Типичные ошибки комментирования




Формулировка задания в кимах ЕГЭ

  1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
  2. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
  3. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста
    (избегайте чрезмерного цитирования).

Композиция сочинения:

От позиции автора – к проблеме

  1. Выявите основную мысль текста
  2. Запишите её в виде законченного предложения
  3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение
  4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста

Выявление проблемы художественного текста

  • Проанализируйте поступки, отношения героев
  • Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях
  • Подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм)
  • Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова

Логика комментирования

Проблема => Комментарий => Позиция автора

Пояснение. Комментарий должен связать проблему, которую учащийся сформулировал ранее, с авторской позицией, о которой будет говорить позже: показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу.

Типы информации в тексте

  1. Фактуальная информация – это сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте.
  2. Концептуальная информация – это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями.
  3. Подтекстовая информация не обозначена словами, а только подразумевается.

Принципы построения комментария

  • Комментарий должен быть логически связан с предшествующей и последующими частями сочинения.
  • Комментарий должен опираться на текст, но не превращаться в пересказ.
  • Фактуальная информация текста должна обрамляться концептуальной информацией от автора сочинения (Зачем герой это сделал? Как характеризуют героя эти слова? С какой целью автор привёл эту цитату? и т.п.)

Алгоритм работы с текстом

  1. Сформулируйте проблему.
  2. Найдите в тексте 2 примера, важных для понимания именно этой проблемы (Их можно подчеркнуть.)
  3. Продумайте, в чем важность, значимость этих примеров для раскрытия мысли автора.
  4. Логично включите эти примеры в текст сочинения. (Движение мысли от проблемы к позиции автора.)

ВИДЫТЕКСТОВ

Публицистический текст

  • Как автор строит рассуждение?
  • Какие использует аргументы? Какие приводит примеры? В чём их значимость?
  • Кого цитирует автор? Зачем? В чём значимость этих цитат?
  • Какие мысли автора заслуживают особого внимания?
    Почему?
  • Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
  • Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
  • Каково отношение автора к изображаемому?

Типовые конструкции

  • Автор раскрывает проблему на примере…
  • Публицист ставит перед читателем сложные вопросы…
  • Автор заставляет читателя задуматься (над чем)…
  • Публицист обращает наше внимание на…
  • В рассуждениях автора звучит мысль о том, что…
  • Автор приводит слова (кого/зачем)….
  • «Цитата», - пишет автор, чтобы…
  • Мне кажется, особого внимания заслуживают слова: «Цитата». Автор хочет сказать, что …
  • Не случайно упоминание о том, что…

Художественный текст

  • На каких примерах автор раскрывает проблему?
  • Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему?
  • Есть ли в тексте значимые художественные детали?
  • В чём их значимость?
  • Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
  • Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
  • Каково отношение автора к изображаемому?

Типовые конструкции

  • Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни (взаимоотношений кого/ с кем)…
  • Не случайно писатель изображает (кого/что)…
  • «Цитата», - говорит герой. Эти слова показывают…
  • Поступок героя свидетельствует о том, что…
  • Изображая (кого/что), автор подчёркивает…
  • Симпатии автора на стороне (кого)…

Структура вашего эссе:

Типичные ошибки комментирования

  • Комментарий не опирается на текст

Автор поднимает очень актуальную на сегодняшний день проблему. К сожалению, вокруг нас много таких художников, которые не любят свою родину и готовы при первом удобном случае уехать за границу. Вряд ли их можно назвать настоящими мастерами искусства. Настоящий художник любит свою родину.

  • Комментарий подменяется пересказом или цитированием

К. Паустовский рассказывает о художнике Берге, который вначале не любил родину. Но потом, оставшись на месяц в муромских лесах, он понял, как прекрасна природа России. Так появился его первый пейзаж, написанный акварельными красками.

  • «Имитация» комментария

Раскрывая проблему, автор повествует о художнике Берге. Не случайно писатель упоминает о том, что Бергу не удавались пейзажи. Паустовский показывает, как в художнике проснулось ясное и радостное чувство родины, как «любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше».

  • Комментарий не соответствует проблеме

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: