Задание 2. Решение задачи на определение массовой доли компонентов смеси и примесей.




Лабораторная работа.

Тема: Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

Цель: Ознакомиться со свойствами дисперсных систем. Научиться решать задачи на определение массовой доли компонентов смеси и примесей.

Теоретическая справка.

Данная ссылка поможет вам выполнить задания лабораторной работы. https://www.youtube.com/watch?v=bqVyKALtFYw

Чистые вещества в природе встречаются очень редко, чаще всего встречаются смеси. Смеси разных веществ в различных агрегатных состояниях могут образовывать гомогенные (растворы) и гетерогенные (дисперсные) системы.

Дисперсными – называют гетерогенные системы, в которых одно вещество – дисперсная фаза (их может быть несколько) в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объеме другого – дисперсионной среде.

Среда и фазы находятся в разных агрегатных состояниях – твердом, жидком и

газообразном. По величине частиц веществ, составляющих дисперсную фазу, дисперсные системы делятся 2 группы:

1) Грубодисперсные (взвеси) с размерами частиц более 100 нм. Это непрозрачные системы, в которых фаза и среда легко разделяются отстаиванием или фильтрованием (эмульсии, суспензии, аэрозоли).

2) Тонкодисперсные – с размерами частиц от 100 до 1 нм. Фаза и среда в таких системах отстаиванием разделяются с трудом, к ним относят золи (коллоидные растворы- "клееподобные") и гели (студни).

Коллоидные системы прозрачны и внешне похожи на истинные растворы, но отличаются от последних по образующейся “светящейся дорожке” – конусу при пропускании через них луча света. Это явление называют Тиндаля.
При определенных условиях в коллоидном растворе может начаться процесс коагуляции. Коагуляция – явление слипания коллоидных частиц и выпадения их в осадок. При этом коллоидный раствор превращается в суспензию или гель.
Гели или студни представляют собой студенистые осадки, образующиеся при коагуляции золей. Со временем структура гелей нарушается (отслаивается) – из них выделяется вода (явление синерезиса )

Различают 8 типов дисперсных систем

Дисперсионная среда Дисперсная фаза Примеры некоторых природных и бытовых дисперсных систем
Газ Газ Отсутствует (всегда гомогенная смесь (воздух, природный газ)
Газ Жидкость Туман (карбюраторная смесь в двигателях автомобилей (капельки бензина в воздухе), аэрозоли
Газ Твердое вещество Пыли в воздухе, дымы, смог, самумы (пыльные и песчаные бури), аэрозоли
Жидкость Газ Газовые эмульсии, пены (Шипучие напитки, пены)
Жидкость Жидкость Эмульсии (плазма крови, лимфа), жидкое содержимое клеток (цитоплазма, кариоплазма)
Жидкость Твердое вещество Золи, гели, пасты (кисели, студни, клеи), суспензии. (речной и морской ил, взвешенные в воде; строительные растворы)
Твердое вещество Газ Твердые пены (Снежный наст с пузырьками воздуха в нем, почва, текстильные ткани, кирпич и керамика, поролон, пористый шоколад, порошки)
Твердое вещество Жидкость Твердые эмульсии (медицинские и косметические средства (мази, тушь, помада и т. д.)
Твердое вещество Твердое вещество Твердые золи, сплавы (Горные породы, цветные стекла)

 

Ход работы.

Задание 1. Ответьте на вопросы.
1. Как подразделяют грубодисперсные системы? Назовите представителей каждой группы и укажите их значение.
2.Что такое коллоидные растворы и какие они бывают?
3. Что такое дисперсные системы, дисперсная фаза, дисперсионная среда.
4. Классификация дисперсных систем по агрегатному состоянию. Привести примеры.
5. Один из видов латуни содержит 60% меди и 40 % цинка. Укажите, что является дисперсионной средой, а что дисперсной фазой?
6. Как можно отличить коллоидный раствор от истинного?

Задание 2. Решение задачи на определение массовой доли компонентов смеси и примесей.

Какую массу вещества оксида кальция можно получить при термическом разложении 600г известняка, содержащего 10% примесей?

Задание 3. Распределите дисперсные системы на отдельные группы в зависимости от агрегатного состояния дисперсной фазы и дисперсионной среды:

жидкие среды организма, песчаные бури, воздух, попутный газ с капельками нефти, крем, пены, цветные стекла, текстильные ткани, шипучие напитки, медицинские и косметические средства, пористый шоколад, молоко, кирпич и керамика, природный газ, влажная почва, горные породы, строительные растворы, пасты, смог, порошки, нефть, пыль в воздухе, гели, дымы, сплавы, туман, золи.

 

Заполните таблицу «Дисперсные системы»:

Среда Фаза
Г Ж Т
Г      
Ж      
Т      

Г – газообразное вещество; Ж – жидкое вещество; Т – твердое вещество

 

Задание 4. Рассмотрите рисунок, изображающий дисперсную систему. Назовите ее основные компоненты:

 

 


Практическая часть работы.
1. Получение суспензии мела

Оборудование и реактивы. Пробирка; порошок мела; вода.

Порядок выполнения опыта. Суспензия мела используется в качестве побелки. Суспензию готовят либо из порошка мела, либо из специальных меловых паст, смешивая их в определенной пропорции с водой. Насыпьте в пробирку примерно 1/2 чайной ложки мела. Можно использовать школьный мелок, растертый в ступке, или имеющуюся в продаже в хозяйственных магазинах меловую побелку. Добавьте в пробирку 4-5 мл воды, закройте отверстие пробирки и энергично ее потрясите. (Можно ли назвать образующуюся жидкость раствором? Почему?). Наблюдайте за расслоением суспензии. (Чем оно обусловлено? Какие частицы седиментируют в первую очередь? Стала ли жидкость над осадком абсолютно прозрачной? Почему? Для чего перед использованием меловую побелку фильтруют через слой капрона, марли или ткани?).

2. Получение коллоидного раствора органического вещества в воде.

Оборудование и реактивы. Пробирка; одеколон; вода.

Порядок выполнения опыта. В пробирку с 3-4 мл воды приливают немного одеколона (истинный раствор органических ароматизаторов в спирте). В водно-спиртовой среде органические вещества растворяются хуже, образуется опалесцирующий коллоидный раствор.

3. Получение эмульсии растительного масла

Оборудование и реактивы. Пробирка с пробкой; растительное масло; вода.

Порядок выполнения опыта. Налейте в пробирку 2-3 мл воды и 1 мл растительного масла. (Смешиваются ли жидкости? Какая из них образует верхний слой? Почему?). Закройте пробирку пробкой и интенсивно встряхните. (О чем свидетельствует мутность полученной системы?) Наблюдайте расслоение образовавшейся эмульсии. (Почему опасно попадание воды в масло системы смазки двигателя автомобиля?)

4. Получение геля белка куриного яйца.

Оборудование и реактивы. Химический стакан на 200 мл; яичный белок; вода.

Порядок выполнения опыта. К 100 мл воды добавляют немного белка куриного яйца. Опалесцирующий эффект полученного раствора указывает на его коллоидную природу.

5. Синерезис.

Оборудование и реактивы. Пищевой студень: холодец, заливное.

Порядок выполнения опыта. Для гелей характерно явление синерезиса - расслоения геля с выделением жидкой дисперсионной среды. Синерезис сопровождается уплотнением пространственной структурной сетки и уменьшением объема геля. Именно явление синерезиса определяет срок годности пищевых, косметических и медицинских гелей. Если кусочек холодца или заливного вынуть из холодильника и оставить на столе на некоторое время, гель расслаивается с выделением жидкости.

Вывод.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: