Деление ЛС на функциональные области является принципиальным моментом для практики, так как позволяет определять промежуточную (по областям) и окончательную эффективность функционирования ЛС.
Если рассматривать материальный поток в логистике от источника сырья до конечного потребителя, то он проходит несколько функциональных областей, деятельность которых характеризуется определенными задачами (рис. 1).
![]() |
Во-первых, это область снабжения (обеспечения) производства готовой продукции, основной задачей которой является бесперебойное снабжение производства материально-техническими ресурсами.
Во-вторых, область производства готовой продукции, функцией которой является обеспечение функционирования производственного процесса.
В-третьих, область распределения готовой продукции, основной функцией которой является бесперебойное обеспечение потребителей готовой продукцией при полном удовлетворении их спроса.
Таким образом, ЛС, начинающаяся от первичного поставщика сырья и материалов и заканчивающаяся конечным потребителем, охватывает три базисные функциональные области:
• логистика снабжения – область снабжения производства материальными ресурсами;
• логистика производства (или логистика обеспечения производственных процессов) – область обеспечения производственного процесса готовой продукции;
• логистика распределения – область распределения готовой продукции.
Однако такое деление не означает изолированного подхода к управлению потоками в каждой функциональной области логистики. Напротив, концепция интегрированной логистики основана на комплексном подходе, требует рассмотрения всех базовых областей в отношении оптимизации сквозных потоков, проходящих через них и работающих, в конечном счете, на потребителя. При этом каждая функциональная область логистики имеет свои локальные цели и задачи, которые вытекают из общей цели всей ЛС.
Логистика распределения охватывает многие функции:
• управление распределением материальных потоков при снабжении конечных потребителей;
• подготовку и поставку заказов в рамках функции управление заказами (логистическая составляющая);
• обслуживание клиентов посредством предоставления логистических услуг (логистический сервис);
• складирование и грузопереработку товарных запасов в сети, распределения;
• транспортировку заказов потребителям;
• управление запасами в сети распределения;
• упаковку грузовой единицы в партии поставки;
• управление возвратом тары и дефектной продукции от потребителей.
Эффективность осуществления функций управления распределением, управления заказами и обслуживания клиентов напрямую связана с результативностью деятельности компании и зависит от согласованной деятельности всех отделов (служб, департаментов, подразделений), и особенно закупки, маркетинга, продаж, а в производственных компаниях и от производственного отдела (рис. 2).
![]() |
Согласованность действий по реализации логистических функций или логистических бизнес-процессов внутри компании является основой межфункциональной логистической координации в компании (организации бизнеса), позволяющей повысить эффективность и результативность функционирования фирмы в целом. Обеспечение эффективного продвижения материальных потоков в сети распределения требует межорганизационной логистической координации, затрагивающей согласованность работы всех участников интегрированной Л С (или цепи поставки).