Специфика внешкольной социально-педагогической работы по месту жительства.




Ребенок, как и взрослый, входит в общество не через один, а одновременно через несколько институтов – семья, класс, клуб, кружок, спортивные секции в школе и во внешкольных учреждениях, которые имеют свои особенности в процессе социализации личности.

Специфика внешкольной сферы воспитания, непосредственная причастность к ней всех без исключения социальных институтов выдвигают чрезвычайно важную (во многом определяющую эффективность воспитательного процесса в целом) проблему взаимодействия этих институтов. исходя из этого возникает необходимость наиболее правильно объединить и скоординировать силы, чтобы управлять влиянием средств массовой коммуникации, семейных, трудовых, ученических, всех иных коллективов, общественных организаций, учреждений народного образования, культуры, спорта. ()

У всех воспитательных учреждений, общественных организаций, формирований, всех социальных институтов, участвующих в воспитательной работе по месту жительства, единые цели и задачи, которые они реализуют совместно, в целостной системе общественного воспитания. Для чего важно так расставить силы, чтобы каждый воспитательный институт активно и полноценно выполнял свои, лишь ему свойственные функции, реализуя строго определенные, специфические воспитательные возможности.

Каждое учреждение, организация занимают свое место в системе общественного воспитания. Так учреждения культуры являются центром организации и проведения культурно-просветительной работы с населением, спортивные учреждения – спортивно-оздоровительной, правоохранительные органы концентрируют в своей деятельности вопросы охраны общественного порядка и профилактики правонарушений в микрорайоне и т.д. Функции каждого воспитательного института социально обусловлены. Эти функции не остаются неизменными, развиваются с развитием общества, но на каждом историческом этапе они строго определены. И содержание деятельности того или иного института должно соответствовать этим его функциям. Нельзя то или иное дело перепоручать какому-то учреждению, если оно не входит в круг его полномочий. В экономических сферах человеческой жизнедеятельности никому не придет в голову, например, обязать коллектив какого-то завода довыполнить производственный план соседнего предприятия, не справившегося с этим планом по своей нерадивости, неорганизованнности. Во всяком случае, подобные факты могли бы рассматриваться как единичные ЧП. В сфере же воспитательной деятельности зачастую можно столкнуться с явлениями подобного рода. Недорабатывают, недоделывают или просто не выполняют своих обязанностей одни учреждения, организации, возлагается же эта работа на другие, которые по неизвестной причине должны выполнять (плюс к своим непосредственным обязанностям) так называемую компенсаторную функцию, а попросту говоря – работать за других. Это плохо не только потому, что ведет к перегрузке тех или иных институтов; главное в том, что выполнение любым учреждением несвойственных ему функций не может быть достаточно эффективным, так как это учреждение не обладает соответствующими полномочиями. В свою очередь, остаются неиспользованными резервы тех, кто этими полномочиями наделен и обязан по своему социальному положению их реализовать. Немало огрехов и издержек в воспитании имеется и из-за того, что общество еще не добилось достаточно полной воспитательной отдачи от такого уникального воспитательного института, как семья. Перед институтами общественного воспитания стоит важная и ответственная задача обеспечения влияния на семью, помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала. До сих пор многие считают работу с семьей чуть ли не прерогативой школы. Но ведь семья – это не только дети, но и взрослые. И именно взрослые определяют стиль семейной жизни, характер микроклимата, воспитывающего детей. Да и результативность взаимодействия в звене «школа и семья» (или «дошкольное учреждение и семья» и т.д.) в значительной мере зависит от того, что представляют собой родители, все взрослые члены семьи, воспитание которых на данном возрастном этапе, разумеется, не является непосредственной функцией школы, других детских учебно-воспитательных учреждений. ()

Содержание деятельности того или иного воспитательного института в строгом соответствии с его социально обусловленными функциями – процесс сложный и противоречивый, включающий переходные этапы от реального к идеальному уровню. При всей объективности характера этого процесса он нуждается в системе управления, целью которой является постепенное создание многосложного, постоянно разрастающегося коллектива воспитателей; организация воспитательной деятельности этого коллектива – такая организация, при которой каждый строит свою работу в единой структуре воспитательного процесса, не дублирует (и тем более не противоречит), а органически дополняет и продолжает деятельность других институтов на основе оптимального использования функций этих институтов. Основными составляющими этого коллектива являются государственные воспитательные учреждения (школы, дошкольные, внешкольные, культурно-просветительные, спортивные и другие), семья и общественность.

Для современной системы социально-воспитательной работы с населением по месту жительства характерна тенденция качественной перестройки организации и руководства этой системой, например, со стороны инновационного воспитательного учреждения – Центра воспитательной работы, координирующего и направляющего совместную деятельность всех воспитательных институтов микрорайона. Отсюда, координация воспитательной деятельности с населением по месту жительства должна осуществляться в рамках территориальной единицы – микрорайона. Микрорайон как территориально ограниченная общность людей в семейно-бытовой среде складывается в зависимости от конкретных региональных условий, природных и национальных особенностей, своеобразия структуры и типа застройки жилого массива, его культурно-производственного окружения, местонахождения (город или село). Границы его не обязательно совпадают с микрорайоном школы или жилищно-коммунального учреждения. За основу берется такая единица административного деления, в рамках которой осуществляется деятельность муниципальных органов с населением конкретного жилого массива по всем направлениям – по программе социальных мероприятий в сфере культурно-бытового, медицинского, торгового обслуживания, ведения жилищно-коммунального хозяйства, строительства учреждений народного образования, культуры, спорта и т.д. В структуре административных микрорайонов, разделенных на избирательные участки, проводятся выборы в местные и высшие органы государственной власти в нашей стране.

Такой принцип определения границ микрорайона как территориальной единицы в организации воспитательной работы с населением по месту жительства помогает обеспечивать единство в решении социально-воспитательных и хозяйственных задач, способствует наиболее полному использованию возможностей всех учреждений и организаций, причастных к работе в данном жилом массиве. ()

Центр воспитательной работы может осуществлять свою работу по двум вариантам: либо закрепляясь за домами или улицами, организуя разностороннюю воспитательную работу с конкретным контингентом их жителей; или выбирая определенные направления работы со всем населением микрорайона или его отдельными категориями. ()

Примерное распределение обязанностей между учреждениями, организациями, входящими в Центр воспитательной работы в микрорайоне, приведены в таблице:


 

Организация Направление и содержание выполняемой работы Лица, выполняющие работу
Центр воспитательной работы Педагогическое руководство воспитательной деятельности всех входящих в Центр воспитательной работы учреждений Педагогический коллектив под руководством директора, организатора
Школа Организация внеурочной деятельности школьников в микрорайоне Классные руководители, учи теля – предметники, педагоги - организаторы, ученические общественные организации
Учреждения культуры и спорта Целенаправленная культурно-просветительная, спортивно - оздоровительная и другая работа с детским и взрослым населением Коллективы учреждений
Органы милиции Организация и проведение работы с неблагополучным контингентом жителей (охрана общественного порядка и профилактика правонарушений) Участковые уполномоченные, инспекция по делам несовершеннолетних
Жилищно-коммунальные учреждения 1.Создание материально - финансовой базы для воспитательной работы с населением 2.Благоустройство микрорайона Начальник
Центры социальной помощи 1.Оказание различных форм помощи людям. 2 Создание условий для реабилитации детей и подростков 3.Диагностика Педагоги – психологи, социальные педагоги

Совместные воспитательные дела Центра воспитательной работы планируются и осуществляются на основе воспитательных возможностей и потребностей каждого микрорайона. Эти возможности выявляются при изучении и социально-педагогическом анализе культурно-производственного окружения, материально-бытовых условий, духовного потенциала проживающего здесь населения.

Центры воспитательной работы микрорайонов составляют и постоянно обновляют характеристики («паспорта») на семьи, группы неформального общения школьников. (смотри приложение № 1)

На основе этих данных разрабатываются обобщенные характеристики, в них несколько разделов. В первом – данные о составе семьи (число ее членов, их возраст, простая, сложная, неполная семья, количество детей); о социальном положении, роде занятий, образовании; о состоянии жилищных и материальных условий; о наличии в семье библиотек, аудио- и видеотехники; о бюджете свободного времени всех членов семьи.

Во втором разделе – характеристика социальной направленности, морально-психологического климата семьи; данные о характере проведения свободного времени; об отношении к воспитанию детей; об интересах, склонностях, запросах, индивидуальных особенностях членов семьи; о согласованности взаимоотношений в семьях (между родителями и детьми, между различными поколениями взрослых); об обычаях, традициях, имеющихся в семье.

В общей характеристике отражаются самые существенные стороны микросреды: материально-бытовые условия жизни, свидетельствующие о культурном жизненном уровне, объеме свободного времени, количестве доступных материальных т культурных благ; содержание и характер получаемой информации, образовательный и культурный уровень, социальная направленность и психологический климат ближайшего окружения. По каждому микрорайону характеристика дополняется сведениями о структуре микрорайона, производственном окружении; о социальных, культурно-просветительных, спортивных организациях, детских дошкольных, школьных и внешкольных учреждениях; о материальной базе и кадровых возможностях.

Результаты социологических обследований тщательно анализируются и используются для определения задач, отбора содержания, форм, методов воспитательной работы в микрорайоне.

Содержание и формы совместной воспитательной работы с населением по месту жительства определяются социальными потребностями жителей микрорайона, а также конкретными условиями района, микрорайона, дома, семьи.

Деятельность всех структурных звеньев основывается на комплексном подходе к решению социально-воспитательных и хозяйственных задач.

Исходя из этого определяются и секции Центра воспитательной работы. Дети, подростки, молодежь – предмет самого пристального внимания каждой из этих секций, всех воспитательных учреждений и общественных формирований микрорайона. К примеру, Центр воспитательной работы организует спортивно-оздоровительную работу среди населения. Естественно, он проводит ее и среди взрослых, и среди детей. используя разнообразные формы работы, рассчитанные как на определенные возрастные группы, так и на их совместное времяпрепровождение, на развитие семейных видов спорта, включение взрослых в тренерскую работу с детьми, проведение массовых спортивных праздников, соревнований. Или, например, Центр воспитательной работы проводит субботник по благоустройству территории микрорайона – он привлекает как взрослых жителей, так и детей, молодежь. Тем более нецелесообразно работу, проводимую с неблагополучными категориями взрослых жителей, отделять от работы с трудными подростками. Напротив, соединив все имеющиеся силы специалистов, работников правоохранительных органов, общественного актива в секции охраны общественного порядка и профилактики правонарушений, необходимо направлять ее деятельность на работу как со взрослыми, так и с детьми, с неблагополучной семьей в целом, чтобы влиять на отношения в семье, предупреждая «заражение» подростка «болезнью» этой семьи, не дожидаясь того, когда он станет трудным. Словом, все учреждения, общественные формирования, все складывающиеся по месту жительства звенья воспитательной работы самым непосредственным образом причастны и к воспитанию детей – каждое в своем, определенном направлении, соответствующем его функциям. А будет ли это так, или все они будут работать лишь со взрослыми, оставляя детей со всеми их проблемами опять одним только педагогам, во многом зависит от Центра воспитательной работы, от выполнения им своей функции педагогического центра микрорайона.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: