ребенку дополнительные модели поведения нормы и ценности, иногда альтернативные относительно тех, которые предлагает семьиім'я.
Институты вторичной социализации - армия, суд, церковь, средства массовой информации и др..
Школа - это социальный институт, который непосредственно отвечает за предоставление лицу определенной информации, формирования умений, навыков и привитие ценностей, которые общество считает необходимыми для жизни в нем м.
Школа показывает ребенку совершенно иное окружение, чем то, которое она узнала в семье В школе ребенок приобщается к миру \"чужих\": учитель трактует всех детей одинаково, оценивает детей за то, что они делают, а не е за то, кем они являются В школе дети знакомятся с формализованной системой оценки: баллами, табелями, знаками отличия, грамотами Это в корне другая система, чем практика неформального оценивания в семье В школе ребенок приобщается к миру \"чужих\": учитель трактует всех детей одинаково, оценивает детей за то, что они делают, а не е за то, кем они являются В школе дети знакомятся с формализованной системой оценки: баллами, табелями, знаками отличия, грамотами Это в корне другая система, чем практика неформального оценивания в семье В школе дети учатся также многих других навыков, которые являются важными в межличностных отношениях: делать что-либо очереди, делиться с другими, быть по сравнению с сверстникам з однолітками.
Средства массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, книги, газеты и журналы, Интернет, кассеты и компакт-диски и т.д.) влияют на социализацию, предлагая дополнительные, часто альтернативные модели социал альных ролей, общественных норм и цинносте.
Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой социализации. В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм.
Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии.
Ресоциализация может быть столь же глубокой. К примеру, русский, эмигрировавший в Америку, попадает в совершенно новую, но не менее разностороннюю и богатую культуру. Отвыкание от старых традиций, норм, ценностей и ролей компенсируется новым жизненным опытом. Уход в монастырь предполагает не менее радикальные перемены в образе жизни, но духовного обнищания не происходит и в этом случае.