«Исследование социально-экономических и политических процессов»
Курсовой проект – это одна из форм учебно-исследовательской работы, самостоятельно выполняемой студентом под руководством преподавателя.
Цель выполнения курсового проекта – систематизация и закрепление полученных теоретических знаний, и применение их при решении актуальных практических проблем.
Задачи выполнения курсового проекта:
- углубление уровня и расширение объема профессионально значимых знаний, умений, навыков;
- овладение современными методами поиска, обработки и использования информации;
- подготовка к выполнению выпускной квалификационной работы.
Студент выбирает тему курсового проекта из числа тем, предложенных кафедрой.
Структура курсового проекта должна включать:
- титульный лист, оформленный по образцу;
- содержание (оглавление) с указанием страниц всех разделов проекта;
- введение, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель и задачи исследования, определяется объект и предмет исследования, дается краткий анализ имеющейся по теме и использованной литературы;
- основную часть, которая раскрывает тему через выделение в ней 3-4 аспектов, которые надо сформулировать как отдельные пункты (главы) и которые могут содержать в себе подпункты (параграфы); основная часть включает в себя аналитическое и проектно-расчетное содержание; аналитическое содержание представляет собой теоретический анализ заявленной темы проекта на основе работы с литературой, проектно-расчетное предполагает конкретизацию темы применительно к решению актуальной социально-экономической или политической проблемы с использованием социологических, статистических и других методов, с предложениями по повышению эффективности и инновационности решений рассматриваемой проблемы;
- заключение, где подводятся итоги проделанной автором работы, делаются выводы;
- список использованной литературы, оформленный в соответствии со стандартом библиографического описания; в списке должно быть не менее 10 наименований; обязательным является использование монографий, книг, статей из периодических изданий, нормативных документов, а также должны быть указаны адреса Интернет-ресурсов, возможен электронный файл презентации для публичной защиты.
- приложения, которые могут содержать таблицы, графики, выдержки из законодательных актов и др.
Объем курсового проекта должен быть не менее 30 и не более 40 машинописных страниц. Курсовой проект должен быть набран на компьютере в текстовом редакторе WORD и EXCEL (таблицы) с соблюдением следующих требований:
- проект должен быть отпечатан на одной стороне листа белой бумаги формата А4 со следующими полями: левое –20 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм.;
- размер шрифта – 12;
- межстрочный интервал – полуторный;
- нумерация страниц – сквозная;
- титульный лист и оглавление не нумеруются; номер страницы ставится сверху в центре страницы.
При включении цитат в текст работы обязательно делается ссылка на источник. Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках в конце предложения, указывая арабскими цифрами номер источника и страницу, например: [2, стр.7] Все сноски и подстрочные замечания должны быть на той странице, к которой они относятся. Сноскам должна быть дана сквозная нумерация.
Курсовой проект должен быть представлен студентом на кафедру за 10 дней до защиты.
Защита проекта студентом проводится в сроки, определяемые кафедрой по согласованию с деканатом. Студент, не защитивший в установленный срок свой проект или получивший неудовлетворительную оценку, считается имеющим академическую задолженность. В случае наличия у студента уважительных причин, подтвержденных документально, студенту устанавливается индивидуальный порядок и срок защиты курсового проекта. Результаты защиты оцениваются по пятибалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критериями оценки курсового проекта являются:
- актуальность и глубина раскрытия темы;
- творческий подход и самостоятельность в анализе;
- уровень овладения методикой исследования;
- обоснованность и аргументированность теоретических выводов и практических рекомендаций;
- научный стиль изложения;
- соблюдение всех требований к оформлению курсового проекта и сроков его исполнения.
Примерный список литературы
для подготовки к семинарам и выполнения курсового проекта по дисциплине
«Исследование социально-экономических и политических процессов»
Бузгалин, А.В. Теория социально-экономических трансформаций / А.В. Бузгалин, А.И. Колганов. – М.: ТЕИС, 2003.
Буров, В.Г. Китайский опыт модернизации: теория и практика / В.Г. Буров, В.Г. Федотова // Вопросы философии. – 2007. - № 5. – С. 7-20.
Валитов, Ш.М. Взаимодействие власти и бизнеса: сущность, новые формы и тенденции, социальная ответственность / Ш.М. Валитов, В.А. Мальгин; Федеральное агентство по образованию, Казанский гос. финансово-экон. ин-т. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. – 207 с.
Варнавский, В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски / В.Г. Варнавский. – М.: Наука, 2005.
Васильков, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации) / В.В. Васильков. – СПб.: Лань, 1999.
Вертакова, Ю.В. Управление инновациями. Теория и практика: Учебное пособие / Ю.В. Вертакова, Е.С. Симоненко. – М.: Эксмо, 2008. – 432 с.
Волков, Ю.Г. Социология: учебник / Ю.Г. Волков [и др.]. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2008. – 512 с.
Вудкок, М. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. / М. Вудкок, Д. Фрэнсис. – М.: Дело, 1991. – 320 с.
Гаджиев, К.С. Вестернизация или особый путь модернизации? / К.С. Гаджиев // Полис. – 2008. - № 4. - С. 148-162.
Гаджиев, К.С. Политология: Учебник / К.С. Гаджиев. – 2-е изд. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 505 с.
Глухова, А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика (теоретико-методологический анализ). – М.: Эдиториал УРСС, 2000.
Глухова, А.В. Российское общество перед модернизационным вызовом /А.В. Глухова // Полис. – 2009. - № 6. – С. 105-118.
Гончаренко, Л.П. Инновационная политика: Учебник / Л.П. Гончаренко, Ю.А. Арутюнов. – М.: КноРус, 2009. – 352 с.
Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.К. Казанцева, канд. экон. наук Д.А. Рубвальтера. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 330 с.
Государство и бизнес: институциональные аспекты. – М.: ИМЭМО, 2006.
Гришин, В.В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики: Учебное пособие / В.В. Гришин. - М.: Изд-во «Дашков и Ко», 2010. – 368 с.
Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов / И. Ф. Девятко - 4-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2006. – 296 с.
Девятко, И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: Очерк истории и теории / И.Ф. Девятко. – М.: Наука, 1993.
Добреньков, В. И. Методы социологического исследования: учебник для вузов / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА, 2004. – 768 с.
Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке / П. Друкер. – М.: Вильямс, 2003.
Дынкин, А.А. Инновационная экономика. 2-е изд. / А.А. Дынкин, Н.И. Иванова. – М.: Наука, 2004.
Игнатьева, А.В. Исследование систем управления: учеб. пособие для вузов / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцев. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2002.
Игорь Дубина. Управление творчеством персонала в условиях инновационной экономики. – М.: Academia, 2009. – 376 с.
Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 624с.
Инновационный путь развития для новой России / Отв. ред. В.П. Горегляд. – М.: Наука, 2005.
Истон, Д. Категории системного анализа политики // Политология: Хрестоматия / сост. Б.А. Исаев, А.С. Тургаев, А.Е. Хренов. – СПб.: Питер, 2006. – С. 94-105.
Киселева, В.В. Государственное регулирование инновационной сферы: Учебное пособие / В.В. Киселева, М.Г. Колосницына. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2008. – 408с.
Клейнер, Г.Б. Системная парадигма и экономическая политика / Г.Б. Клейнер // Общественные науки и современность. – 2007. - № 7. – С. 99-114.
Ковальчук, М.В. Нанотехнологии и научный прогресс / М.В. Ковальчук // Философские науки. – 2008. - № 1. – С. 28-32.
Кондратьев, Н.Д. Проблемы экономической динамики / Н.Д. Кондратьев. – М.: Экономика, 1989.
Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования). – М.: Эдиториал УРСС, 2000.
Кравченко, А.И. Основы социологии и политологии / А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2008. – 352 с.
Красникова, Е.В. Парадоксы экономического развития России XX-XXI вв. / Е.В. Красникова. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. – 327 с.
Кун, Т. Структура научных революций / пер. с англ.; сост. В.Ю. Кузнецов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 608 с.
Кунц Г., О᾽Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Том 1 / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1981. – 495 с.
Куснер, Ю. С., Царев, И.Г. Принципы движения экономической системы / М.: ФИЗМАТЛИТ, 2008. – 200 с.
Лавриненко, В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов / В.Н. Лавриненко. – М.: ВЗФЭИ, 2003.
Майданов, А.С. Методология научного творчества / А.С. Майданов. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 512 с.
Макаров, В.Л. Микроэкономика знаний / В.Л. Макаров, Г.Б. Клейнер; Отд. обществ. наук РАН, Центр. экон.-мат. ин-т. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – 204 с.
Методы сбора информации в социологических исследованиях. В 2-х т. / под ред. В.Г. Андреенкова, О.М. Маслова. – М.: Наука, 1990. – 232 с.
Мухин, В.И. Исследование систем управления: учебник / В.И. Мухин. – М.:Экзамен, 2002.
Мильнер, Б.З. Управление знаниями в современной экономике / Б.З. Мильнер. – М.: ИЭ РАН, 2008.
Наука глазами гуманитария / под ред. Лекторского В.А. – М.: Прогресс-Традиция, 2005.
Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Рук. авт. колл. В.Л. Макаров и А.Е. Варшавский. – М.: Наука, 2001.
Нуреев, Р.М. Россия: особенности институционального развития / Р.М. Нуреев. – М.: Норма, 2009. – 448 с.
Основы социального управления: Учебное пособие / под ред. В.И. Иванова. – М.: Высшая школа, 2001. – 271 с.
Познание в социальном контексте. – М.: ИФ РАН, 2004.
Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность: Хрестоматия / под ред. А.Д. Воскресенского. – М., 2000.
Политическая наука: новые направления: Пер. с англ. / под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингеманна. - М.: Вече, 1999.
Политический процесс: основные аспекты и способы анализа / под ред. Е.Ю. Мелешкиной. – М.: ИНФРА-М; Весь мир, 2001.
Политология: учеб. / А.Ю. Мельвиль [и др.]; М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 624 с.
Поппер, К. Предположения и опровержения; Рост научного знания: пер. с англ. / К. Поппер. - М.: ООО «Издательство АСТ»; ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 638 с.
Поппер, К. Логика научного исследования / К. Поппер. – М.: Республика, 2004.
Природа научного открытия. Философско-методологический анализ. – М.: Наука, 1986.
Путилова, Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие / Л.М. Путилова, В.Н. Лавриненко. – М.: Вузовский учебник, 2007.
Рой, О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Практикум / О.М. Рой, А.М. Киселева. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.
Рузавин, Г.И. Возможно ли построение логики научного открытия? / Г.И. Рузавин // Философские науки. – 1989. - № 1. С. 28-37.
Рузавин, Г.И. Методология научного исследования / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 1999.
Сачков, Ю.В. Фундаментальные науки как стратегический ресурс развития / Ю.В. Сачков // Вопросы философии. – 2007. - № 3. – С. 76-89.
Сорокин, П. Социальная и культурная динамика / П. Сорокин. – СПб.: РХГИ, 2000.
Степин, В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция / В.С. Степин. – М.: Прогресс-Традиция, 2003.
Тавокин, Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие / Е.П. Тавокин. – М.: ИНФРА, 2010. – 224 с.
Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М., 1986.
Шамхалов, Феликс. Собственность и власть / Феликс Шамхалов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – 412 с.
Шамхалов, Феликс. Философия бизнеса / Феликс Шамхалов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2010. – 381 с.
Щербина, В.В. Средства социологической диагностики в системе управления / В.В. Щербина. – М., 1993.
Экономические системы: кибернетическая природа развития, рыночные методы управления, координация хозяйственной деятельности корпораций / Под общ. ред. акад. РАН Н.Я. Петракова, д-ра экон. наук, проф. В.И. Видяпина, д-ра экон. наук, проф. Г.П. Журавлева. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 384 с.
Энгельмейер, П.К. Теория творчества / С предисл. Д.Н. Овсянико-Куликовского, Э. Маха. Изд. 3-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». 2010. – 208 с.Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: уч. пособ. / В.А. Ядов; – 3-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2007.