Преимущества и недостатки рынка ( мы о них уже говорили)




Понятие рынка,его субъекты и объекты

Самое поверхностное понимание рынка - как места, где продают и покупают. Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь.

Сегодня рынок может выступать в форме магазина, супермаркета, ярмарки, выставки- продажи,, парикмахерской, биржи, аукциона, базара, туристического или транспортного агентства и многих других типов организаций. Но у всех у них есть одно общее свойство: в этих местах происходит обмен – действие, в котором получают или отдают одно благо в обмен на другое.

Более общее определение - Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен товарами.

Понятие рынка неразрывно связано с товарами. Товар – это любая вещь, произведенная для продажи.

Причиной возникновения рынков стало разделение труда с развитием общества, когда появились отдельные самостоятельные производители, специализирующиеся на производстве определенных конкретных видов товаров (сапожники, портные. пекари, врачи, строители, крестьяне и т.д). Поэтому людям приходилось обмениваться своей продукцией друг с другом. Так возник рынок Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.

Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели).

Объекты рынка — это то, на что обменивают деньги - товары, услуги общественного потребления.

Признаки рынка

Рынки обладают неизменными признаками, по которым функционируют:

· Свобода выбора хозяйственной деятельности, т.е решение, каким видом деятельности заниматься (но в рамках закона)

· Частная собственность на средства производства;

· Нерегулируемый спрос. Потребитель самостоятельно решает, сколько ему нужно товаров и услуг.

· Нерегулируемое предложение. Производитель самостоятельно решает, сколько продукции ему производить.

· Свободное Ценообразование, которое зависит от спроса и предложения;

· Конкуренция – борьба товаропроизводителей за достижение лучшего результата.

 

3. Функции рынка

Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:

· Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.

· Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.

I. Регулирование спроса и предложения. Это устанавливает баланс товаров и услуг. Соотношение спроса и предложения влияет на изменение цен, что создает стимулы к увеличению производства (при росте цен) или сокращению (при снижении цен) производства.

· Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.

· Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.

· Очищение (Санация). Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых хозяйствующих субъектов и поощряет развитие перспективных.

4 Виды рынков

Решения, принимаемые покупателями и продавцами, реализуются через систему разнообразных рынков. Классификацию рынков можно провести по различным признакам:

По территориальному признаку различают:

- мировой;

- национальный;

- региональный;

- местный

По объему продаж рынки подразделяются:

- на рынки оптовой торговли;

- рынки розничной торговли.

По способу продаж:

- рынок продаж за наличные;

- рынок продаж в кредит;

- в прокат;

- наложенным платежом;

- через коммивояжеров (распространителей);

- через интернет- магазин

По легальности:

- легальный (законный );

- нелегальный (черный, теневой)

по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;

по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.

По объекту купли – продажи (виду продаваемого товара) различают следующие рынки:

· Рынок потребительских товаров и услуг. Он включает:

- рынки продовольственных товаров;

- рынки промышленных товаров;

-рынок бытовых услуг (парикмахерские,швейные мастерские, ремонт (обуви, телерадиоапаратуры, сотовых телефонов, компьютеров и т.п)

- рынок коммунальных услуг (электро, водо, тепло, газоснабжение,канализация, вывоз ТБО, лифтовое хозяйство)

- рынок строительных услуг;

- рынок транспортных услуг (перевозка пассажиров, грузов),

- рынок услуг культуры (театры, музеи, концертные залы) платные библиотеки),

- рынок услуг образования,

- рынок юридических услуг;

- рынок услуг здравоохранения;

- рынок страховых услуг.

· Рынок недвижимости – жилья, дач, гаражей и других владений того же типа.

· Рынок труда (рабочей силы);

· Рынок земли (участков земли и природных богатств - угля, нефти, газа, леса, песка, и т.п);

· Рынок инвестиционных товаров (средств производства) – машин, оборудования, станков, инструментов, сырья и материалов;

· Финансовые рынки (кредитный; валютный, фондовый, т.е ценных бумаг)

· Рынок интеллектуальных продуктов: инноваций, информационного продукта (научного, культурного, духовного)

Преимущества и недостатки рынка (мы о них уже говорили)

Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.

Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:

· все зависит от случая;

· невозможно сделать долгосрочный прогноз;

· проблемы с экологией;

· безработица;

· рост цен, инфляция.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: