ТРЕНИНГ
Paul Birch
INSTANT COACHING
KOGAH PAGE
Пол Берч
ТРЕНИНГ
Санкт-Петербург
Издательский Дом «Нева»
УДК 330.8 ББК 88.4 БП
Права на издание получены по соглашению с Kogan Page Limited.
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть
воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного
разрешения владельцев авторских прав.
Берч Пол
БП Тренинг / Пер. с англ., под ред. И. В. Андреевой. — СПб.: Издательский Дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003. - 160 с.
ISBN 5-7654-2993-9 ISBN 5-94848-274-Х ISBN 0-7494-3441-4 (англ.)
Сегодня никого не нужно убеждать в необходимости постоянного совершенствования, приобретения новых навыков и умений для успешного делового развития. Книга, которую вы держите в руках, посвящена самым современным методикам организации тренинга в коллективе. Она содержит конкретные рекомендации по составлению плана тренинга, его проведению и анализу результатов, а также большое количество практических упражнений. Издание, безусловно, необходимо практикующим тренерам, руководителям специализированных агентств и сотрудникам отделов кадров.
УДК 330.8 ББК 88.4
ISBN 5-7654-2993-9 ISBN 5-94848-274-Х ISBN 0-7494-3441-4 (англ.)
© Paul Birch. 2000
© Пер. на русский язык,
Д. Пашин, 2003 © Издательский Дом «Нева», 2003
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Что такое тренинг?......................................................... 7
Глава 2. Кто может быть тренером?........................................ 11
Глава 3. Кого можно тренировать?.......................................... 15
Глава 4. Алгоритм тренинга....................................................... 21
Глава 5. Приступаем..................................................................... 25
Глава 6. Упражнения.................................................................... 29
6.1. Выше планку............................................................... 30
|
6.2. Подведение итогов..................................................... 31
6.3. Проверка вашей компетентности.......................... 33
6.4. Реалистичный подход............................................... 34
6.5. Нереалистичный подход......................................... 36
6.6. Выстраивание отношений....................................... 37
6.7. «Вот видите — получилось!».................................. 39
6.8. Проверка понимания................................................. 40
6.9. Оценка ваших тренерских качеств........................ 42
6.10. Тренинг как корпоративная норма..................... 43
6.11. Тренинг вне работы................................................. 45
6.12. Совместный тренинг................................................ 46
6.13. Тренинг вашего босса............................................. 48
6.14. Тренинг коллег.......................................................... 49
6.15. Взгляд со стороны.................................................... 51
6.16. Делегирование полномочий.................................. 52
6.17. Создание надлежащей обстановки..................... 54
6.18. Доверие........................................................................ 55
6.19. Увиливание от работы............................................ 57
6.20. Избавление от негатива.......................................... 58
6.21. Чрезвычайные ситуации........................................ 60
6.22. Зарождение веры...................................................... 61
6.23. Темп............................................................................... 63
6.24. Налаживание двустороннего процесса............. 64
6.25. Итоговая сессия........................................................ 66
6.26. От «зачем/почему?» к «как?»................................. 67
6.27. Преодоление беспокойства................................... 69
6.28. Обратная связь.......................................................... 70
6.29. Постановка целей и задач...................................... 72
6.30. Цели.............................................................................. 73
6.31. Еще поднапрячься.................................................... 75
|
6.32. «Не могу»................................................................... 76
6.33. «Если бы только не они...»........................................ 78
6.34. Индивидуальный тренинг.......................................... 79
6.35. Долой страхи............................................................... 81
6.36. Я знаю, что я знаю..................................................... 83
6.37. Стиль обучения.......................................................... 84
6.38. Как научиться верить................................................. 86
6.39. Нотации и окрики....................................................... 87
6.40. Альтернативные цели................................................. 89
6.41. Любовь........................................................................ 91
6.42. Разберемся со временем............................................ 92
6.43. Оценивание................................................................. 94
6.44. Миссия........................................................................ 95
6.45. Мы действуем здесь и сейчас.................................... 97
6.46. Осмысление................................................................ 99
6.47. Тренинг как процесс................................................... 100
6.48. Планируем тренинг.................................................... 101
6.49. Положительные установки........................................ 103
6.50. Положительная визуализация................................... 105
6.51. Проблемы, проблемы................................................. 106
6.52. Напор - Отступление.................................................. 108
6.53. Практическое воплощение......................................... 110
6.54. Быстрые результаты................................................... 112
6.55. Нежелание совершенствоваться................................ 113
6.56. Образцы для подражания........................................... 115
6.57. Поделитесь тем, что знаете........................................ 117
6.58. Медленный прогресс.................................................. 118
6.59. Остановиться и подумать.......................................... 120
6.60. Стратегия..................................................................... 122
|
6.61. Наставничество против тренинга............................... 123
6.62. Командный тренинг.................................................... 125
6.63. Будущее — неизвестная страна................................. 127
6.64. Прошлое — неизвестная страна................................ 128
6.65. Ленивый тренер.......................................................... 130
6.66. Использование алгоритма ADAPT........................... 131
6.67. Прозорливость........................................................... 133
6.68. Когда тренировать...................................................... 134
6.69. У-вэй........................................................................... 136
Библиография.................................................................................. 139
Приложение..................................................................................... 143
ЧТО ТАКОЕ ТРЕНИНГ?
Начнем с самого начала. Что вы знаете о тренинге? Вы, без сомнения, видели тренеров за работой. Вам также приходилось или еще предстоит побывать в роли их учеников. Возможно даже, вы сами тренировали других. Так или иначе, тренинг - это то, о чем наслышаны все, но лишь немногие действительно знают, что это такое.
По какой-то причине тема тренинга близка всем. Заговорите об этом с кем угодно, и вы услышите совершенно разные мнения или истории из жизни. От собеседника к собеседнику мнения о том, что такое тренинг, будут радикально различаться. Каждый вкладывает в это понятие свой смысл. У каждого с ним связан свой особенный опыт. Поэтому каждый, прочитав эту книгу, воспримет ее по-своему.
Я хочу предложить свое понимание тренинга. Начнем с контекста, в котором это слово употребляется. Для многих слово «тренировать» ассоциируется со спортом, с достижениями известных теннисистов, футболистов, легкоатлетов и т. д. В спорте я не искушен, но многие упражнения из этой книги имеют спортивные аналогии.
У некоторых слова «тренинг» и «тренер» вызывают в памяти тех, кто помог им в преодолении жизненных препятствий. Это уже ближе к тому, о чем пойдет речь, так как большее число упражнений соответствует такому пониманию.
Я же, говоря о тренинге, в первую очередь подразумеваю мир бизнеса. Я расскажу о том, как люди бизнеса могут помочь друг другу повысить результаты своей деятельности с помощью тренинга.
И то, каким образом они будут делать это, будет зависеть от каждой конкретной ситуации. Как правило, тренинг подразумевает руководство. Обязательно присутствует и оценивание текущей результативности и влияющих на нее факторов. Не обойтись и без планирова-
ния стадий, которые проходит процесс совершенствования. Определенно должна быть и индивидуальная работа с глазу на глаз, даже если тренер работает с группой учеников. Важно отметить, что участникам тренинга обычно не навязывается жесткая ролевая установка: или тренер, или ученик.
Я убежден, что, в какой бы роли мы ни выступали, у нас есть возможность заниматься тренингом. Я верю также, что мы гораздо больше получаем от жизни, когда используем эту возможность и способствуем развитию навыков и способностей тех, кто нас окружает. Таким образом, выступаете ли вы в данный момент в роли тренера или нет, эта книга будет для вас полезна. Она поможет вам улучшить жизнь других, а это, в свою очередь, улучшает и вашу жизнь. Это звучит альтруистически и даже с некоторым пафосом, но это действительно так. Когда окружающие вас люди действуют более эффективно, то и вы обретаете способность добиваться лучших результатов. Способствуя совершенствованию других, вы совершенствуете себя. А тренером вас, пожалуй, можно будет назвать тогда, когда люди увидят в вас человека, к которому они готовы обратиться за указанием или советом.
Тренер — не значит преподаватель. Тренеру не нужно превосходить образованностью или умением того, кем он руководит. Вспомним спортивных тренеров. Едва ли они способны показать те же результаты, что их подопечные — тем не менее, их ценят и уважают воспитанные ими звезды. Тренеры помогают улучшить результаты, выявляя способствующие этому факторы — независимо от того, известны они были прежде или нет. Роль тренера заключается и в том, чтобы задавать вопросы. Вопрос — самый действенный инструмент, которым располагает тренер. Точный вопрос, заданный в нужный
момент, содействует продвижению больше, чем любые способы руководства.
Это подводит нас к другой фундаментальной составляющей тренинга — систематически способствовать реализации того, что ученику уже известно.
Итак, подытожим сказанное о тренинге. На мой взгляд, это системный метод совершенствования посредством вопросов и руководства, с целью постепенного улучшения результативности деятельности до заданного уровня. Это определение — очевидно, как и все прочие — нельзя назвать исчерпывающим. По мере того как вы будете читать эту книгу, у вас будет складываться собственное представление о тренинге, отвечающее вашей личной потребности совершенствования. Не стесняйтесь видоизменять мою концепцию тренинга сообразно вашим обстоятельствам.
С другой стороны, определение, данное мной тренингу, кажется очень сухим. Ведь для меня тренинг — это, в общем-то, помощь в осуществлении мечтаний. Никакое сухое определение не может передать всех тех эмоций и страстей, которые вызывает к жизни этот процесс. Дух мечты — неотъемлемая часть этой книги. В тексте я могу об этом время от времени забывать, но вас прошу помнить постоянно, что все, прочитанное вами о тренинге, написано именно с этой целью — помочь другим претворить мечты в жизнь.
КТО МОЖЕТ БЫТЬ ТРЕНЕРОМ?
Многие воспринимают тренинг как нечто далекое, их не касающееся, либо не применимое к их виду деятельности. Эта глава раскрывает область применения тренинга и вопрос о том, какие личности подходят на роль тренера, а какие - нет.
Мы исходим из того, что тренеры — такие же люди, как вы или я. Некоторые из них обладают очень высокой компетенцией, другие же просто отличаются умением вовремя задать ученику нужный вопрос. Одним людям роль тренера подходит в большей степени, другим — в меньшей. Естественно, есть и те, кто к этой деятельности вообще не приспособлен. Я верю, что любой может развить в себе способности тренера. Однако некоторые, добившись определенного прогресса, все равно чувствуют себя не в своей тарелке. Только испробовав все, что касается тренинга, на практике, вы сможете решить, насколько вам это подходит.
Существуют характеристики, по которым в определенной мере можно судить о склонности и способности к роли тренера.
Тренер любит людей. Это обобщение весьма широкое, поскольку я уверен, что есть также и прекрасные тренеры, сторонящиеся компаний. Вместе с тем роль тренера неотделима от общества других людей. Заслуги тренера измеряются чужими достижениями, а не собственными. Этот аспект тренерской деятельности по-настоящему тяжек тому, кто не любит общества.
Тренер обучаем. Его работа состоит в том, чтобы задавать вопросы, наблюдать и отслеживать перемены в поведении, которые могут изменить результативность. Тренер должен получать удовольствие от процесса познания.
Тренер часто спрашивает и редко дает указания. Популярное представление о тренере - что это грубиян, орущий в раздевалке на футболистов. Однако подобные тре-
неры редки и, на мой взгляд, не блещут в своей профессии. Наиболее эффективная позиция — задавать вопросы и наблюдать. В процессе тренинга мы гораздо более склонны воспринять то, что сформулируем сами, нежели получим от кого-то со стороны. Если ваш персональный стиль — указывать, то вам гораздо более подходит роль капитана команды, а не тренера. (Я использую здесь эти термины с учетом того, что они находят аналогии в мире бизнеса.)
Тренер контактен. Уметь находить точки соприкосновения не менее важно, чем задавать вопросы. Общение — суть работы тренера. Для необщительного человека это является серьезным препятствием.
Тренер щедр. В современном бизнесе полно людей, ревниво оберегающих свои маленькие «владения», идет ли речь о положении на служебной лестнице или обладании определенной информацией. Для подобного человека тренерская деятельность трудна, поскольку она подразумевает, что тренер делится всеми своими знаниями и умениями на благо развития учеников. Он отдает свое время, усилия и способности, чтобы помочь улучшить чужие.
Тренер не ищет признания. Когда вы работаете с кем-либо для улучшения его результатов, вы готовите его к успеху — возможно даже, к славе. Вы делаете это не для собственной популярности. Человек, стремящийся быть в центре внимания, едва ли будет счастлив в роли тренера.
КОГО МОЖНО ТРЕНИРОВАТЬ?
Среди потенциальных учеников наблюдается не меньшее разнообразие, чем среди потенциальных тренеров. Эта глава рассматривает вопросы: каких людей можно счесть более-менее склонными к тренингам и какие подходы применимы к людям различного склада.
Для плодотворного тренинга необходимо наличие хорошего тренера и восприимчивого ученика. Какие качества следует искать в ученике и как преодолевать их отсутствие?
В первую очередь, я бы хотел видеть энергию и целеустремленность. Если их недостает, то ученики, даже выказывая видимую заинтересованность, на деле не будут прилагать ни времени, ни усилий, необходимых для продвижения.
Кроме того, я обратил бы внимание на их принятие вас как тренера и понимание вас в этой роли. Если у учеников нет понимания вашей с ними совместной работы либо они не могут с этим согласиться, плодотворное сотрудничество не состоится.
Помимо перечисленных, вам, возможно, придется иметь дело с рядом других, меньших трудностей. Условно их можно представить в виде следующих высказываний учеников:
«Мне все равно». Наверное, это худшее, что может услышать тренер (не считая: «Ваш дом сгорел дотла, а страховой полис просрочен» и прочих подобных перлов). Тренинг человека, который не собирается прилагать усилий для своего совершенствования, — дело неблагодарное и абсолютно бесполезное. Если вы не можете преодолеть подобное отношение, прекратите тренинг. Эта аудитория ничего не добьется, пока не изменит свой подход. Лучшая тактика при работе с подобными людьми — оговорить с ними цели, которые можно достигнуть в самое ближайшее время, объяснив затем, что вы будете с
ними работать только в том случае, если они также приложат свои усилия. Если целей достичь не удается, сформулируйте другие. Они должны быть шагом вперед по сравнению с имеющимся уровнем, но при этом вполне достижимыми. Если и они не достигнуты, прекратите тренинг — не тратьте время попусту.
«Я и так это знаю». Когда человек произносит подобную фразу, он, по сути, недоговаривает: «...знаю, и поэтому ничего не собираюсь делать». Для преодоления подобного отношения вам следует объяснить, что большинство открытий в процессе тренинга делает сам ученик. Речь идет о вещах, которые известны, но не являются руководством к действию. И лишь когда ученик покажет, что претворяет свое знание в жизнь, у него появляется право сказать: «Я знаю!» До тех пор, пока человек бездействует, все его знания остаются мертвым грузом.
«Не сейчас». Есть люди, которые хотят начать совершенствоваться завтра. У некоторых, действительно, есть причины отложить это на потом. Для прочих это лишь отговорка, способ избежать усилий, не разочаровываясь в своих способностях. А для вас — своего рода тест: то ли оставить ученика на какое-то время в покое, то ли проявить настойчивость. В последнем случае постарайтесь не переусердствовать. Помните, что от вас, как тренера, требуется продвижение в подходящем для вашего ученика темпе. Ученику надо придать небольшое ускорение, но не понукать и не принимать за него решения.
«Откуда вы взялись, такой умный?» Вам могут встретиться люди, которым претит чье-либо руководство. Возможно, они вообще не хотят никакой помощи или имеют своеобразное представление о том, какими качествами должен обладать тренер. Для некоторых вопрос не столько в следовании указаниям, сколько в том, от кого они исходят. Какова бы ни была причина, но если вы
обсудили проблему с учеником, а он так и не смирился с вашей ролью тренера, лучше отступитесь. Вы не сможете проводить тренинг насильно, поскольку он, по сути своей, подразумевает обоюдное согласие. Если такого согласия (высказанного или молчаливого) нет, тренинг у вас не получится.
«А не лучше ли будет, если я...?» Перед вами человек, которому обязательно нужно подвергнуть сомнению любое предложение или стратегию обучения. Будучи не лишена занудства, такая позиция, вообще-то, может сыграть вам на руку. Если не нашлось убедительных причин, чтобы отклонить предложение ученика, то ваше согласие повысит его самооценку. Если есть хорошие доводы в пользу вашего предложения (а уважение к вашему авторитету доводом не является!), то их изложение будет весьма полезным и, возможно, вполне достаточным для переубеждения ученика.
«Нет». Настанет момент, когда кто-то просто откажется выслушивать ваши соображения или отвергнет поставленные задачи. Когда это произойдет, а попытки убеждения потерпят неудачу, то первым делом измените тактику. Не подойдет ли иной метод? Не будет ли приемлемей более легкая задача? Если не удается достичь компромисса или найти точки соприкосновения, откажитесь от дальнейшего тренинга такого ученика. Он либо ничего не добьется, либо найдет другого тренера, с которым сможет установить контакт.
«Надоело, давайте возьмемся за что-нибудь другое». Диапазон внимания имеет большое значение в процессе тренинга. Чтобы учить кого-то, нужно затрачивать время. Чтобы учиться, нужно прилагать усилия. Некоторые люди не способны посвящать себя чему-то длительное время. В таком случае можно сосредоточиться на кратковременных задачах. Отмечайте достижение промежу-
точных целей. Ставьте такие конечные цели, которые на самом деле являются этапами большого пути. Не отступайте от намеченного, и такой ученик, скорее всего, сам удивится своей способности к длительной работе.
«У меня никогда не получится». В процессе совершенствования у любого человека наступают «сумерки в душе» (по определению Дугласа Адамса)1, период, когда в нее закрадываются сомнения. Хотя на самом деле они не закрадываются, а, скорее, вступают маршем под гром литавр, барабанный бой и звуки горна. В таком случае полезны кратковременные задачи. «Хорошо, не буду вас убеждать, что вы сможете достичь нашей стратегической цели X, но посмотрите: мы вот-вот достигнем Y. Давайте двинемся к ней, а хлопоты об X оставим на потом».
«Извините, я был невнимателен». Несть числа оправданиям, которые приводит ученик, не выполнивший задачу. В определенной мере вас, как тренера, эти оправдания не касаются. Вас не должно заботить, насколько они соответствуют действительности. Если кто-то обманывает себя — так ведь себя, а не вас. Это дело ученика, а не ваше. Если он потерпит неудачу и найдет этому оправдание, то просто договоритесь о другой задаче и приступайте к работе над ней. Понятно, что, если неудачи продолжаются, придется критически взглянуть на применяемые вами методы и/или степень целеустремленности ученика.
«Да, сделаю. А сейчас, к сожалению, не получилось». Итак, сложились обстоятельства, когда настоящая неудача оправдывается будущим успехом. Я буду делать лучше. Я буду трудиться упорнее. Я не повторю эту ошибку. Зачастую это правда. Ученик действительно сделает лучше. Он бу-
1 Ср. англ.: «the long dark teatime of the soul» (Douglas Adams). — Прим. науч. ред.
дет упорно трудиться. Он не повторит своих ошибок. Но иногда это всего лишь оправдание — чтобы вы отвязались. Если дело обстоит таким образом, значит, либо вы, либо ученик неправильно поняли, чем вы занимаетесь. Вы работаете над результативностью ученика, а не собственной. Любая неудача на пути к цели — область приложения сил ученика. Ему не нужно оправдываться или давать вам обещания. В таком случае поможет прояснение вами и учеником роли каждого из вас при разработке задач.
«Но я хочу сейчас же!» И наконец, есть люди, которые не могут ждать материализации своих усилий. По мере продвижения вы оговариваете цели, достижение которых переведет ученика из его нынешнего положения в желаемое им, но ученик хочет форсировать процесс и добиться результатов немедленно. Тактика, пригодная для такой ситуации, — установить несколько более трудные цели, отслеживая затем продвижение к ним. Если ученик достаточно целеустремлен, он вполне может добиться результатов быстрее, чем вы изначально планировали. Если же достичь этих новых целей не удалось, обсудите с учеником необходимость возвращения к первоначальному плану.
Очевидно, что приведенные примеры не исчерпывают всего бесчисленного многообразия ситуаций, с которыми вы столкнетесь, проводя тренинги. Да это и невозможно. Однако надеюсь, что они помогут вам сориентироваться в процессе совместного с учеником совершенствования. По мере расширения вашего опыта вы будете все лучше справляться и с ситуациями, которые не были здесь описаны.
АЛГОРИТМ ТРЕНИНГА
Обычно предмет лучше постигается, когда он встроен в определенный алгоритм. В этой главе представлен следующий алгоритм действий (ADAPT)1: оценка текущей результативности, разработка плана действий, реализация этого плана, проверка продвижения, обсуждение.
Тренируя кого-либо, вы стремитесь привести его результативность в соответствие с насущными потребностями. По этой причине я разработал простой алгоритм под аббревиатурой ADAPT.
А — оцени текущую результативность
D — разработай план
А — действуй по этому плану
Р — оцени свое продвижение
Т — расскажи и спроси
Вообще-то, для соответствия элегантной аббревиатуре названия пунктов немножко «притянуты за уши»2, но сам по себе алгоритм вполне здравый.
Оценка текущей результативности. Прежде чем аргументированно обсуждать успехи ученика, следует определить, каково текущее состояние дел. Для атлета, выступающего в индивидуальном виде спорта, оценка не представляет трудности — достаточно всего лишь взглянуть на статистику его результатов. Для игрока командного вида спорта это уже несколько сложнее, а когда речь идет о результативности в контексте бизнеса, дело усложняется в еще большей мере. Но недостаточно только определить уровень — надо, кроме того, уяснить: как ученик этого достиг? Каков его стиль? Какой тактике и стратегии он следует? Что для него легче всего? Что для него
1 Аббревиатура ADAPT образована по начальным буквам английс
ких фраз: Assess current performance, Develop a plan, Act on a plan, Progress
check, Tell and ask. — Прим. науч. ред.
2 Adapt (англ.) - приспосабливать, приводить в соответствие. —
Прим. пер.
труднее всего? Все это, очевидно, означает, что надо каким-то образом измерять результативность. Может возникнуть впечатление, что многие аспекты бизнеса не поддаются измерению, однако это не так. Мой опыт показывает, что всегда возможно найти тот или иной критерий измерения, если в этом есть необходимость. Временами такие оценки являются грубым приближением, временами они субъективны, но, главное, — они есть.
Разработка плана. Первая стадия повышения результативности — определение уровня, которого требуется достичь. Какой результативности хочет для себя ученик? На какую, по вашему мнению, он способен? Какое время ему для этого понадобится? На следующей стадии надо разбить оговоренную задачу на посильные временные интервалы. Насколько вы сможете продвинуться за время X? Насколько — за Y? И, наконец, каковы будут успехи за время Z? На этой стадии интервалы делайте небольшими, а цели — четкими и ясными. При необходимости разработайте план, который рассматривает лишь часть пути до конечной цели. Держите в уме эту цель, но не допускайте, чтобы она заслонила все остальное. Следующая стадия — разработка путей достижения намеченной результативности. Они могут включать в себя инструкции, наблюдение тренера, его комментарии или вопросы. Некоторые методы требуют контроля со стороны экспертов в той области, в которой совершенствуется ученик. В других случаях необходимо, чтобы ученик мог оценить себя со стороны — будь то отзывы окружающих, аудио- или видеозаписи, либо иные методы самонаблюдения. И наконец, такой план должен быть формально согласован с учеником. Помимо участия в разработке плана, само по себе произнесение фразы: «Да, я согласен с этими задачами и этим планом» — устанавливает определенный уровень официальности и усиливает целеустремленность.
Реализация плана. В некоторых отношениях это достаточно легкий пункт. Конечно, нужно приложить определенные усилия и сноровку, отслеживая и комментируя работу над результативностью либо задавая наводящие вопросы, сосредоточивающие внимание на определенных вещах. Однако главная задача на этой стадии — просто действовать, переходя от одного пункта плана к другому.
Проверка продвижения. Очевидно, это не одна стадия, а целая их последовательность. Успешность продвижения надо проверять не только у каждого верстового столба, но и в промежутке между ними, чтобы неудача в достижении цели не могла застать вас врасплох. В идеале вы должны быть в состоянии внести необходимые коррективы заранее и предотвратить неудачу. Проверка продвижения возвращает нас к одному из предыдущих пунктов, когда мы искали способ измерения результативности. Если критерии измерения несовершенны, применяйте их с меньшей строгостью. Не забывайте, что вы пользуетесь субъективной характеристикой, а не научно установленным эталоном.
Обсуждение и вопросы. Эта часть алгоритма касается обсуждения прогресса по результатам измерения, а также дискуссии о любых желаемых усовершенствованиях (что возвращает нас в исходный пункт). В первую очередь важны вопросы. Обсуждение — сердце тренинга. Тренеру нужно понять мотивацию ученика, слагаемые его результативности. Тренер должен понимать, как вести беседу с подопечным, чтобы подтолкнуть его к более высоким результатам.
После того как алгоритм пройден, а ученик улучшил результативность, вы должны с ним решить, не следует ли пройти весь цикл снова. При этом главное — это вовремя остановиться.
ПРИСТУПАЕМ
Эта последняя вводная глава объясняет, как работать с остальной частью книги и как претворять в жизнь алгоритм тренинга.
Следующий раздел книги составляет ее основной объем. Как и во всех книгах серии «Ускоренный курс», этот раздел состоит приблизительно из 70 упражнений, объемом в одну страницу, представляющих отдельные аспекты учебной задачи. Это могут быть распространенные проблемы, полезные тактические и стратегические подходы либо упражнения, просто приводящие вас или ученика в определенный настрой. Упражнения не требуют особой подготовки. Для выполнения некоторых из них может потребоваться достаточно много времени, но и они построены так, что те или иные их элементы вы можете использовать сразу же. Задания, как правило, будут короткими и легкими. Многие из них требуют последующего письменного изложения или обсуждения. Вам решать — излагать мысли на бумаге или нет. Если вы последуете моему совету делать записи, это поможет вам оформить свои мысли, упорядочит изложение, плюс у вас останется справочный материал. К недостаткам такого метода можно отнести тяжеловесность или формализм — особенно это чувствуется в самом начале построения отношений тренера с учениками. Как и во всем, что касается тренинга, выбирайте те методики, которые считаете для себя наиболее подходящими.
Эта книга адресована всем тренерам. Некоторые работают в бизнесе, бок о бок со своими подопечными, некоторые — в других фирмах, а некоторые трудятся самостоятельно и предлагают свои услуги людям, с которыми у них нет повседневного общения. Для этой последней категории будет трудно выполнить некоторые из предложенных упражнений. Оценка результативности проблематична, когда у вас нет возможности наблюдать
за ходом работы. Среди ваших учеников могут быть люди, склонные к заниженной оценке своих способностей и результатов. Бывает и обратное — ученики, переоценивающие себя. Необходим механизм, обеспечивающий более-менее объективную оценку результативности. В некоторых видах деятельности имеет место непосредственное измерение. Характерный пример — спортивная тренировка, где показателем является время или расстояние. В других случаях в процессе оценки вам потребуется участие ученика. Хочу подчеркнуть, что о каком-то недоверии здесь и речи быть не может. Вы работаете с учеником для его блага. Это ваша с ним совместная деятельность. Ученики — не самые объективные судьи собственных успехов. Если вы не можете наблюдать их деятельность непосредственно, прокручивайте ситуацию перед своим внутренним взором. Предпринимайте любые шаги, которые помогут прояснить обстановку.
Предыдущие главы подготавливают необходимый для упражнений фундамент, подводя к правильному пониманию тренинга. Упражнения подразумевают внимательную практическую проработку. В частности, большинство из того, что вы прочтете ниже, основано на алгоритме ADAPT. Для многих упражнений он в какой-то мере приемлем, другие же прямо ссылаются на него.
УПРАЖНЕНИЯ
Эта глава содержит около 70 упражнений, описания которых состоят приблизительно из 350 слов каждое. Эти упражнения независимы друг от друга, однако вместе составляют целый обучающий пакет. Некоторые упражнения направлены на решение конкретных специфических задач, другие носят общий характер. Упражнения практичны и коротки, их можно выполнять как по мере появления свободного времени, так и по мере необходимости. В приложении, помещенном в конце книги, вы найдете списки упражнений, рассортированных по количеству звездочек в конце каждого упражнения. Эти списки помогут вам найти нужные упражнения.
6.1. Выше планку
Подготовка: сбор информации об оптимальной результативности для постановки дели
Область применения: любая связанная с тренингом ситуация
Требуемое время: пять минут (при обсуждении результатов — гораздо больше)
Где/когда: в любой подходящей обстановке, на ранней стадии процесса
Ключевой элемент тренинга — цель, к которой вы устремляетесь. Изучая алгоритм ADAPT, вы уже прочли в разделе «Разработка плана», что первая стадия планирования — постановка задачи. Как же сделать так,, чтобы задача максимально мобилизовала ученика или команду на ее решение? Бесполезно ставить перед ними задачу, которая не требует никаких усилий. С другой стороны, постановка недостижимых задач деморализует.
Секрет заключается в гармонизации цели с индивидуумом или командой, которых вы тренируете. Если вы чувствуете, что ученики имеют причины или настроение, побуждающие их занижать свои возможности, вы должны взять на себя роль вдохновителя, бросающего вызов. В конце дня можете ставить только такие задачи, с которыми обучаемые охотно согласятся. Если же они почувствуют, что их понукают, — считайте, что вы уже проиграли.
При постановке задач для неуверенных в себе людей, полезно обратить их внимание на «чемпиона» в этой области. Кто тот лучший, которого они знают и могут взять за образец? В спорте примеры найти легко — рекорды у всех на виду. В мире бизнеса примеры основываются на личном опыте. Установив лучшего и его гипотетическую цель в данных условиях, необходимо спросить учеников, какое отставание от этой цели для них приемлемо. Принятие за исходный пункт наилучшего результата и отступление вниз более подходят для реализации устремлений, нежели чем подтягиваться к образцу исходя из нынешнего состояния дел.
Персональный тренинг ©©©© Командный тренинг ©©© Применимость в бизнесе ©©©© Ваше развитие ©
Занимательность ©
6.2. Подведение итогов
Подготовка: не требуется (для ускоренного выполнения)
Область применения: Тренинг, связанный с формальным оцениванием
Требуемое время: пять минут (ускоренное выполнение)
Где/когда: Может быть, прямо сейчас?
Любая большая и большинство малых фирм проводят мероприятия по подведению итогов. По-моему, они сплошь и рядом ужасны, и не потому, что нечто ужасное заложено в них изначально. Дело в том, что часто их рассматривают как одну из стадий ревизии зарплаты, а не как инструмент совершенствования. Цель упражнения — планирование и проведение такого мероприятия в контексте тренинга.
Первый шаг — сделать встречи частыми. Если в вашей фирме они проходят лишь раз в год (обычная практика), организуйте ваши собственные, промежуточные подведения итогов ежемесячно или ежеквартально. Следующий шаг — ясно определить цели. Если в настоящий момент они не определены, то первое ваше подведение итогов должно быть посвящено их определению. Вслед за этим подготовьтесь к первой встрече. При этом вам потребуется информация, на основе которой можно организовать обсуждение результативности в контексте поставленной цели. Полезно иметь примеры тех или иных поведенческих аспектов результативности. Заключительный шаг — конечно же, подведение итогов. Оно должно проходить не в системе координат «начальник — подчиненный», а в русле тренинга. Его успех или неудача определяются тем, какую тактику вы применяете и к каким результатам стремитесь. Вы действительно исходите из интересов человека, внимающего вашим наставлениям? Если нет, измените свой подход. При этом отношения должны строиться по схеме «тренер — ученик».
Если все условия соблюдены, можете тут же приступать к упражнению. Составьте план, как было ука-