Решения об объеме и структуре выпуска




Лекция № 4 по дисциплине «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ»

На тему: «Критерии принятия стандартных управленческих решений на основе маржинального анализа»

План лекции

Решения об объеме и структуре выпуска

Выбор между собственным производством и закупкой на стороне

Решение об определении нижней границы цены продукции

4.Выбор варианта машин и оборудования

5. Обоснование варианта технологии производства

Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество самых разнообразных решений по УЗ. В значительной мере специфика принимаемых решений определяется особенностями конкретного предприятия, его технологией, организационной структурой, положением на рынке. Но существуют и так называемые стандартные решения, которые приходиться принимать каждому руководителю. Это решения об объеме и структуре выпуска, определение нижней границы цены, обоснование технологии, оборудования, выбор между собственным производством и закупкой на стороне и др.

Решения об объеме и структуре выпуска

Для принятия решения об объеме и структуре выпуска необходимо знать узкие места производства и сбыта: на какие виды продукции спрос недостаточен, какие виды оборудования имеют меньшую ПМ, какие материалы дефицитны, рабочих каких специальностей и квалификации недостаточно.

Критерии принятия решений об объеме и ассортименте в зависимости от наличия узких мест на производстве представлены в таблице 1.

Таблица 1.

№ п/п Степень загрузки ПМ и использования ресурсов Критерий принятия решений
1. Без узких мест (недогрузка). Спрос меньше предложения Удельная маржинальная прибыль (МП).Доля МП в выручке (цене). Производится ранжирование всех видов продукции по показателю МП. Выгодно производить все виды продукции, у которых положительная МП.  
2. Полная загрузка с 1 узким местом. Спрос больше предложения. Удельная МП на единицу узкого места. Выбор осуществляется в порядке убывания удельной МП на единицу узкого места (время, материалы и др.)
3. Полная загрузка с множеством узких мест. Спрос больше предложения Суммарная МП по всему ассортименту. Решается задача линейного программирования по критерию åМП = максимуму

 

Пример № 1.Два вида продукции А и Б имеют следующие показатели:

 

Показатели А Б
Цена    
Переменные затраты    
МП    
Коэффициент МП 0,28 0,24

 

Абсолютное значение МП выше у Б, но относительное – у А. Коэффициент МП показывает, что с каждой 1000 рублей реализованной продукции А мы получим 280 рублей МП, в то время как с Б – только 240. В данных условиях

Продукция А выгоднее.

Ситуация коренным образом изменится, если оба вида выпускаются на одной производственной линии, которая загружена на полную мощность. Имеется всего 160 машинных часов работы в месяц. Какому виду продукции надо отдать предпочтение в этих условиях? Для решения данной проблемы потребуется информация о трудоемкости изготовления. Предположим, что для производства единицы продукции А и Б требуется одинаковое время -14 часов В этой ситуации воспользуемся критерием МП на единицу узкого места (в нашем примере это часы работы линии).

Для А МП уд= 50: 14 = 3, 57 руб. в час.

Для Б МП уд = 55: 14 = 3, 93 руб. в час.

В нашем примере надо отдать предпочтение при делении машинного времени продукции Б (конечно если нет ограничений маркетингового характера).

Решение о прекращении выпуска отдельных видов продукции.

Рассмотрим эту проблему на примере компании, выращивающей 4 вида фруктов: кокосы, бананы, ананасы, дыни.

Руководству компании необходимо решить проблему с дынями, продажа которых в последнее время приносит убытки. Стоит ли отказаться от производства дынь и если да, то в какой вид продукции лучше вложить освободившиеся ресурсы.

Прогнозируемые на текущий год показатели деятельности компании от продажи всего ассортимента продукции в условных единицах представлены в таблице 1.

Таблица № 1

Показатели Кокос Ананас Банан Дыня Всего
ВР          
Переменные затраты          
МП          
% МП к ВР 62,5 % 37,5 % 35% 25 % 40 %
Постоянные затраты          
Прибыль       - 5  

 

Как показали расчеты, деятельность компании, в целом,прибыльна. Прибыль составляет 30 единиц. Рентабельность продаж – 15%. Но по дыням получен убыток в – 5 единиц. Расчитаем стоит ли фирме отказываться от их производства.

Прибыль компании без выпуска дынь = (200 – 20) – (120- 15) – 50 = 25

Т.о. мы видим, что отказавшись от выпуска дынь фирма получит меньшую прибыль, чем при производстве убыточной продукции. В чем же причина? Главная причина столь парадоксальной ситуации заключается в том, что данный вид продукции имеет положительную МП в 5 единиц, которую отдает в общую «копилку» предприятия для покрытия его постоянных затрат. Отказавшись от дынь, мы теряем эти 5 единиц МП и получаем худший финансовый результат. Возможно, причина убыточности дынь в некорректном распределении постоянных затрат? Изменим базу распределения. Распределим их пропорционально выручке.

Таблица № 2

Показатели Кокос Ананас Банан Дыня Всего
ВР          
Удельный вес выручки в общем объеме 20% 20% 50% 10% 100%
Переменные затраты          
МП          
% МП к ВР 62,5 % 37,5 % 35% 25 % 40 %
Постоянные затраты          
Прибыль          

Мы видим, что при изменении базы распределения постоянных затрат финансовый результат продаж отдельных видов продукции изменился. Дыни перестали быть убыточными. Конечно, если все таки руководство не устраивает такой результат, то оно может отказаться от дынь, например, используя высвободившиеся финансовые, материальные и трудовые ресурсы для производства наиболее рентабельного вида продукции – кокосов, имеющего самый высокий коэффициент МП – 62,5 %.

Проверим наше решение расчетами.

Прибыль без дынь, но при увеличении производства кокосов на 40 единиц (мы высвобождаем 15 ед. переменных затрат на дынях и перебрасываем их на кокосы) составит:

П = (200 – 20 + 40) – (120 – 15 + 15) – 50 = 50

Мы видим, что такое решение выгодно, т.к. прибыль выросла на 20 единиц и рентабельность продаж составила 50: 220 = 22,7% вместо 15%



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: