Источники КП в зарубежных странах.




Конституционное право зарубежных стран

Литература: учебники не раньше 2010 года Чиркин В.А или профессор Автономов

 

Анатолий Петрович Гаранджа

 

Сборник конституции зарубежных государств Маклаков 2010

 

Конституционное право в зарубежных странах как отрасль права, наука, учебная дисциплина.

 

КПЗС не означает особую отрасль права, поскольку такой отрасли не существует, существует же конституционное право конкретных государств. Нет также и науки с таким названием. При употреблении термина КПЗС речь идет о собирательном, комплексном и сравнительном сравнении стран зарубежья, а также об ответвлении науки КП.

 

В связи с тем, что КП в правоведении рассматривается в трех аспектах:

1. Как отрасль права конкретных государств

2. Как наука

3. Как учебная дисциплина (в системе юр. Образования)

 

Сначала мы рассмотрим его в 1-м аспекте, т.е. как отрасль права.

Самостоятельность КП в системе любой страны обуславливается его особым предметом регулирования. КП регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением публичной (главным образом гос.) власти. Это отношение между человеком, обществом и государством и основополагающее отношение определяющее устройство государства и его функционирование.

Основанием разграничения КП является метод правового регулирования. Под которым понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения. Основным методом в конституционно-правовом регулировании правовоых отношений относятся:

1. Предписания (?).Какой то метод. Для норм КП к организации и функционированию власти. (пример – ст. 94 конституции Италии устанавливает что парламент должен получить доверие народа)

2. Запрещения

3. Дозволения

4. Метод провозглашения (например конституция греции устанавливает что тайна переписки абсолютно неприкосновенна)

 

В целом метод принуждения основывается на властно-императивных началах.

Т.о. установив предмет и метод КП мы можем сформулировать определение КП как систему норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, а также основа общественного строя, основы организации и деятельности системы органов публичной власти.

 

КП представляет собой достаточно сложную систему, включающую много частей и элементов, которые характеризуют его внутреннее строение и обособляют от других отраслей права.

 

1. Общие принципы

2. Институты

3. Нормы

 

Общие принципы КП это суть данной отрасли права, основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осуществляет конституционно-правовое регулирование общественных отношений. Общие принципы составляя каркас системы КП придают ей единую направленность. Они регулируют общ. Отношения не непосредственно а через конкретные правововые нормы, соответственно превращаясь в этих нормах а также в правоприменительной практике.

 

Две группы принципов:

1. Включает принципы которые не формулируют конкретные права и обязанности не всегда обеспечены правовыми санкциями, но при этот они имеют определяющее значение для большинства КП норм. Например принцим разделения властей, пр. народного представительства.

2. Принципы которые имеют четкую юридическую форму выражения и непосредственно применимы в гос. Деятельности. (например принцип неответственности Монарха как главы гос-ва).

3. Конституционно-правовые норм, представляющие собой общеобязательные правила поведения установленные гос-вом в целях регулирования опр-х общественных отношений, которые регулируются через права и обязанности и обеспечиваются силой государства.

 

Эти нормы отличаются тем что регулируют важные общественные отношения, именно они оформляют правовые основы государства, эти нормы имеют двухэлементную структуру, а иногда даже одноэлементную.

 

КП нормы можно классифицировать по разным параметрам.

 

Институты КП

 

Представляет собой отдельную группу норм, регулирующее отдельные и взаимосвязанные общественные отношения (статус человека и гражданина, форма правления, основа общ. Строя и целый ряд других).

 

КП отношения – можно определить как общественные отношения урегулированные нормами конституционного права, или возникшие на их основе индивидуализированные общественные связи между субъектами конституционного права. Состоит из 3 элементов:

1. Содержание. Социальное поведение субъектов КП обеспечиваемое и направляемое государством путем определения их конкретных прав и обязанностей.

2. Субъекты. В их число включаются несколько групп субъектов – национальные общности – народ, нации, классы. Государства,его составные части.

Основные органы государства (глава гос-ва), общ. Объединения и коллективы граждан. Депутаты представительных органов власти. Органы местного самоуправления и управления. Граждане а также лица с двойным или множественным гражданством. Иностранцы и апокриды. Церковь.

3. Объекты. Могут быть как материальные ценности, так и нематериальные (свобода).

 

Источники КП в зарубежных странах.

1. Нормативные правовые акты

2. Конституционные обычаи, доктринальные источники.

Виды законов

Конституционные законы в большинстве зарубежных стран, это акты посредством которых вносятся изменения и поправки в конституцию страны. Все законы принимаются в соответствии с процедурой предусмотренной конституцией. Обычно это особо усложненный процесс.

Конституционные законы имеют большую юридическую силу чем другие законы но меньше чем конституция.

Органические законы регулируют право в целом. Характерными особенностями принятия таких законов является ограничение круга субъектов права в законодательной инициативе. Такие законы принимаются абсолютным либо квалифицированным большинством парламентариев. В ряде стран органические законы после принятия парламентом но до подписания главой гос-ва направляются в орган конст. Контроля на предмет соответствия конституции.

Нормы органического законно имеют преимущество перед обычными. Обычные законы образуют основную массу законодательных актов, в отличии от органических законов обладающих большей юр. Силой, обычные законы регулируют больше отношений.

Принятие обычных законов осуществляется на основе законов предусмотренных конституцией.

Органический закон регламентирует организационно-правовые институты (например высший арбитражный суд в РФ, или другие ФКЗ).

 

Особенность чрезвычайных законов то – что они принимаются на определенный промежуток времени, и могут приостанавливать действие отдельных положений конституции.

Рефернтарные законы –принимаются на референдумах. Изменить или отменить такой закон можно только на референдуме.

Региональные законы принимаются по вопросам которые отнесены федерацией к компетенции субъектов федерации. А также парламентами субъектов политической территориальной автономии, также отнесенные к компетенции субъектов автономии.

 

Внутригосударственные, публично-правовые договоры, которые регулируют конституционные проблемы, в случаях когда заключившие их субъекты на это управомочены. Например ст. 45 конст. Испании предусматривает что ее автономные области могут заключать между собой договоры на взаимное оказание услуг.

 

К источникам КП относятся регламенты их палат, в силу того что эти регламенты содержат нормы определяющие организацию и процедуру работы парламента

Нормативные правовые акты главы государства и исполнительной власти (указы монарха, декреты президента, постановления правительства, постановления Центризбиркома страны по вопросам выборов). Наиболее важное значение имеют акты обладающие силой закона.

Конституция Франции предусматривает что главой государства на основе принадлежащих ему по конституции полномочий вправе издавать ордонансы равные по силе законам.

 

Акты органов организационного контроля (решения конст. Суда германии, конст совета казахстана и.т.д). Источниками конст. Права они являются потому что содержат КП нормы о конституционности законов и других нормативно правовых актов, а также о компетенции органов и толковании конституции.

 

На локальном уровне существуют уставы, статуты, хартии, регулирующие вопросы местного самоуправления. В странах англосаксонской системы права существует такой источник права как судебный прецедент. Это решение суда которое является обязательным по другим таким делам. В Англии принцип контрасигнатуры (король не может действовать один) благодаря судебному прецеденту.

Признание судебного прецедента источником права означает что не только юрисдикционную функцию исполняет власть но и правотворческую.

Конституционные обычай – сложившееся в практике единообразной деятельности органов гос-ва правило имеющее устный характер, нигде в официальных изданиях не написанное, опирающееся на консенсус участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае их нарушения. Например, лидер партии парламентского большинства – премьер-министр.

Своды религиозных правил. При этом юридическая сила их превосходит даже силу конституционных норм. К таким странам относится например Иран, у них высшим источником власти является шариат.

Нормативные правовые акты интеграционных объединений государств и и международные договоры. Наиболее развитым в ведении которого участники передали ряд своих прав – Евросоюз. Его учредительные акты а также принимаемые органами нормативные акты являются актами прямого применения и обладают верховенством в отношении к национальным актам любого уровня, в т.ч. конституции.

Правовой режим, такого источника права, как международные договоры и соглашения. После 2 мировой войны появилась целая группа таких актов которые трактуют осуществление прав и свобод осуществляемых на конституционном уровне (всеобщая декларация прав человек, и ряд других актов принятых в основном ООН) закрепленные в этих актах положения обязательны для государств их ратифицировавших. Отличие же от других актов – они обычно не снабжены юрисдикционной защитой кроме конвенции прав человек и основные свобод, которая предусмотрела создание специальных контрольных органов – европейского суда по правам человека, обладающего правом обязательных решений исполнение которых обязательно, и совета министров Европы который контролирует вынесение решений европейского суда.

Национальные и революционные хартии. Акты единственных правящих партий в ряде стран, декреты военных и революционных советов, то есть временных органов гос. Власти (Ливия).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: