Социология молодежи как межотраслевая дисциплина




 

Уже из самого названия следует заключить, что СМ находится на стыке социологии и научных дисциплин, объектом которых является молодежь.

Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных наук: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии.

Для обозначения всего комплекса наук, изучающих молодежь, утвердилось понятие «ювенология» (лат. juvenalis - «молодой»). Общий знаменатель ювенологических наук – исследование разнообразных проблем молодежи. Различия между ними идут от характера рассматриваемых проблем и своеобразного – социологического, психологического, историко-этнографического, культурологического, педагогического, демографического, медико-физиологического и т.д. угла зрения.

По мнению Валерия Владимировича Павловского, всю сумму научных подходов к подрастающим поколениям можно определить как ювенологические исследования. Ювенология изучает общие проблемы становления и развития подрастающих поколений, имеет свои предмет и объект исследования, свою исследовательскую логику, методологию и выступает как теоретическая и методологическая основа изучения молодежи, основание для обобщения и систематизации совокупности знаний о подрастающих поколениях, формирования научного знания о них, соответствующих методов. Она позволяет определить и учитывать биообщественную природу новых поколений, возрастные стадии молодости, социальную структуру новой смены людей в конкретно-исторических условиях природы и общества, виды, ступени и закономерности ее вхождения в природные и общественные сферы, проблемы отчуждения и его преодоления, типы личностей индивидов молодежного возраста и др. Ювенология может служить базой междисциплинарных исследований проблем названной возрастной группы, рассматривая экообщественные явления, процессы, которые обеспечивают становление и развитие подрастающих поколений, а также регуляторы, воздействующие на молодежь».

Ювенология переживает сегодня этап становления. Отдельные ее отрасли достигли разной степени зрелости. Одни из них (социология молодежи, психология юношества как раздел возрастной психологии) уже сложились как самостоятельные научные дисциплины. Другие – развиваются в рамках конкретных наук (демографии, этнографии, культурологии и т.д.). Конечно, такой подход имеет право на существование. Возможно комплексное изучение молодежи как социокультурного явления с позиций разных наук о человеке и обществе. Но подобный характер ювенологии создает предпосылки для не совсем четкого определения места социологии молодежи в ее структуре.

Чаще всего проявляются две крайности:

1) ставится знак равенства между социологией молодежи и ювенологией в целом. В ряду подходов к разработке социологических теорий молодежи оказываются и психологический, и культурологический. Они действительно близки к социологии молодежи, но достаточно самостоятельны и относительно автономны.

2) социологические исследования растворяются в других подходах к изучению проблем молодежи, чаще всего – в социальной и возрастной психологии, что связано с размытостью границ между социологией и социальной психологией.

Ювенология – комплексное междисциплинарное знание о взрослении, становлении и развитии молодого поколения в диалектическом единстве социального, духовного и биологического начал, базирующихся на общности процессов воспитания, образования и социализации молодежной популяции в целях стратегического развития на долгосрочную перспективу.

 

 

Раздел I Теоретические основы социологии молодежи

Тема 1. Социология молодёжи как междисциплинарная отрасль научного знания.

 

План семинарского занятия

1. Социология молодежи как научная дисциплина

2. Предмет и объект социологии молодежи

3. Методы социологии молодежи

4. Структура и функции социологии молодежи

5. Специфика проблем изучаемых социологией молодежи

 

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Темы для сообщений, докладов, рефератов

1. Охарактеризуйте взаимосвязи социологии молодежи с другими науками

2. Проблема отцов и детей. Различные виды отношений «отцы и дети»

3. Составьте собственное определение социологии молодежи. Обоснуйте свое решение.

4. Напишите эссе на тему: «Перспективы дальнейшего развития социологии молодежи».

5. Напишите эссе на тему: «Роль социологических исследований молодежи в моей профессии».

 

 

Литература

1. Безрукова, О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во С-Петерб. Ун-та, 2004. - С. 3-11

2. Головатый, Н.Ф. Социология молодежи: курс лекций. - Киев: МАУП, 1999. - С.7-10

3. Маршак, А.Л. Социология: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2002. -С. 178-184;

4. Павловский, В.В. Социология молодежи и ювенология // СОЦИС. - 1999. - № 5. - С. 46-52

5. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998.- С.130-132



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: