Аркадий Иванович Свидригайлов.




· В чем сложность и противоречивость этого образа?

· Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? (о них сообщается в одном письме). В чем особенность появления Свидригайлова? (О Лужине в письме хорошо -- затем раскрывается его подлая натура; о Свидригайлове сразу очень плохо -- потом появляются вопросы об этом герое).

· Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом? Зачем дано прошлое героя, как он меняется?

· Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя? Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: "Мы одного поля ягоды"?

· Какие взгляды героя раскрываются во фразе "Всяк о себе сам помышляет"?

· О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните: Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им).

· Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?

· Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова?

· Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством? Почему так описана сцена самоубийства? (Ч. 6, гл. 7.) Какую роль играет здесь природа ("молочный густой туман") и описание места ("скользкая, грязная мостовая"; "холод и сырость"; "уныло и грязно"; "брюзгливая скорбь")?

· Вывод. Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире – преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары – это муки совести), любовь к Дуне "перемолола" его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти.

· Смерть Свидригайлова – это нежелание жить по-прежнему. Он "двойник" Раскольникова, потому что он смог "переступить через кровь". Жизнь Свидригайлова – это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.

· Итог урока. "Двойники" Раскольникова выведены в романе неслучайно: автор показывает герою и читателям, что может произойти с человеком, если он переживёт спокойно своё преступление. Муки совести Раскольникова – это путь к возрождению, к победе в нем человеческого. "Двойники" помогают увидеть себя со стороны, ужаснуться и повернуть на другой путь.

· Свидригайлов Аркадий Иванович — один из центральных героев. «...Лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид... Широкое, скулистое лицо его было довольно при­ятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые». Рас­кольников замечает, что его лицо похоже на маску и в нем есть что-то чрезвычайно неприятное.

· Дворянин. Служил два года в кавалерии. Потом, по его слову, «шлялся» в Петербурге. Был шулером. Женившись на Марфе Петровне, которая выкупила его из тюрьмы, семь лет жил в деревне. Циник. Любит разврат. На его совести ряд тяж­ких преступлений: самоубийство слуги Филиппа и четырнадца­тилетней оскорбленной им девочки, возможно, и отравление жены... Двойник Раскольникова, С. как бы порожден кошмаром героя. Появившись в его каморке, он заявляет, что они — «одно­го поля ягоды» и предлагает Раскольникову передать сестре Дуне, которая из-за его домогательств была скомпрометирована и потеряла место, десять тысяч. Заманив ее к себе под предлогом важного известия, касающегося ее брата, он сообщает, что Роди­он — убийца. Он пытается добиться благосклонности Дуни, предлагая спасти Раскольникова, а затем шантажирует ее. Дуня, чтобы предотвратить насилие, стреляет в него из револьвера и промахивается. Однако С., смиряя себя, неожиданно отпускает ее. В его вопросе: «Так не любишь? И не можешь? Никогда?» — звучит искренняя горечь, почти отчаяние.

· В отличие от Раскольникова он уже по ту сторону добра и зла и, кажется, не испытывает сомнений. Не случайно С. так беспокоит Раскольникова, который чувствует его власть над собой, своей загадочностью. Он свободен, нравственный закон уже не властен над ним, но это не приносит ему радости. Ему остается только мировая скука и пошлость. С. развлекался как мог, пытаясь одолеть эту скуку. По ночам ему являются приви­дения: Марфа Петровна, слуга Филипп... Неразличимость добра и зла порождает дурную бесконечность, обессмысливает жизнь. Не случайно вечность ему представляется в образе деревенской закоптелой баньки с пауками. И хотя он помогает устроить детей Мармеладова после смерти Катерины Ивановны, заботит­ся о маленькой девочке в гостинице перед самоубийством, душа его почти мертва. С. кончает с собой выстрелом из револьвера.

· Прав ли Свидригайлов, утверждая, что они с Раскольниковым одного поля ягоды, что между ними есть «точка общая»? Раскольников и Свидригайлов умны и наблюдательны, совпадает их отношение к Петербургу, они одинаково презирают Лужина, оба ценят в женщине самопожертвование, оба они преступники. Но, как говорит автор, «даже злодейство не могло у них быть одинаково»: Раскольников сохранил в себе человеч­ность и испытывает жесточайшие муки совести, в то время как Свидригайлов бесчеловечен, откровенно циничен, лишен нрав­ственных устоев, морально опустошен. Раскольников испыты­вает глубокое отвращение к Свидригайлову — «грубому злодею», «развратнику и подлецу», но все же его тянет к нему: для Расколь­никова Свидригайлов интересен как человек, совершивший столько злодеяний и сумевший заглушить в себе голос совести.

· Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его как злодея, развратника, пошлого подлеца. Говорят, что он причастен к делу «с примесью зверского и, так сказать, фантастического душегубства», повинен в самоубийстве крепостного человека – лакея Филиппа, что он жестоко оскорбил девочку, отравил свою жену Марфу Петровну, что он шулер и что нет такого порока, который бы не гнездился в его душе. Вместе с тем на протяжении всего романа Свидригайлов совершает массу добрых дел. Он избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, хочет помочь Дуне избавиться от Лужина (Свидригайлов просит у Раскольникова позволения предложить Дуне десять тысяч рублей и таким образом облегчить разрыв с Лужиным). Он пощадил Дуню во время последней встречи с ней, взял на себя устройство судьбы осиротевшей семьи Мармеладовых. До самой последней минуты он бескорыстно добр к окружающим.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: