Проблемы, с которыми сталкиваются
Руководители временных детских коллективов и пути их решения
Детский оздоровительно-образовательный лагерь (ДОЛ) — это благоприятное место для активного развития личности и воспитательной деятельности коллектива. Пребывание ребёнка в ДОЛ, с одной стороны, изолирует, ограничивает возможности контакты ребёнка с семьей, а с другой — открывает перспективы расширения социализации посредством «значимых других». Но так ли уж солнечно и сказочно, в наших лагерях? Летний детский лагерь, как бы радужно мы его ни представляли и ни описывали, — это место «дислокации» конфликтных ситуаций. Это территория, где немало «троп войны», по которым ходят её жители. В большинстве случаев противостояние между детьми и взрослыми возникает из-за разных представлений о распорядке жизни в лагере, дисциплине, мероприятиях, характере отношений, целях и содержании деятельности
Особой проблемой для летних оздоровительно-образовательных учреждений является адаптация детей к новым изменяющимся условиям и требованиям в связи с постоянно меняющимися «правилами игры». Основными критериями, подтверждающими успешность адаптации ребёнка к новым условиям, являются следующие: адекватность и оптимальность поведения; стремление реализовать творческие возможности; способность к разрешению конфликтных ситуаций; умение организовать собственную деятельность и саморазвитие.
Приведем типичные проблемы воспитанников разных возрастных групп и варианты их решения.
Проблемы младшего школьного возраста
Прогнозируемые
ситуации
Варианты решения
Болезненно переживают разлуку с семьей
|
Отвлечь интересными делами, переключить внимание
Раздражительность, тоска по дому
Дать такое задание ребенку, чтобы он почувствовал себя нужным в новом коллективе
Задают множество вопросов
Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания
Быстро утомляются
Быстрее «бежать» к финишу, к результатам — в игре, труде...
Трудно засыпают, просыпаются по ночам «попить», не умеют застелить постель, разбрасывают и теряют вещи
Терпеливо приучать к порядку, учить рациональным приемам содержания личных вещей и постели. Проявлять особое внимание вечером: кому-то сказку рассказать, кому-то спеть, кого-то погладить по голове, по руке, с кем-то просто посидеть рядом.
Не уверены в себе
Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания, поощрять даже малые достижения.
Едят медленно, предпочитают есть всухомятку
Увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтных ситуаций. Посадить детей за отдельный стол. Следить за тем, чтобы съедали первое.
Готовы всё пробовать на вкус
Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях...
Потеряли интерес к занятиям, внимание рассеянное
Рекомендуется частая смена видов деятельности и их продолжительность по времени
Слезы и страхи в темноте
Не оставлять одного ребенка в темноте
Проявляют желание играть с младшими детьми
Поддерживать, поощрять и направлять действия детей по опеке малышей
Копируют привычки, манеры поведения, лексикон взрослых
Стремиться ни в чем не подавать дурного примера
|
Постоянно опаздывают
Не давать поручений, связанных с учетом времени
Впечатлительны
Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом»
Постоянно рискуют, склонны к травматизму
Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности
Проблемы детей среднего возраста
Прогнозируемые
ситуации
Варианты решения
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости
Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей
Внешнее проявление взрослости: курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений. Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия
Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня. Если невозможно полностью избежать ночных занятий, направлять их в приемлемое русло.
Замкнутость, одиночество. Обостренное переживание своих недостатков
Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения
Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры
Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними
Проявление тайн (укромные уголки леса, полянки, места рыбалки). Озорство, шалости
Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики
|
Проблемы подростков
Прогнозируемые
ситуации
Варианты решения
Замкнутость, агрессивность, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в «себя»
Поведение такого ребенка полностью зависит от того, как взрослые будут вести себя с ним.
Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство. Стремление к независимости, вызывающее поведение. Действия опережают мысли
Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, акцентировать внимание на позитивных моментах в критических высказываниях, тактично направлять их действия - в нужное русло, стать приятным собеседником.
Недовольство своим внешним видом, разочарование от собственного отражения в зеркале
В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как правильно ухаживать за кожей, изменить свой внешний вид, повысить самооценку
Интерес к себе
В коллективной беседе — находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их. Полезно организовывать доверительные разговоры «Расскажи мне о себе», «Расскажи мне обо мне» и др.
Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний
Тактично, целомудренно раскрыть подросткам красоту настоящей дружбы и любви. Отвечать на вопросы серьезно и корректно
Проявление чрезмерной самостоятельности. Стремление освободиться от родительской опеки.
Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности.
Несбывающиеся мечты подростков
П Поразмышлять вместе с подростками о жизненных перспективах и ценностях
Кроме названных проблем, рассмотрим и ряд других ситуаций.
Если ребенок первый раз в лагере то, как правило, замыкается в себе, испытывает чувства покинутости, одиночества
Что предпринимать?
- Проявлять больше внимания к нему, т.к. у него отсутствуют навыки в выполнении режима дня, он не приспособлен в самостоятельной жизни, должен еще привыкнуть к общественному питанию; к новым порядкам.
- Создавать условия для реализации возможности выхода ребенка из изоляции, проявления себя в новом окружении, помочь «найти себя», раскрыть способности в какой-либо области, давать поручения, связанные с необходимостью общения в лагере, что позволит ему строить свои отношения с коллективом как в лагере, так и вне его.
Если ребенок не первый раз в лагере, то у него достаточно часто отмечается раскованное поведение: он всезнайка, вспоминает о том, как было прошлым летом, позапрошлым, постоянно сравнивает данный лагерь с иными, противопоставляет себя другим детям.
Что предпринимать?
- Выслушивать ребенка и спокойно реагировать на его высказывания;
- Обеспечить соблюдение режимных моментов, особенно в отношении сна в тихий час
- По возможности использовать имеющийся опыт, включая в инициативную группу по подготовке отрядных дел;
В отряде нередко бывают воспитанники с проявлением дефицита внимания.
Их отличают следующие симптомы: беспокойные движения в кистях и стопах; нетерпение, неумение дождаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе; частые необоснованные переходы от одного незавершенного действия к другому; неумение тихо, спокойно играть; болтливость; мешает другим, пристает к окружающим; не слушает обращенной к нему речи; способен к совершению опасных действий, не задумываясь об их последствиях.
Что предпринимать?
· придерживаться в общении и работе с ним «позитивной модели» (поощрять за участие во всех видах деятельности, требующих его внимания, сосредоточенности, хвалить в каждом удобном случае, когда он этого заслужил, подчёркивая достигнутый успех);
· говорить сдержано, мягко;
· для большей концентрации внимания при устных инструкциях использовать зрительную стимуляцию (показывать на конкретных примерах - схемы, картинки и т.д.);
· избегать чрезмерных ограничений в нужной и полезной деятельности, давать возможность израсходовать накопленную избыточную энергию;
· на определённый промежуток времени давать только одно задание, ход и результат выполнения которого, можно легко контролировать и если необходимо корректировать в процессе его реализации;
· проявлять требовательность и тактичность в межличностном взаимодействии
- добиваться неукоснительного соблюдения правил безопасности и др.
Если в отряде есть дети с различными комплексами, физическими недостатками, хроническими неинфекционными заболеваниями, то необходимо помочь им адаптироваться в новой обстановке, следуя определенным правилам:
· акцентировать внимание на достоинствах ребенка;
· давать ребенку жить полноценной жизнью в коллективе;
· вести индивидуальные беседы как в отряде, так и с самим ребенком;
· замечать, когда ребенку трудно, не упускать его из поля зрения.
Энурез (иногда это называют как «Слёзы вниз», чаще связывая с эмоциональным неблагополучием)
Что предпринимать?
- вместе с медработником предусмотреть соблюдение питьевого режима;
- обеспечить поддержку, помощь, направленные на снижение тревожности, напряженности и эмоциональное благополучие ребенка;
- избавить ребенка от смущения и унижения со стороны сверстников (посещение туалета в ночное время и в утренние часы);
- продумать процедуру смены белья, чтобы она не носила психотравмирующий характер.
Одна из ситуаций - наличие проблемы сна. Во-первых, может появиться хождение во время сна (лунатизм). Во-вторых, при наличии предпосылок могут возникнуть ночные кошмары.
Что предпринимать?
- особенно внимательно наблюдать такими детьми;
- своевременно сообщить об этом врачу;
- обеспечить поддержку, помощь, направленные на снижение страхов, тревожности и эмоциональное благополучие ребенка.
Существует ещё одна категория детей, требующая особого подхода. Это дети, испытывающие эмоциональные нарушения (агрессивность, эмоциональная расторможенность, лёгкая ранимость, застенчивость, обидчивость, тревожность).
Что предпринимать?
- научить ребёнка не подавлять свои эмоции, а своевременно проявлять и направлять свои чувства, регулировать интенсивность его эмоций;
- научить ребёнка адекватным (соответствующим реальности и заданному смыслу) формам реагирования на различные ситуации;
- научить ребёнка адекватным (соответствующим реальности и заданному смыслу) формам реагирования на различные ситуации;
- не оценивать чувства ребёнка.
Работа с «отвергнутыми», изолированными детьми, которые не могут самостоятельно разрешать проблемы общения со сверстниками.
Что предпринимать?
По мнению Я.Л. Коломенского необходимо:
- обеспечить вовлечение изолированного ребёнка в интересную деятельность, вырабатывать уверенность в себе;
- оказывать помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой зависит статус ребёнка в отряде (социальной группе), а также в преодолении аффективности (драчливости, обидчивости, вспыльчивости);
- чаще использовать косвенные меры педагогического воздействия. (Например, предложить сверстникам, лидирующим в отряде, поддержать такого воспитанника своим участием, добрым вниманием и соответственно повысить его статус в группе).