- научиться распознавать признаки надвигающейся депрессии, улавливать симптомы поведения, которые часто предшествуют такому явлению;
- обеспечить рассмотрение любой попытки суицида административным персоналом, психологом.
Если у ребенка появляются несколько из указанных ниже признаков, это должно вызвать тревогу персонала, т.к. может свидетельствовать как о депрессии, так и о надвигающемся суициде, поэтому здесь необходимо тесное взаимодействие с психологом и медицинским работником лагеря
Признаки
· отчаяние и плач;
· неоднократное обращение к теме смерти в литературе и живописи;
· повторное прослушивание грустной музыки и песен;
· нехватка жизненной активности;
· самоизоляция;
· изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем;
· повышение или потеря аппетита;
· вялость и апатия; заторможенность;
· неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение;
· уход от обычной социальной активности, замкнутость;
· отказ от личных вещей;
· стремление к рискованным действиям;
· суицидальные попытки в прошлом;
· чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка;
· потеря интереса к увлечениям, спорту, играм;
· не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью;
· отсутствие планов на будущее;
· стремление к тому, чтобы их оставили в покое;
· повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
· внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;
· краткость или отсутствие ответов
Эмоциональные проявления
· Скука
· Грусть
· Уныние
· Угнетенность
· Мрачная угрюмость
· Злобность
· Раздражительность
· Ворчливость
|
· Неприязненное, враждебное отношение к окружающим
· Чувство ненависти к благополучию окружающих
· Чувство физического недовольства
· Безразличное отношение к себе, окружающим
· Тревога беспредметная и предметная
· Ожидание непоправимой беды
· Страх
· Тоска как постоянный фон настроения
· Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности
· Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг
Оценка собственной жизни
· Пессимистическая оценка своего прошлого
· Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого
· Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния
· Отсутствие перспектив в будущем
Сексуальное поведение. Подростки часто находят лагерь удобным для сексуального поведения, когда они находятся в постоянном контакте со сверстниками вне домашней обстановки. Такое поведение может быть агрессивно-гетеросексуальным или даже гомосексуальным по природе явным или скрытым. Важно говорить об отношениях полов откровенно без нарочитого морализма, но и со всей тактичностью и чистотой.
Оскорбление, сопровождающееся нанесением телесных повреждений. В лагере у детей часто проявляется такое поведение, которое было скрытым в домашней обстановке.
Имеют место случаи жестокого обращения с детьми, признаки которого могут быть замечены взрослыми, например, наличие необычных синяков или шрамов и т. д. при осмотре детей, при смене одежды или в душевой. Признаки сексуального оскорбления менее заметны. Некоторые признаки идентифицированы американскими специалистами:
|
· Изменение поведения, крайние перепады настроения, уход в себя, страх или повышенная плаксивость.
· Дети мочатся в кровать, их преследуют кошмары, страх при отходе ко сну или надевание перед сном дополнительной одежды.
· Необычная сексуальная активность или ярко выраженный интерес к сексуальным вопросам для возраста, не соответствующего
· Переход к безразличному поведению.
· Боязнь определенных мест, людей или видов деятельности, особенно если они остаются наедине с некоторыми людьми.
· Боль, кровотечение, истечение жидкостей или влажность некоторых мест тела.
Что предпринимать?
- обсудить с медицинскими работниками и директором оздоровительного лагеря;
- обеспечить конфиденциальность данной информации (не допускать обсуждений случаев сексуального поведения в коллективах взрослых и детей).
Химическое отравление. Детский лагерь не изолирован от окружающего мира, могут приноситься спиртные напитки, табак или наркотики для индивидуального употребления или совместного использования детьми (или персоналом).
Что предпринимать?
-все случаи употребления детьми наркотиков должны немедленно становиться достоянием администраций и медицинских работников;
- принимать все меры к предотвращению распространения и употребления спиртных напитков, наркотиков.
Вандализм. Явление, когда личная или лагерная собственность уничтожается детьми. Это признак серьезных проблем.
Необходимо действовать так, чтобы не только помочь детям обрести понимание тяжести их вины, но и привлечь их к участию в восстановлении поврежденных или замене уничтоженных вещей.
|
Нарушения дисциплины. При работе с детьми разного воспитания и из разных семей в обстановке, где они могут проявить новое или совершенно другое поведение. Бывают случаи, когда такое поведение неприемлемо и требуется наведение дисциплины и порядка. В лагере, где сразу же после приезда оглашается длинный перечень запретов и правил, возникает желание нарушить все эти правила.
Что предпринимать?
· четко обрисовывать необходимые обстоятельства и способы дисциплинирования;
· чувствовать необходимость для ребенка нарушать правила и периодически обоснованно допускать отступления от некоторых правил;
· осознавать, что дети не всегда могут справиться с работой по самоконтролю, не раздумывать, когда требуется прекратить отрицательное поведение ради спокойствия группы и самого ребенка;
· учитывать желание ребенка иногда (в этот момент) лениться и побуждать его к деятельности;
· постоянно осуществлять контроль деятельности одним или более руководителями.
Эффективность дисциплинарных мер будет высокой только в случае их объективного, адекватного и постоянного использования. Наказание - это простой способ, который по возможности должен сопровождать отрицательные поступки и должен быть соразмерным.
По всем случаям проявления нарушений дисциплины должны быть оформлены официальные документы.
Категорически запрещается в лагере наказывать детей лишением пищи, трудом, словесно оскорблять. Эти действия часто приводят к стрессу по вине вожатого.
Одной из проблем, характерных для любого лагеря, остаётся проблема конфликта. Определяя данное понятие, обычно говорят о борьбе, столкновении, противоречии. Конфликты - от простого несогласия двух людей до военного противостояния целых государств частые явления нашей реальности. Так или иначе, но очевидна необходимость установления в лагере системы договорённостей, совместного принятия устава, режима дня. Важно, чтобы дети научились различать свободу и вседозволенность, дисциплину и распущенность, права и обязанности, желание и принуждение.
В основе любого конфликта, — противоречие между «надо» и «хочу» или «хочу» и «должен». Воспитанники выделяют конфликты «между лидерами и простыми ребятами (пассивными)», о недовольстве тем, что «в мероприятиях постоянно участвуют одни и те же ребята (лидеры)»; о несправедливых оценках, когда «одним вручают хорошие призы на мероприятиях, а другим хуже». Межличностные и межгрупповые конфликты — неотъемлемый атрибут жизни детей в летнем лагере.
Конфликт начинается с проблемной ситуации, вызванной определённой причиной. Нужно научить детей понимать эти причины, тогда они смогут предупреждать конфликты. А предупреждение конфликта начинается с умения понимать собеседника, с терпимости к инакомыслию, со снижения собственной тревожности и агрессивности, с отказа от претензий к окружающими.
В жизни различают социальный (межличностный) и внутриличностный конфликты.
Социальный конфликт — это способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия. Он заключается в противодействии участников конфликта и сопровождается их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Под внутриличностным конфликтом понимается выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражает противоречивые связи с социальной средой и задерживает принятие решения.
Особенности конфликта зависят от характера потребностей личности, которые требуют удовлетворения. Среди них потребности в безопасности, защищённости, независимости, в уважении, самовыражении. Существуют объективные и субъективные факторы возникновения конфликтов. К типичным причинам конфликтов относятся: разбалансированное ролевое взаимодействие людей, соревнование и конкуренция, ограничение свободы, психологическая несовместимость, потеря и искажения информации в процессе коммуникации, неадекватный уровень притязаний, разный подход к оценке событий и т.д.
Наиболее часто причины конфликтов кроются в недостаточных навыках коммуникации, агрессивном или неэтичном поведении по отношению к сверстникам и взрослым, грубости, неумение излагать свои мысли, слушать внимательно и уважительно. Следующая проблемная ситуация содержит трудности, связанные с несформированностью навыков самообслуживания, особенно это заметно у детей, впервые приехавших в лагерь.
Противоречия могут возникнуть между коллективом и отдельными детьми или группами детей, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между нормами, установившимися в коллективе, и нормами, стихийно сложившимися во входящих в него группах, между группами воспитанников с различными ценностными ориентациями [4].
Любой конфликт может быть как позитивным, так и негативным. Это зависит от способа его разрешения и от хода развития конфликта. Если участники конфликта способны спокойно выдвигать аргументы и объективно рассматривать интересы свои и оппонента, такая позиция, позиция сотрудничества, способствует улучшению взаимоотношений участников конфликта.
Игры и упражнения, помогающие предотвратить возникновение конфликтных ситуаций и способствующие их разрешению, приведены в Приложении 5.
Если в отряде уже возникли проблемы, сложилось несколько группировок, постоянно происходят конфликты, особое внимание необходимо уделить быстрому установлению позитивных отношений между детьми, овладению приемами и навыками эффективного межличностного общения.
Можно использовать большую психологическую игру «Невероятное путешествие».