ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ




НАУКА. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ОБЪЕКТЫНАУКИ

 

НАУКА ОБЪЕКТ НАУКИ
... Закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти
Правоведение Система основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права

2. Запишите слово, пропущенное в схеме.

3. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

 

НАЗВАНИЕ НАУКИ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
... Изучает поведение человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания
Социология Изучает взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества

4. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

 

НАЗВАНИЕ НАУКИ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
Экономика Система рыночных отношений, производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг
... Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция, продолжительность жизни

5. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

МЕТОД ПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Наблюдение Целенаправленный процесс восприятия явлений окружающего мира, предметов действительности
Выдвижение... Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в существующие теории

6. Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

МЕТОДЫПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
... Целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира
Выдвижение гипотез Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в прежние теории

7. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

 

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ПРИМЕРЫ
Рациональность Эмпирические данные приобретают научный характер только при включении их в систему теоретических положений, выводов
... Любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованны

8. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

 

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
... Непосредственная направленность на изучение конкретного объекта познания
Теоретический Направленность на выявление обобщающих идей и принципов, формулирование закономерностей и законов

9. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФОРМЫ(ОБЛАСТИ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

ФОРМЫ(ОБЛАСТИ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
... Получение, теоретическое обоснование и систематизация объективных знаний о мире
Искусство Образное осмысление действительности

10. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

 

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
... Независимость знания от качеств познающего субъекта
Доказательность Любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы

11. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ

 

МЕТОД ПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Анализ Процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части
... Процесс мысленного или фактического воссоединения целого из составных частей

12. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

Уровни научного познания
Эмпирический Исходный этап научного познания, его основа, заключается в установлении фактов, их первичной группировке.
... Опирается на абстрактное мышление, заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний.

13. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Наблюдение, эксперимент, метод познания, анкетирование, интервьюирование.

14. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Научное познание, системность знания, опора на эксперименты, рационалистические доводы, объективность.

15. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Компьютерное моделирование, научное наблюдение, социальный эксперимент, историческая аналогия, метод познания.

16. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Опытная проверка, исследовательская гипотеза, классификационная основа, научное познание, теоретическая обоснованность.

17. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Сравнение фактов, аналогия, эксперимент, классификация фактов, метод познания.

18. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Духовная культура, фундаментальная наука, образование, литература, живопись.

19. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука».

 

1) гипотеза

2) эксперимент

3) доказательность

4) рациональность

5) чувственность

6) теория

7) концепции

8) субъективность

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

20. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.

 

1) наблюдение; 2) ощущение; 3) суждение; 4) выдвижение гипотезы; 5) проведение эксперимента; 6) эмпирическое описание.

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

21. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к методам научного познания.

 

1) наблюдение за явлением

2) представление

3) ощущение

4) мысленное моделирование

5) проведение эксперимента

6) описание объекта

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

22. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.

 

1) наблюдение; 2) ощущение; 3) суждение; 4) выдвижение гипотезы; 5) проведение эксперимента; 6) эмпирическое описание

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

23. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой методы теоретического уровня научного познания.

 

1) логическая модель; 2) эксперимент; 3) выдвижение гипотезы; 4) аналогия; 5) идеализация; 6) измерение

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

24. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют формы познания.

 

1) представление

2) наблюдение

3) абстрагирование

4) ощущение

5) восприятие

6) суждение

 

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.

25. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания.

 

1) представление

2) измерение

3) выдвижение гипотез

4) эксперимент

5) восприятие

6) эмпирическое описание

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.

26. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют операции (приёмы) мышления.

 

1) анализ; 2) синтез; 3) наблюдение; 4) абстрагирование; 5) эксперимент; 6) обобщение

 

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.

27. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира. Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.

 

1) теоретическое обобщение фактов

2) констатация протекания отдельных событий

3) образность и оригинальность отражения объективной реальности

4) стремление к достоверному, обоснованному и объективному знанию

5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин

28. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) использование понятий

2) логическое выведение умозаключений

3) экспериментальное подтверждение результатов

4) открытость рациональной критике любого положения

5) опора на данные опыта чувственного познания

29. Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) проведение контрольных измерений

2) выдвижение и обоснование гипотез

3) создание логической модели изучаемого объекта

4) описание изучаемых явлений

5) проведение научного эксперимента

6) объяснение существующих взаимосвязей

30. Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений

2) выдвижение и обоснование гипотез

3) фиксация обобщений в виде законов

4) получение количественных данных об изучаемом объекте

5) разработка научных теорий

6) объяснение существующих взаимосвязей

31. Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие научное познание от других видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) субъективный характер используемых суждений

2) доступная форма изложения

3) экспериментальная проверка результатов

4) опора на авторитет

5) взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней

6) разработка специального понятийного аппарата

32. Выберите верные суждения об особенностях социального познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Ученый, изучающий общество, использует общенаучные методы и средства познания.

2) Объективная истина в социальном познании не достижима.

3) Социальные явления необходимо рассматривать в историческом и культурном аспектах.

4) Социальное познание может быть не только научным, но и обыденным.

5) Одной из социальных наук является филология.

33. Выберите верные суждения о науке как отрасли духовной жизни и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Результаты научных исследований зависят от отношения исследователя к обществу, природе и духовной жизни в целом.

2) Наука даёт теоретическое обоснование законов развития природы и общества.

3) Основой научной деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация.

4) Наука не только описывает природные или общественные явления, но и позволяет построить причинно-следственные связи между ними.

5) Научные выводы базируются на убеждении и вере.

34. Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о природе, обществе, человеке.

2) Компонентом научного знания являются этические оценки социальных явлений.

3) Наука представлена совокупностью отраслей и исследовательских организаций.

4) Наука способна прогнозировать последствия преобразовательной деятельности человека.

5) Наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмоциональное воздействие на человека.

35. Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Науке, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность.

2) Наука нацелена на исследование объективных законов, действующих в природе и обществе.

3) Наука допускает применение художественного вымысла в исследованиях.

4) Научные знания влияют на формирование мировоззрения человека.

5) Доказательность в науке означает, что любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованны.

36. В структуре наук учёные выделяют социально-гуманитарные науки. Выберите в приведённом ниже списке социально-гуманитарные науки, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) биология

2) математика

3) культурология

4) политология

5) физика

6) история

37. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ   ФУНКЦИИ НАУКИ
A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата   1) производственная 2) прогностическая

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е
           

38. Установите соответствие между признаками и формами культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ   ФОРМЫКУЛЬТУРЫ
A) логическая стройность Б) аллегоричность B) обоснованность выводов Г) эмоциональность Д) выдвижение гипотез Е) гиперболизация   1) искусство 2) наука

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е
           

39. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ   УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
A) формулирование научных законов Б) объяснение сущности изучаемых явлений B) выдвижение гипотез Г) наблюдение изучаемых явлений Д) проведение количественных измерений   1) эмпирический 2) теоретический

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

40. Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ   УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ)
A) доказательство положений Б) сбор фактов B) описание наблюдаемых явлений Г) формулирование научной проблемы Д) выдвижение гипотез   1) эмпирический 2) теоретический

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

41. Установите соответствие между формами духовной культуры и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ   ФОРМЫДУХОВНОЙ СФЕРЫ
А) доказательность Б) образность В) эмоциональность Г) фундаментальность Д) иносказательность   1) наука 2) искусство

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д
         

42. Установите соответствие между характеристиками и функциями наук: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   Функции науки
А) показывает возможные опасные тенденции развития общества Б) предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира   1) мировоззренческая 2) прогностическая

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

43. Установите соответствие между философскими дисциплинами и их отличительными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
А) изучаются формы, методы и законы интеллектуальной познавательной деятельности Б) изучаются мораль и нравственность В) изучаются сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни Г) наибольшее влияние оказывает на искусство Д) наибольшее влияние оказывает на науку   1) этика 2) эстетика 3) логика

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д
         

44. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

МЕТОДЫ   УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
А) наблюдение Б) выдвижение гипотез B) эксперимент Г) описание Д) измерение   1) эмпирический уровень 2) теоретический уровень

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

45. Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ПРИЗНАКИ   ФОРМЫ(ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ
А) логическая стройность Б) аллегоричность В) обоснованность выводов Г) эмоциональность Д) выдвижение гипотез   1) искусство 2) наука

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

46. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ   УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
А) формулирование научных законов Б) логичность В) выдвижение гипотез Г) наблюдение изучаемых явлений Д) проведение количественных измерений   1) эмпирический 2) теоретический

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

47. Установите соответствие между характеристиками и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
А) создание логической модели изучаемого объекта Б) описание изучаемых явлений В) проведение научного эксперимента Г) объяснение существующих взаимосвязей Д) наблюдение явлений окружающего мира   1) эмпирическое познание 2) теоретическое познание

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

48. Установите соответствие между характеристиками и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
А) проведение контрольных измерений Б) выдвижение и обоснование гипотез В) создание логической модели изучаемого объекта Г) описание изучаемых явлений Д) проведение научного эксперимента   1) эмпирическое познание 2) теоретическое познание

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

A Б В Г Д
         

49. Установите соответствие между характеристиками и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
А) объяснение существующих взаимосвязей Б) наблюдение явлений окружающего мира В) выдвижение и обоснование гипотез Г) создание логической модели изучаемого объекта Д) описание изучаемых явлений   1) эмпирическое познание 2) теоретическое познание  

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

50. Установите соответствие между методами научного познания и их уровнями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ   УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯ
А) идеализация Б) эксперимент В) наблюдение Г) формализация Д) описание   1) теоретический 2) эмпирический

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д
         

51. Установите соответствие между предметами исследования и социальными науками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ   СОЦИАЛЬНАЯ НАУКА
А) взаимоотношения, возникающие между группами и общностями людей Б) правовые формы самоорганизации общества или правовой системы общества В) характер структуры общества Г) проблемы социального неравенства и принципы разрешения социальных конфликтов Д) существенные, устойчивые и общие связи (соотношение зависимости), заключаемые между главными правовыми явлениями и институтами   1) юриспруденция 2) социология

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д
         

52. Установите соответствие между результатами научной деятельности и функциями науки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

РЕЗУЛЬТАТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ФУНКЦИЯ НАУКИ
А) открытие закона всемирного тяготения Б) разработка системы беспроводной связи В) создание модели изменения климата на Земле до конца XXI в. Г) создание атомного реактора Д) открытие нового вида морских черепах   1) познавательно-объяснительная 2) прогностическая 3) производственная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д
         

53. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ   УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
А) формулирование научных законов Б) сбор опытных данных В) выдвижение и обоснование гипотез Г) экспериментальная проверка полученных данных Д) наблюдение изучаемых явлений   1) эмпирический 2) теоретический

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д
         

54. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ   УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
А) измерение и систематизация научных фактов в виде таблиц Б) накопление информации об исследуемых объектах и явлениях В) выдвижение гипотез Г) выявление общих признаков у объектов познания и сведение их в общие классы по этим признакам Д) исследование путём оперирования знаками (формулами) без непосредственного обращения к объекту познания   1) эмпирический 2) теоретический

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д
         

55. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

МЕТОДЫ   УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
А) наблюдение Б) эксперимент В) описание объекта Г) объяснение существующих взаимосвязей Д) формулирование закономерностей   1) эмпирический 2) теоретический

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д
         

56. Установите соответствие между отличительными признаками и философскими дисциплинами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК   ФИЛОСОФСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
А) это область социально-философских исследований, в рамках которой изучается мораль Б) нормативная наука о законах, принципах и методах идеализированных рассуждений, выражающих результаты рациональной мыслительной деятельности человека В) философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве Г) изучает формы, методы и законы интеллектуальной деятельности Д) задачей является теоретическое описание и объяснение категорий добра и зла   1) этика 2) эстетика 3) логика

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д
         

57. Установите соответствие между примерами и функциями науки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР   ФУНКЦИЯ НАУКИ
А) Учёные-экономисты заявили о возможном падении производства сельскохозяйственной продукции в связи с распространением вируса среди злаковых культур. Б) На основе разработок учёных-биологов в массовое производство был запущен не вредящий экологии пестицид, отпугивающий грызунов. В) Учёные предоставили сведения об убытках, которые понесёт экономика государства в связи с глобальным потеплением. Г) Учёные разработали «умный» стул, который позволит формировать правильную осанку с детского возраста. Д) Учёные разработали сверхчувствительный сенсорный элемент, с помощью которого можно проводить медицинские и криминалистические экспертизы.   1) производственная 2) прогностическая

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д
         

58. Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)

 

1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства.

2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным.

3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития.

4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития.

5) Все более очевидной становится ее социальная функция.

6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых.

59. Члены «Клуба любителей древностей», посетив раскопки ряда древних городищ, выдвинули собственную версию их возникновения. Однако профессиональное сообщество археологов и историков признало данную версию ненаучной.

 

Какие из приведённых ниже оснований могли стать основой такой оценки ученых?

 

1) версия опровергала положения, принятые в науке

2) выводы членов клуба не имели логических обоснований

3) предположения любителей древностей не получили практического подтверждения, но они были обоснованы теоретически

4) версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств

5) участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба

6) разработчики версии признают вмешательство неземного разума

60. Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?

 

1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости

2) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов

3) использование художественных образов для интерпретации социальных процессов

4) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей

5) описание случаев социальной дифференциации населения

6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости

61. Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) разработал модель экосистемы

2) проводил наблюдения в полевых условиях

3) изучил литературу по проблеме исследования

4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов

5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение

6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе

62. Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.

 

1) опора на данные наблюдений

2) экспериментальное подтверждение выводов

3) учет накопленного опыта

4) использование форм рационального познания

5) разработка обоснованных теорий

6) применение строго определенных понятий

63. Ученые-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей — различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) мировоззренческая

2) социальная

3) познавательная

4) производительной силы

5) прогностическая

6) рекреационная

64. Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите из приведённого перечня эмпирические методы исследования, используемые Петровым. Запишите цифры, под <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: