Проблемы детей среднего возраста




Проблемы, с которыми сталкиваются

Руководители временных детских коллективов и пути их решения

 

Детский оздоровительно-образовательный лагерь (ДОЛ) — это благоприятное место для активного развития личности и воспитательной деятельности коллектива. Пребывание ребёнка в ДОЛ, с одной стороны, изолирует, ограничивает возможности контакты ребёнка с семьей, а с другой — открывает перспективы расширения социализации посредством «значимых других». Но так ли уж солнечно и сказочно, в наших лагерях? Летний детский лагерь, как бы радужно мы его ни представляли и ни описывали, — это место «дислокации» конфликтных ситуаций. Это территория, где немало «троп войны», по которым ходят её жители. В большинстве случаев противостояние между детьми и взрослыми возникает из-за разных представлений о распорядке жизни в лагере, дисциплине, мероприятиях, характере отношений, целях и содержании деятельности

Особой проблемой для летних оздоровительно-образовательных учреждений является адаптация детей к новым изменяющимся условиям и требованиям в связи с постоянно меняющимися «правилами игры». Основными критериями, подтверждающими успешность адаптации ребёнка к новым условиям, являются следующие: адекватность и оптимальность поведения; стремление реализовать творческие возможности; способность к разрешению конфликтных ситуаций; умение организовать собственную деятельность и саморазвитие.

Приведем типичные проблемы воспитанников разных возрастных групп и варианты их решения.

Проблемы младшего школьного возраста

 

Прогнозируемые

ситуации

Варианты решения

Болезненно переживают разлуку с семьей

Отвлечь интересными делами, переключить внимание

Раздражительность, тоска по дому

Дать такое задание ребенку, чтобы он почувствовал себя нужным в новом коллективе

Задают множество вопро­сов

Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необ­ходимо для понимания

Быстро утомляются

Быстрее «бежать» к финишу, к результатам — в игре, труде...

Трудно засыпают, просы­паются по ночам «по­пить», не умеют застелить постель, разбрасывают и теряют вещи

Терпеливо приучать к порядку, учить рациональным приемам содержания личных вещей и постели. Проявлять осо­бое внимание вечером: кому-то сказку расска­зать, кому-то спеть, кого-то погладить по голове, по руке, с кем-то просто посидеть рядом.

Не уверены в себе

Давать нагрузку с учетом физического здоро­вья, без акцентирования на этом внимания, поощрять даже малые достижения.

Едят медленно, предпочитают есть всухомятку

Увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтных ситуаций. Поса­дить детей за отдельный стол. Следить за тем, чтобы съедали первое.

Готовы всё пробовать на вкус

Рассказывать детям о ядовитых ягодах, расте­ниях...

Потеряли интерес к заня­тиям, внимание рассеян­ное

Рекомендуется частая смена видов деятельно­сти и их продолжитель­ность по времени

Слезы и страхи в темноте

Не оставлять одного ребенка в темноте

Проявляют желание иг­рать с младшими детьми

Поддерживать, поощрять и направлять дейст­вия детей по опеке малышей

Копируют привычки, ма­неры поведения, лексикон взрослых

Стремиться ни в чем не подавать дурного примера

Постоянно опаздывают

Не давать поручений, связанных с учетом времени

Впечатлительны

Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом»

Постоянно рискуют, склонны к травматизму

Избегать чрезмерных ограничений в деятельно­сти детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопас­ности

 

Проблемы детей среднего возраста

 

Прогнозируемые

ситуации

Варианты решения

Обидчивость, повышенная чувстви­тельность к несправедливости

Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах пове­дения детей

Внешнее проявление взрослости: курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взросло­го лексикона, использование кос­метики, украшений. Бодрствова­ние после отбоя, различные ноч­ные занятия

Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и пока­зом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного ре­жима дня. Если невозможно полностью избежать ночных занятий, направлять их в приемлемое русло.

Замкнутость, одиночество. Обост­ренное переживание своих недос­татков

Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходи­мостью общения

Непослушание, действие «напе­рекор», постоянные споры

Вникать в интересы детей, сотрудни­чать с ними

Проявление тайн (укромные уголки леса, полянки, места ры­балки). Озорство, шалости

Знать секреты детей, совместно сохра­нять их, разумно использовать. Органи­зовывать интересные игры с элемента­ми романтики

 

Проблемы подростков

 

Прогнозируемые

ситуации

Варианты решения

Замкнутость, агрессивность, лег­кая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в «себя»

Поведение такого ребенка полностью зависит от того, как взрослые будут вести себя с ним.

Неподчинение взрослым, дейст­вия «наперекор», критиканство. Стремление к независимости, вызывающее поведение. Дейст­вия опережают мысли

Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, акцентировать внимание на позитивных моментах в критических высказываниях, тактично направлять их действия - в нуж­ное русло, стать приятным собеседни­ком.

Недовольство своим внешним видом, разочарование от соб­ственного отражения в зеркале

В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как правильно ухаживать за кожей, изменить свой внешний вид, повысить самооценку

Интерес к себе

В коллективной беседе — находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их. Полезно организовывать доверительные разговоры «Расскажи мне о себе», «Расскажи мне обо мне» и др.

Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний

Тактично, целомудренно раскрыть подросткам красоту настоящей дружбы и любви. Отвечать на вопросы серьезно и корректно

Проявление чрезмерной самостоятельности. Стремление освободиться от родительской опеки.

Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности.

Несбывающиеся мечты подростков

П Поразмышлять вместе с подростками о жизненных перспективах и ценностях

Кроме названных проблем, рассмотрим и ряд других ситуаций.

Если ребенок первый раз в лагере то, как пра­вило, замыкается в себе, испытывает чувства покинутости, одиночества

Что предпринимать?

- Проявлять больше внимания к нему, т.к. у него отсутствуют навыки в выполнении режима дня, он не приспособлен в самостоятель­ной жизни, должен еще привыкнуть к общественному питанию; к но­вым порядкам.

- Создавать условия для реализации возможности выхода ребенка из изоляции, проявления себя в новом окружении, помочь «найти себя», раскрыть способности в какой-либо области, давать поручения, связанные с необходимостью общения в лагере, что позволит ему строить свои отношения с коллективом как в лагере, так и вне его.

Если ребенок не первый раз в лагере, то у него достаточно часто отмечается раскованное поведение: он всезнайка, вспоминает о том, как было прошлым летом, позапрошлым, постоянно сравнивает данный лагерь с иными, противопоставляет себя другим детям.

Что предпринимать?

- Выслушивать ребенка и спокойно реагировать на его высказывания;

- Обеспечить соблюдение режимных моментов, особенно в отношении сна в тихий час

- По возможности использовать имеющийся опыт, включая в инициативную группу по подготовке отрядных дел;

В отряде нередко бывают воспитанники с проявлением дефицита внимания.

Их отличают следующие симптомы: беспокойные движения в кистях и сто­пах; нетерпение, неумение дождаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе; частые необоснованные переходы от одного незавершенного действия к другому; неумение тихо, спо­койно играть; болтливость; мешает другим, пристает к окружающим; не слушает обращенной к нему речи; способен к совершению опас­ных действий, не задумываясь об их последствиях.

Что предпринимать?

· придерживаться в общении и работе с ним «позитивной модели» (поощрять за участие во всех видах деятельности, требующих его внимания, сосредоточенности, хвалить в каждом удобном случае, когда он этого заслужил, подчёркивая достигнутый успех);

· говорить сдержано, мягко;

· для большей концентрации внимания при устных инструкциях использовать зрительную стимуляцию (показывать на конкретных примерах - схемы, картинки и т.д.);

· избегать чрезмерных ограничений в нужной и полезной деятельности, давать возможность израсходовать накопленную избыточную энергию;

· на определённый промежуток времени давать только одно задание, ход и результат выполнения которого, можно легко контролировать и если необходимо корректировать в процессе его реализации;

· проявлять требовательность и тактичность в межличностном взаимодействии

- добиваться неукоснительного соблюдения правил безопасности и др.

Если в отряде есть дети с различными комплексами, физическими недостатками, хроническими неинфекционными заболеваниями, то необходимо помочь им адаптироваться в новой обстановке, следуя определенным правилам:

· акцентировать внимание на достоинствах ребенка;

· давать ребенку жить полноценной жизнью в коллективе;

· вести индивидуальные беседы как в отряде, так и с самим ребенком;

· замечать, когда ребенку трудно, не упускать его из поля зрения.

Энурез (иногда это называют как «Слёзы вниз», чаще связывая с эмоциональным неблагополучием)

Что предпринимать?

- вместе с медработником предусмотреть соблюдение питьевого режима;

- обеспечить поддержку, помощь, направленные на снижение тревожности, напряженности и эмоциональное благополучие ребенка;

- избавить ребенка от смущения и унижения со стороны сверстников (посещение туалета в ночное время и в утренние часы);

- продумать процедуру смены белья, чтобы она не носила психотравмирующий характер.

Одна из ситуаций - наличие проблемы сна. Во-первых, может появиться хождение во время сна (лунатизм). Во-вторых, при наличии предпосылок могут возникнуть ночные кошмары.

Что предпринимать?

- особенно внимательно наблюдать такими детьми;

- своевременно сообщить об этом врачу;

- обеспечить поддержку, помощь, направленные на снижение страхов, тревожности и эмоциональное благополучие ребенка.

Существует ещё одна категория детей, требующая особого подхода. Это дети, испытывающие эмоциональные нарушения (агрессивность, эмоциональная расторможенность, лёгкая ранимость, застенчивость, обидчивость, тревожность).

Что предпринимать?

- научить ребёнка не подавлять свои эмоции, а своевременно проявлять и направлять свои чувства, регулировать интенсивность его эмоций;

- научить ребёнка адекватным (соответствующим реальности и заданному смыслу) формам реагирования на различные ситуации;

- научить ребёнка адекватным (соответствующим реальности и заданному смыслу) формам реагирования на различные ситуации;

- не оценивать чувства ребёнка.

Работа с «отвергнутыми», изолированными детьми, которые не могут самостоятельно разрешать проблемы общения со сверстниками.

Что предпринимать?

По мнению Я.Л. Коломенского необходимо:

- обеспечить вовлечение изолированного ребёнка в интересную деятельность, вырабатывать уверенность в себе;

- оказывать помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой зависит статус ребёнка в отряде (социальной группе), а также в преодолении аффективности (драчливости, обидчивости, вспыльчивости);

- чаще использовать косвенные меры педагогического воздействия. (Например, предложить сверстникам, лидирующим в отряде, поддержать такого воспитанника своим участием, добрым вниманием и соответственно повысить его статус в группе).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: