Понятие рынка,его субъекты и объекты
Самое поверхностное понимание рынка - как места, где продают и покупают. Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь.
Сегодня рынок может выступать в форме магазина, супермаркета, ярмарки, выставки- продажи,, парикмахерской, биржи, аукциона, базара, туристического или транспортного агентства и многих других типов организаций. Но у всех у них есть одно общее свойство: в этих местах происходит обмен – действие, в котором получают или отдают одно благо в обмен на другое.
Более общее определение - Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен товарами.
Понятие рынка неразрывно связано с товарами. Товар – это любая вещь, произведенная для продажи.
Причиной возникновения рынков стало разделение труда с развитием общества, когда появились отдельные самостоятельные производители, специализирующиеся на производстве определенных конкретных видов товаров (сапожники, портные. пекари, врачи, строители, крестьяне и т.д). Поэтому людям приходилось обмениваться своей продукцией друг с другом. Так возник рынок Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.
Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели).
Объекты рынка — это то, на что обменивают деньги - товары, услуги общественного потребления.
Признаки рынка
Рынки обладают неизменными признаками, по которым функционируют:
· Свобода выбора хозяйственной деятельности, т.е решение, каким видом деятельности заниматься (но в рамках закона)
|
· Частная собственность на средства производства;
· Нерегулируемый спрос. Потребитель самостоятельно решает, сколько ему нужно товаров и услуг.
· Нерегулируемое предложение. Производитель самостоятельно решает, сколько продукции ему производить.
· Свободное Ценообразование, которое зависит от спроса и предложения;
· Конкуренция – борьба товаропроизводителей за достижение лучшего результата.
3. Функции рынка
Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:
· Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.
· Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.
I. Регулирование спроса и предложения. Это устанавливает баланс товаров и услуг. Соотношение спроса и предложения влияет на изменение цен, что создает стимулы к увеличению производства (при росте цен) или сокращению (при снижении цен) производства.
· Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.
· Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.
· Очищение (Санация). Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых хозяйствующих субъектов и поощряет развитие перспективных.
4 Виды рынков
Решения, принимаемые покупателями и продавцами, реализуются через систему разнообразных рынков. Классификацию рынков можно провести по различным признакам:
|
По территориальному признаку различают:
- мировой;
- национальный;
- региональный;
- местный
По объему продаж рынки подразделяются:
- на рынки оптовой торговли;
- рынки розничной торговли.
По способу продаж:
- рынок продаж за наличные;
- рынок продаж в кредит;
- в прокат;
- наложенным платежом;
- через коммивояжеров (распространителей);
- через интернет- магазин
По легальности:
- легальный (законный );
- нелегальный (черный, теневой)
по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;
по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.
По объекту купли – продажи (виду продаваемого товара) различают следующие рынки:
· Рынок потребительских товаров и услуг. Он включает:
- рынки продовольственных товаров;
- рынки промышленных товаров;
-рынок бытовых услуг (парикмахерские,швейные мастерские, ремонт (обуви, телерадиоапаратуры, сотовых телефонов, компьютеров и т.п)
- рынок коммунальных услуг (электро, водо, тепло, газоснабжение,канализация, вывоз ТБО, лифтовое хозяйство)
- рынок строительных услуг;
- рынок транспортных услуг (перевозка пассажиров, грузов),
- рынок услуг культуры (театры, музеи, концертные залы) платные библиотеки),
- рынок услуг образования,
- рынок юридических услуг;
- рынок услуг здравоохранения;
- рынок страховых услуг.
· Рынок недвижимости – жилья, дач, гаражей и других владений того же типа.
· Рынок труда (рабочей силы);
· Рынок земли (участков земли и природных богатств - угля, нефти, газа, леса, песка, и т.п);
|
· Рынок инвестиционных товаров (средств производства) – машин, оборудования, станков, инструментов, сырья и материалов;
· Финансовые рынки (кредитный; валютный, фондовый, т.е ценных бумаг)
· Рынок интеллектуальных продуктов: инноваций, информационного продукта (научного, культурного, духовного)
Преимущества и недостатки рынка (мы о них уже говорили)
Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.
Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:
· все зависит от случая;
· невозможно сделать долгосрочный прогноз;
· проблемы с экологией;
· безработица;
· рост цен, инфляция.