Тема 1:
Основная цель работы по данной теме – получить представление о системе непрерывного образования в России и об основных тенденциях развития высшего образования.
Тема 2:
Цель работы по теме: понять, как может формироваться содержание образования. 1. Речь идет именно о содержании (том, чему учат), а не методах обучения. Вузы и отдельные кафедры в настоящее время имеют полную самостоятельность в определении того, какие учебные дисциплины включать в учебный план и какое содержание студенты будут изучать в этих дисциплинах. Исключение составляют названия базовых дисциплин (именно названия). Поэтому на каждом вузе, кафедре и отдельном преподавателе лежит большая ответственность. Исходя из этого, и важно понять, какие подходы к определению содержания существуют в мире, и на что могут опираться кафедры и преподаватели при составлении учебного плана и программ учебных дисциплин.
2. Цель вуза – подготовить профессионала, готового работать в конкретной отрасли и по конкретному кругу профессий. Следовательно, в основе работы вуза должны лежать Профессиональные стандарты, разработанные для оценки тех, кто по этим профессиям работает, а, точнее, профессиональные функции. Именно на основе этих стандартов разрабатываются с 2018 года Стандарты подготовки в вузе (ФГОС 3++). Профессиональные стандарты пока только утверждены, но в действие еще не приняты. Они большие по объему. Для вас главное – понять, какие основные трудовые функции должен выполнять работник.
3. Стандарты обучения в вузе (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (по отраслям)) последнего поколения (ФГОС 3++) разработаны с учетом Профессиональных стандартов. Это выражается в том, что компетенции в этих ФГОС соответствуют трудовым функциям Профессиональных стандартов. Уровень бакалавриата в ФГОС обозначен как 03, магистратуры – 04.
Расшифровать код просто: 44 (область «Образование и педагогические науки»), соответственно, например, в «чистой» Психологии или Культурологии первые цифры будут другими. - 03 или 04 (уровень образования (бакалавриат/магистратура)) – последние 2 цифры обозначают направление подготовки 01 Педагогическое образование, 02 Психолого-педагогическое образование.
В ФГОС ознакомьтесь с компетенциями, которые вы должны освоить за период обучения в магистратуре.
4. В заключение вы потренируетесь в составлении основы для собственной Программы учебной дисциплины. Студенты очного отделения разрабатывают Программу полностью, вы сделаете основу программы.
Алгоритм работы:
- Определить тему учебной дисциплины. Общий объем дисциплины не менее 2 зачетные единицы, то есть 72 часа. Они могут делиться на 36 аудиторных/36 самостоятельной работы (домашние задания) или 24 аудиторных/48 самостоятельной работы. Тема может быть любой, так как вы разрабатываете курс по выбору. Например, тема может быть созвучна теме магистерской диссертации.
- из ФГОС для бакалавриата или магистратуры подобрать компетенции, которые студенты будут развивать в рамках изучения учебной дисциплины.
- подобрать содержание для учебной дисциплины, с учетом объема часов.
- содержание представить в виде графа:
Наиболее общие понятия, которые изучаются (отрабатываются) в процессе освоения учебной дисциплины | Более частные понятия (связать их с общими понятиями) | Еще более частные понятия, примеры, фамилии и пр., в которых конкретизируются общие и частные понятия |
- то же самое содержание представить в виде таблицы
Раздел (Тема) занятия | Краткое содержание раздела или темы |
Соответственно план изучения темы таков:
А) понять подходы к определению содержания обучения в вузе, их достоинства и недостатки,
Б) ознакомиться с соответствующим Профессиональным стандартом. Если в данных мною ссылках вы не нашли ссылку на нужный вам Профессиональный стандарт, его можно найти на тех же сайтах,
В) ознакомиться соответствующим ФГОС 3++,
Г) Определить тему учебной дисциплины, которую вы хотели бы разработать для студентов бакалавриата. Для этой темы из соответствующего ФГОС для бакалавриата подобрать компетенции (2-3, не более) и содержание. Содержание представить в виде графа и таблицы.
- Если студент работает в организации профессионального образования (вуз, колледж или дополнительного профессионального образования – ИРО и др.), то может представить свою программу, по которой работает и сам разрабатывал.
- Если студент работает в школе или дополнительном образовании, то тоже можно присылать свою программу, но дополнить таблицей, в которой содержание программы связано с универсальными учебными действиями.
Ссылки на ФГОС и Профессиональные стандарты:
ФГОС 3++ 44.04.01 Педагогическое образование (магистратура) 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (магистратура) | https://fgosvo.ru/fgosvo/152/150/25/117 |
Профессиональный стандарт «Педагог …» | https://ivo.garant.ru/#/document/70535556/paragraph/1/highlight/Профессиональный%20стандарт%20%22педагог%22:1 |
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» | https://base.garant.ru/71166760/ |
Профессиональный стандарт «Педагог профессионального образования» | https://ivo.garant.ru/#/document/71202838/paragraph/1/highlight/Профессиональный%20стандарт%20%22педагог%22:2 |
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования» | https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71102914/ |
Профессиональный стандарт «Тренер» | https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72132870/ |
Профессиональные стандарты «Культура. Искусство» | https://fgosvo.ru/docs/69/0/2/4 |
Тема 3:
Цель изучения темы: освоить проектирование учебной дисциплины в европейской модели обучения, научиться соотносить содержание учебной дисциплины ми формы и методы его освоения.
1. В процесс изучения темы вы должны познакомиться с двумя основными формами обучения в вузе – лекциями и практическими (семинарскими) занятиями. Начнем с теории (спасибо студентам очного отделения) – файл Тема 3 Понятие методов и форм обучения. Его надо просто прочитать.
2. Лекции. Что такое классическая лекция все знают. Ваша задача – познакомиться с функциями и активными формами лекций (Файл Тема 3 Лекция – немного теории), а также с тем, как надо планировать лекцию, и не только учебную, в какой последовательности это делается и на что при планировании надо обратить внимание (Файл Тема 3 Основные компоненты построения лекции).
На этой основе составить краткий план-конспект (до 1 страницы) одной из лекций по теме своей Программы учебной дисциплины, основу которой вы разработали по второй теме. Состав групп тот же, что и для разработки программы. Главное требование – в лекции надо использовать какую-либо активную форму (вопросы, дискуссия, практические задания и пр.) и обозначить в конспекте, как вы ее будете использовать.
3. Семинарские (практические) занятия. Самостоятельно изучить прилагаемый файл: Тема 3 Некоторые дидактические и методические правила…
Тема 3. Инструкция к разработке цикла семинарских занятий в европейской модели обучения.