Социология молодежи как научная дисциплина




Раздел I Теоретические основы социологии молодежи

Тема 1. Социология молодёжи как междисциплинарная отрасль научного знания.

План

1. Социология молодежи как научная дисциплина. Предмет, объект и методы социологии молодежи

2. Структура и функции социологии молодежи

3. Специфика проблем изучаемых социологией молодежи

4. Социология молодежи как межотраслевая дисциплина

Социология молодежи как научная дисциплина

 

СМ – это специальная отраслевая социологическая теория;

СМ – это специфический (социологический) подход к изучению молодежных проблем;

СМ – это наука, предметом которой является выявление характерных черт и особенностей социального облика молодежи, изучение её интересов, потребностей, ценностных ориентаций, ее социальной жизни.

Одно из первых определений СМ было дано В.Т. Лисовским: «СМ – это отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование её жизненных планов и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодежи»

Исходным и достаточно общим может быть следующее определение: социология молодежи – это отраслевая социология, изучающая социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявлений.

Объектом изучения СМ является молодое поколение, которое характеризуется определенным возрастом или возрастными параметрами, психологическими особенностями, специфическим местом в системе общественных отношений, а так же спецификой социального развития.

Предметная область СМ достаточно широка:

Ø специфика молодежи как социально-демографической группы, ее возрастные границы и социальный статус;

Ø характер и факторы социализации молодежи;

Ø процесс самоидентификации молодежи, ее самооценки своей роли и взаимоотношений с другими поколениями;

Ø особенности молодежной культуры, стиля и образа жизни молодежи;

Ø молодежь как целостное поколение и особенности социальной жизни молодежи различных групп, регионов, стран;

Ø социодинамика поколений, механизмы преемственности поколений и их роль в социальном обновлении общества;

Ø формы, уровни, механизмы участия молодежи в различных сферах социальной жизни;

Ø включенность молодых людей в функционирование социальных институтов;

Ø динамика ценностных ориентаций и установок, интересов и мотивов молодежи;

Ø возрастной символизм - образы молодежи в массовом общественном сознании; обряды, ритуалы и традиции, с которыми общество связывает переход человека из одной возрастной страты в другую, от одного возрастного этапа к другому

Ø степень развития и реализации молодежи как социального ресурса;

Ø специфика молодежи как социальной группы, обладающей наиболее высоким потенциалом протеста и соответствующим уровнем инициативности, что особенно актуально в переломные периоды жизни общества;

Ø социальное конструирование и проектирование реальности молодежью.

Таким образом, предмет СМ включает изучение влияния преобразований в целом и в различных аспектах на социодинамику молодежи, образ и стиль ее жизни и модели поведения, изменения в ее системе ценностей, степень открытости общества для вертикальной мобильности.

Специфика предмета наложила свой отпечаток на методы применяемые в СМ. Понимая условность всякой классификации, можно все-таки выделить некоторые подходы.

Психоаналитическая ориентация. В ее основе лежит выводимая из психоанализа концепция жизненного пути личности З.Фрейда, Рут Бенедикт, Льюиса Фойера, Эрика Эриксона. Развитие теории «Эдипова комплекса», в соответствии с которой объясняются природа межпоколенных конфликтов и причины агрессивности выступлений молодежи против существующего порядка. Эпигенетический принцип Эриксона позволил представить развитие индивида, как последовательное прохождение им ряда этапов, каждый из которых означает успешное преодоление предыдущего. Бенедикт показала, что на любом этапе индивид испытывает целенаправленное общественное воздействие, формирующее у него определенный тип социально-психологической зрелости – «социальный характер», соответствующий конкретному обществу.

Структурно-функциональный подход. Основатели – Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс. Шмуэль Айзенштадт работа «От поколения к поколению» рассматривает молодежную группу как систему структурных позиций, заполняемых индивидами, вследствие чего приобретающими некоторый социальный статус и соответствующие социальные роли. Каждая роль служит основной единицей в структурном взаимодействии, регулирующей определенные аспекты поведения молодой личности. В рамках данного подхода зародилась к онцепция межпоколенного взаимодействия согласно которой главная цель любой социальной системы - самовоспроизводство. Нарушение процесса перехода ролей от одного поколения к другому способно привести к серьезной деформации, а в особых случаях и к полному распаду всей структуры общественных взаимосвязей. Этот подход лег в основу специальных социологических теорий – «сексуальной революции» (В.Райх, Г.Маркузе), «конфликта поколений» (Д.Белл, Э.Фромм, Р.Мертон) и пр.

Культурологический подход. Основоположники Альфред Щюц, Питер Бергер, Томас Лукман. Для данного подхода характерно рассмотрение социальных явлений под углом зрения феноменологической социологии – исследователи стремятся осмыслить мир молодежи в его сугубо человеческом бытии, в соотнесении с конкретными целями и поведенческими мотивами реальных индивидов.

Карл Мангейм, исследуя феномен поколенческого единства, раскрыл механизм социального наследования. Потребность в передаче и усвоении материального и духовного опыта постоянно сталкивает все новые волны людского массива с феноменом культуры человечества; этот непрерывный контакт молодых поколений с достижениями цивилизации имеет огромное значение для общества, потому что открывает пути переоценки обретенного культурного багажа, переориентировки движения в новом направлении. По Маннгейму это своего рода компенсация ограниченной и частичной природы человеческого сознания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: