При суицидальном поведении




- научиться распозна­вать признаки надвигающейся депрессии, улавливать симптомы по­ведения, которые часто предшествуют такому явлению;

- обеспечить рассмотрение любой по­пытки суицида административным пер­соналом, психологом.

Если у ребенка появляются несколько из указанных ниже признаков, это должно вызвать тревогу персонала, т.к. может свидетельствовать как о депрессии, так и о надвигающемся суициде, поэтому здесь необходимо тесное взаимодействие с психологом и медицинским работником лагеря

Признаки

· отчаяние и плач;

· неоднократное обращение к теме смерти в литературе и живописи;

· повторное прослушивание грустной музыки и песен;

· нехватка жизненной активности;

· самоизоляция;

· изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем;

· повышение или потеря аппетита;

· вялость и апатия; заторможенность;

· неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение;

· уход от обычной социальной активности, замкнутость;

· отказ от личных вещей;

· стремление к рискованным действиям;

· суицидальные попытки в прошлом;

· чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка;

· потеря интереса к увлечениям, спорту, играм;

· не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью;

· отсутствие планов на будущее;

· стремление к тому, чтобы их оставили в покое;

· повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;

· внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;

· краткость или отсутствие ответов

Эмоциональные проявления

· Скука

· Грусть

· Уныние

· Угнетенность

· Мрачная угрюмость

· Злобность

· Раздражительность

· Ворчливость

· Неприязненное, враждебное отношение к окружающим

· Чувство ненависти к благополучию окружающих

· Чувство физического недовольства

· Безразличное отношение к себе, окружающим

· Тревога беспредметная и предметная

· Ожидание непоправимой беды

· Страх

· Тоска как постоянный фон настроения

· Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности

· Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг

Оценка собственной жизни

· Пессимистическая оценка своего прошлого

· Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого

· Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния

· Отсутствие перспектив в будущем

Сексуальное поведение. Подростки часто находят лагерь удобным для сексуального поведения, когда они находятся в постоянном контакте со сверстниками вне домашней обстановки. Такое поведение может быть агрессивно-гетеросексуальным или даже гомосексуальным по природе явным или скрытым. Важно говорить об отношениях полов откровенно без нарочитого морализма, но и со всей тактичностью и чистотой.

Оскорбление, сопровождающееся нанесением телесных повреж­дений. В лагере у детей часто проявляется такое поведение, которое было скрытым в домашней обстановке.

Имеют место случаи жестокого обраще­ния с детьми, признаки которого могут быть замечены взрослыми, например, наличие не­обычных синяков или шрамов и т. д. при осмотре детей, при смене одежды или в душевой. Признаки сексуального оскорбления менее заметны. Некоторые при­знаки идентифицированы американскими специалистами:

· Изменение поведения, крайние перепады настроения, уход в себя, страх или повышенная плаксивость.

· Дети мочатся в кровать, их преследуют кошмары, страх при от­ходе ко сну или надевание перед сном дополнительной одежды.

· Необычная сексуальная активность или ярко выраженный ин­терес к сексуальным вопросам для возраста, не соответствую­щего

· Переход к безразличному поведению.

· Боязнь определенных мест, людей или видов деятельности, особенно если они остаются наедине с некоторыми людьми.

· Боль, кровотечение, истечение жидкостей или влаж­ность некоторых мест тела.

Что предпринимать?

- обсудить с медицинскими работниками и директором оздоровительного лагеря;

- обеспечить конфиденциальность данной информации (не допускать обсуждений случаев сексуального поведения в коллективах взрослых и детей).

Химическое отравление. Детский лагерь не изолирован от окружаю­щего мира, могут приноситься спиртные напитки, табак или наркотики для индивидуального употребления или совместного использования деть­ми (или персоналом).

Что предпринимать?

-все случаи употребления детьми наркотиков должны немедленно становиться достоянием администраций и медицин­ских работников;

- принимать все меры к предотвращению распространения и употребления спиртных напитков, наркотиков.

Вандализм. Явление, когда личная или лагерная собственность уничтожается детьми. Это признак серьезных проблем.

Необходимо действовать так, чтобы не только помочь детям обрести понимание тяже­сти их вины, но и привлечь их к участию в восстановлении поврежденных или замене уничтоженных вещей.

Нарушения дисциплины. При работе с детьми разного воспитания и из разных семей в обстановке, где они могут проявить новое или совершенно другое поведение. Бывают случаи, когда такое по­ведение неприемлемо и требуется наведение дисциплины и порядка. В лагере, где сразу же после приезда оглашается длинный перечень запретов и правил, возникает желание нарушить все эти правила.

Что предпринимать?

· четко обрисовывать необходимые обстоятельства и спо­собы дисциплинирования;

· чувствовать необходимость для ребенка нарушать правила и периодически обоснованно допускать отступления от некоторых пра­вил;

· осознавать, что дети не всегда могут справиться с работой по само­контролю, не раздумывать, когда требуется прекра­тить отрицательное поведение ради спокойствия группы и самого ребенка;

· учитывать желание ребенка иногда (в этот момент) лениться и побуждать его к деятельности;

· постоянно осуществлять контроль деятельности одним или более руководителями.

Эффективность дисциплинарных мер будет высокой только в случае их объективного, адекватного и постоянного использования. Наказание - это простой способ, который по возмож­ности должен сопровождать отрицательные поступки и должен быть со­размерным.

По всем случаям проявления нарушений дисциплины должны быть оформлены официальные документы.

Категорически запрещается в лагере наказывать детей лише­нием пищи, трудом, словесно оскорблять. Эти действия часто приводят к стрессу по вине вожатого.

Одной из проблем, характерных для любого лагеря, остаётся проблема конфликта. Определяя данное понятие, обычно говорят о борьбе, столкновении, противоречии. Конфликты - от простого несогласия двух людей до военного противостояния целых государств частые явления нашей реальности. Так или иначе, но очевидна необходимость установления в лагере системы договорённостей, совместного принятия устава, режима дня. Важно, чтобы дети научились различать свободу и вседозволенность, дисциплину и распущенность, права и обязанности, желание и принуждение.

В основе любого конфликта, — противоречие между «надо» и «хочу» или «хочу» и «должен». Воспитанники выделяют конфликты «между лидерами и простыми ребятами (пассивными)», о недовольстве тем, что «в мероприятиях постоянно участвуют одни и те же ребята (лидеры)»; о несправедливых оценках, когда «одним вручают хорошие призы на мероприятиях, а другим хуже». Межличностные и межгрупповые конфликты — неотъемлемый атрибут жизни детей в летнем лагере.

Конфликт начинается с проблемной ситуации, вызванной определённой причиной. Нужно научить детей понимать эти причины, тогда они смогут предупреждать конфликты. А предупреждение конфликта начинается с умения понимать собеседника, с терпимости к инакомыслию, со снижения собственной тревожности и агрессивности, с отказа от претензий к окружающими.

В жизни различают социальный (межличностный) и внутриличностный конфликты.

Социальный конфликт — это способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия. Он заключается в противодействии участников конфликта и сопровождается их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Под внутриличностным конфликтом понимается выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражает противоречивые связи с социальной средой и задерживает принятие решения.

Особенности конфликта зависят от характера потребностей личности, которые требуют удовлетворения. Среди них потребности в безопасности, защищённости, независимости, в уважении, самовыражении. Существуют объективные и субъективные факторы возникновения конфликтов. К типичным причинам конфликтов относятся: разбалансированное ролевое взаимодействие людей, соревнование и конкуренция, ограничение свободы, психологическая несовместимость, потеря и искажения информации в процессе коммуникации, неадекватный уровень притязаний, разный подход к оценке событий и т.д.

Наиболее часто причины конфликтов кроются в недостаточных навыках коммуникации, агрессивном или неэтичном поведении по отношению к сверстникам и взрослым, грубости, неумение излагать свои мысли, слушать внимательно и уважительно. Следующая проблемная ситуация содержит трудности, связанные с несформированностью навыков самообслуживания, особенно это заметно у детей, впервые приехавших в лагерь.

Противоречия могут возникнуть между коллективом и отдельными детьми или группами детей, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между нормами, установившимися в коллективе, и нормами, стихийно сложившимися во входящих в него группах, между группами воспитанников с различными ценностными ориентациями [4].

Любой конфликт может быть как позитивным, так и негативным. Это зависит от способа его разрешения и от хода развития кон­фликта. Если участники конфликта способны спокойно выдвигать аргументы и объективно рассматривать интересы свои и оппонента, такая позиция, позиция сотрудничества, способствует улучшению взаимоотношений участ­ников конфликта.

Игры и упражнения, помогающие предотвратить возникновение конфликтных ситуаций и способствующие их разрешению, приведены в Приложении 5.

Если в отряде уже возникли проблемы, сложилось несколько группировок, постоянно происходят конфликты, особое внимание необходимо уделить быстрому установлению позитивных отношений между детьми, овладению приемами и навыками эффективного межличностного общения.

Можно использовать большую психологическую игру «Невероятное путешествие».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: