Многостильность романа
- авантюрное приключение
- уголовное приключение
- бульварный рассказ
- уличная сцена
- газетная история
- философская исповедь
- божье слово (Евангелие)
· В романе три главные сюжетные линии. В центре повествования — история Раскольникова, этот герой составляет композиционный центр романа.
· Сюжетная линия Раскольникова имеет детективную основу (криминальная тема; психологический поединок преступника и следователя). Однако нетрудно видеть, что это уже не детективный роман. Главный герой, с которым отождествляется читатель, — преступник, а не следователь, как это бывает в детективных романах. В ходе сюжета выясняется не личность преступника (она сразу известна), а внешние и внутренние причины преступления: прошлое и характер Раскольникова, обстоятельства жизни, философская «теория» и существование статьи. Таким образом, можно сказать, что суть «расследования» иная, чем в детективном романе: это поиск не человека, а «идеи» или «духа», вызвавших преступление.
· Вторая сюжетная линия в романе — история семейства Мармеладовых (жизнь «низов» общества, в них широко представлены такие социально-психологические типы, как обитатель «питейного заведения», ростовщик, проститутка, люди «полусвета»).
· Третья сюжетная линия в романе связана с Дуней (преследования со стороны Свидригайлова, сватовство Лужина, брак с Разумихиным).
· Все сюжетные линии получают окончательную развязку в эпилоге (Раскольников после суда попадает на каторгу, Соня остается с ним, Дуня выходит замуж за Разумихина). Если не считать многочисленных смертей (старуха, беременная Лизавета, Свидригайлов, Пульхерия Александровна, Марфа Петровна, Мармеладов, Катерина Ивановна), то можно сказать, что роман имеет более или менее счастливый конец (соединение двух влюбленных пар, как в мелодраме).
|
· По жанру произведение «Преступление и наказание» - роман, тем не менее, в нем смешано несколько видов романа. Это и детективный роман (раскрытие преступления следственным Порфирием), и психологический роман (чрезвычайно подробно раскрыта психология персонажей), и философский роман (описанная философская система Раскольникова, делается ударение на значении философской системы в жизни человека).
· В романе применен принцип полифонии. Персонаж Достоевского являются противоречивыми, тем не менее полноценными личностями. Их точка зрения является будто независимой от образа автора, который незримо присутствует в романе, от точки зрения одно одного. Итак, в роман присутствуют несколько равноправных «голосов» - отсюда принцип полифонии.
· В романе автор решает философские вопросы и рассматривает их глубоко, психологически обосновывая каждый поступок героев.
· Задача Достоевского (художника и мыслителя): «Хочу показать все психологические этапы преступления» и сущность наказания.
·
Философские вопросы:
· Писатель показывает, как человек в преступлении переходит предел самой человеческой природы, когда с неизбежностью раскрывается вопрос, что такое человек? Что будет с человеческим началом в преступнике? Как он вообще может после преступления «быть»? Почему достойные люди — добрые, честные, благородные, умные — должны гибнуть в нищете, терпя унижение от ничтожных, подлых, жестоких, глупых, но живущих в роскоши и богатстве? В чем виноваты бедные дети? Почему они должны мучиться и страдать от голода и болезней? Что дает право на существование в мире такого порядка и как этот порядок изменить? Кто такой человек? В чем его предназначение? Почему существует разделение на "тварей дрожащих" и "право имеющих" преступать любые моральные устои?
|
· Преступление – переступание через какую-то черту. Эта черта пролегает прежде всего в нравственной области. Первое понятие о нравственности – понятие предела; предел – то, что нельзя переходить. Почему?
· Достоевский не показывает нравственного воскрешения Раскольникова, потому что задача его состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея, и какой страшной, преступной может быть эта идея. Раскольников в финале романа так и не раскрыл взятое у Сони Евангелие, «но одна мысль промелькнула в нем: "Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями?"» Соня с ее правдой — переступить себя можно, а переступить чужую жизнь нельзя — надежда Раскольникова на возрождение, на воссоединение с людьми, на обретение «человека в человеке».
О собенности романа:
· 1) Героям Достоевского свойственна философичность мышления, им «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить».
- «Идея героя», как правило, внутренне противоречива даже для самого героя, она проблема, гипотеза, требующая проверки.
- «Идея героя» переживается эмоционально, целиком захватывает внутренний мир человека. Отсюда — острота и напряженность душевной жизни героев.
- Достоевский воспроизводит не столько «поступательное движение» внутреннего мира, сколько постоянное колебание от одной крайности к другой, борьбу противоположных мыслей, желаний, противоречащих логике поступков.
- Психологическая атмосфера создается путем подбора:
- а) словесных определений, характеризующих душевное состояние героя, указывающих на крайнюю степень внутренней напряженности;
- б) деталей внешнего предметного мира, гаммы цветов, запахов;
- 6) Объективной действительности как бы не существует в произведениях Достоевского — она пропущена через призму обостренного восприятия героя.
- 7) Формой психологического изображения являются:
- а) портретные детали;
- б) прием умолчания;
- в) развернутые внутренние монологи.
- Одинок ли Раскольников в идее сильной личности? Достоевский, будучи мастером социально-психологического романа, создает образы «двойников» главного героя: расчетливого дельца-предпринимателя Лужина и циничного авантюриста с садистскими наклонностями Свидригайлова.
- Прием, позволяющий как можно глубже проникнуть в душу героя, увидеть то главное, что заложено в этом человеке, - сны Раскольникова. Вспомним "страшный" сон накануне убийства: перед нами ребенок, на глазах у которого жестоко избивают загнанную лошадь. В тупой злобе хозяин забивает животное насмерть. И в душе героя, как и в сердце каждого из нас, возникает острый протест против убийства, возмущение бессмысленной жестокостью, сочувствие чужой боли.
- Главную свою идею Достоевский вкладывает в высказывание следователя Порфирия: "Станьте солнцем, вас и увидят". То есть, только через доброе, высокое, человечное можно возвыситься в этом мире. То же самое чувствует и Соня. К сожалению, ей пришлось убедиться в этом на своем собственном печальном опыте. Таким образом, подводя итог всем нравственным исканиям и вечным вопросам, автор приводит своего героя, а вместе с ним и всех нас, к мысли о необходимости жить настоящей, а не придуманной жизнью, утверждаться как личность только через любовь и доброту, через служение людям и идеалам справедливости и человечности. Эти идеалы истинной гуманности, духовной гармонии никогда не потеряют своей актуальности. Они остаются близкими нам и сегодня.
Проблематика романа
|
- Проблематика романа охватывает почти все сферы человеческого бытия. Это общественные, морально-этические, психологические, философские проблемы. Главными проблемами романа являются:
- проблема сильной личности и границ ее свободы,
- столкновенье интересов людей,
- проблема вероятной неровности людей в их морально-этических правах.
- проблема греха и искупления,
- проблема распада личности,
- проблема внутреннего конфликта личности,
- проблема морали и ее ценности в обществе.
- Что же превратило Родиона Раскольникова в преступника? Что стало мотивом его преступления? Деньги, попытка устроить свою жизнь и облегчить жизнь близких ему людей? Или же созданная им теория и стремление доказать правильность ее на практике, проверить самого себя: может ли он «преступить закон» и на этом основании считать себя личностью «необыкновенной»? Так в судьбе Раскольникова тесно переплелись социальные, философские и психологические проблемы романа.
- Центральная проблема — "личность и общество" или "человек и мир", которая реализуется в следующих темах и идеях:
- тема вседозволенности, если нет Бога и бессмертия души;
- тема исповеди без покаяния, "бесстыдной правды";
- тема последних моментов сознания (тема смертной казни и самоубийства);
- тема сознания, находящегося на грани безумия;
- тема сладострастия, проникшего в сферы сознания и мысли;
- тема "неуместности" и "неблагообразия" жизни, оторванной от народных корней и народной веры;
- тема преступления как следствия "небратского" состояния общества, показателя аномалии общественного сознания.
Конфликт в романе
· Основу драматического конфликта в романе составила внутренняя борьба одержимого страстью человека. Это мучительная борьба теории с жизнью в душе главного героя. Раскольников – выразитель определённой идеологической точки зрения на происходящее (философская идея о людях двух разрядов, допускающая «кровь по совести»). Достоевский испытывает эту идею человечностью.
· Система образов
· Раскольников Родион Романович — главный герой. Соотносим с пушкинским Германном («Пиковая дама»), бальзаковским Растиньяком («Отец Горио»), Жюльеном Сорелем из романа Стендаля «Красное и черное». Сам Достоевский в черновых материалах к роману сопоставляет Раскольникова с Жаном Сбогаром, героем одноименного романа французского писателя Ш. Нодье (1818). «...Замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Мечтатель, романтик, гордая, сильная и благородная личность, всецело поглощенная идеей. Учился в университете на юридическом факультете, который оставил из-за отсутствия средств, а также из-за захватившей его идеи. Однако он по-прежнему считает себя студентом. В университете почти не имел товарищей и всех чуждался. Занимался усиленно, не жалея себя, его уважали, но не любили из-за его гордости и высокомерия. Он — автор статьи, в которой рассматривает «психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления». Мысль об убийстве старушонки вызывает у Р. не только нравственное, но и эстетическое отвращение («Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..»). Одно из основных разрывающих героя внутренних противоречий — тяга к людям и отталкивание от них.
· По первоначальному замыслу Достоевского герой поддается «некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе». Речь идет об утилитарной морали, выводящей все из принципа разумной пользы. Со временем мотивировки преступления Р. уточняются и углубляются. Они связаны с двумя главными идеями: позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? Согласно этому замыслу герой изображается великодушным мечтателем, гуманистом, жаждущим осчастливить все человечество. У него доброе и сострадательное сердце, уязвленное зрелищем человеческого страдания. Пытаясь помогать обездоленным, он приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла.
· В отчаянии он решается «преступить» нравственный закон — убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Раскольников ищет могущества не из тщеславия, а чтобы действенно помочь людям, погибающим в нищете и бесправии. Однако рядом с этой идеей существует другая — «наполеоновская», которая постепенно выходит на первый план, оттесняя первую. Р. делит все человечество на «...два разряда: на низший (обыкновенных), т. е., так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, т. е. имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Первый разряд, меньшинство, рожден властвовать и повелевать, второй — «жить в послушании и быть послушными». Главным для него становятся свобода и власть, которую он может употребить как ему заблагорассудится — на добро или на зло. Он признается Соне, что убил, потому что хотел узнать: «имею ли я право власть иметь?» Он хочет понять: «вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею». Это самопроверка сильной личности, пробующей свою силу. Обе идеи владеют душой героя, разрывают его сознание.
· Раскольников — духовный и композиционный центр романа. Внешнее действие лишь обнаруживает его внутреннюю борьбу. Он должен пройти через мучительное раздвоение, «перетащить на себе все pro и contra», чтобы понять себя и нравственный закон, нерасторжимо связанный с человеческой сущностью. Герой разгадывает загадку собственной личности и вместе с тем загадку человеческой природы.
· В начале романа герой окружен таинственностью, постоянно упоминает о некоем «деле», на которое хочет покуситься. Он живет в комнатке, похожей на гроб. Отъединившись от всех и замкнувшись в своем углу, он вынашивает мысль об убийстве. Окружающий мир и люди перестают быть для него подлинной реальностью. Однако «безобразная мечта», которую он вынашивает в течение месяца, вызывает у него отвращение. Он не верит в то, что может совершить убийство, и презирает себя за отвлеченность и неспособность к практическому действию. Он идет к старухе-процентщице для пробы — место осмотреть и примериться. Он думает о насилии, а душа его корчится под бременем мирового страдания, протестуя против жестокости. Во сне-воспоминании о лошади (один из самых впечатляющих эпизодов),
· которую секут по глазам, явлена правда его личности, правда земного нравственного закона, который он все-таки намерен преступить, отворачиваясь от этой правды.
· К осуществлению идеи его подталкивает безвыходность положения. Из письма матери он узнает, что его любимая сестра Дуня, чтобы спасти его и себя от нищеты и голода, собирается пожертвовать собой, выйдя замуж за дельца Лужина. Разумом принимая идею, но душой противясь ей, он поначалу отрекается от своего замысла. Он молится, как в детстве, и вроде бы освобождается от наваждения. Однако торжество его преждевременно: идея уже проникла в подсознание и постепенно снова завладевает всем его существом. Р. уже не управляет своей жизнью: идея-рок неуклонно ведет его к преступлению. Случайно на Сенной площади он слышит, что завтра в семь часов старуха-процентщица останется одна.
· После убийства старухи и ее сестры Лизаветы Раскольников переживает глубочайшее душевное потрясение. Преступление ставит его «по ту сторону добра и зла», отделяет от человечества, окружает ледяной пустыней. «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались душе его». У него горячка, он близок к помешательству и даже хочет покончить с собой. Он пытается молиться и сам над собой смеется. Смех сменяется отчаянием. Достоевский акцентирует мотив отчуждения героя от людей: они кажутся ему гадкими и вызывают «...бесконечное, почти физическое отвращение». Даже с самыми близкими он не может говорить, чувствуя пролегшую между ними непреодолимую границу. Тем не менее он идет к бывшему университетскому знакомому Разумихину, помогает семье раздавленного лошадьми Мармеладова, отдавая последние, полученные от матери деньги.
· В какую-то минуту Раскольникову кажется, что он способен жить с этим черным пятном на совести, что с прежней жизнью покончено, что наконец восторжествует «царство рассудка и света теперь... и воли, и силы...». В нем вновь пробуждаются гордость и самоуверенность. Из последних сил он пытается бороться со следователем Порфирием Петровичем, чувствуя, что тот всерьез подозревает его. При первом же свидании с Порфирием Петровичем он, объясняя свою статью, излагает идею о «необыкновенных людях», которые имеют право сами «...разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том случае, если исполнение идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует». В разговоре со следователем Р. твердо отвечает на его вопрос, что верует в Бога и в воскресение Лазаря. Однако при свидании с Соней он злорадно возражает ей: «Да, может, и Бога-то совсем нет?» Он, как и многие герои-идеологи Достоевского, скорее мечется между верой и безверием, чем действительно верует или не верует.
· Устав от «теории» и «диалектики», Раскольников начинает осознавать ценность обычной жизни: «Как бы ни жить — только жить! Экая правда! Господи, какая правда! Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлецом называет». Он, желавший быть «необыкновенным человеком», достойным подлинной жизни, готов смириться с простым и примитивным существованием. Его гордость сокрушена: нет, он не Наполеон, с которым постоянно соотносит себя, он — всего лишь «эстетическая вошь». У него вместо Тулона и Египта — «тощенькая гаденькая регистраторша», однако ему и того достаточно, чтобы впасть в отчаяние. Р. сокрушается, что ведь должен был заранее знать про себя, про свою слабость, прежде чем идти «кровавиться». Он не в силах один нести тяжесть преступления и признается в нем Сонечке. По ее совету он хочет всенародно покаяться — становится на колени посреди Сенной площади, но так и не может произнести «я убил». Он идет в контору и признается. На каторге Р. долго болеет, чему причиной — уязвленная гордость, но, не желая смириться, продолжает оставаться отчужденным от всех. Ему снится апокалипсический сон: некие трихины, вселяющиеся в души людей, заставляют их считать себя главными носителями истины, в результате чего начинается всеобщая вражда и взаимное истребление. Воскрешает же его к новой жизни наконец дошедшая до его сердца любовь Сонечки и его собственная любовь к ней.
· Раскольников переживает чувство разъединенности с людьми, отчуждения от них. Он почувствовал, что своим преступлением «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего». Мир раскололся для него: в одной половине — он, в другой — все люди. Совершив убийство, Раскольников перевел себя в тот разряд, к которому не принадлежат ни «квартальные поручики, ни Разумихин, ни мать, ни сестра, ни Соня...» Убийство старухи и Лизаветы — это следствие чего-то более ужасного: преступна прежде всего мысль Раскольникова, толкнувшая его на убийство. Теория «двух разрядов» — не обоснование преступления, а уже самое преступление. По этой теории Раскольников не случайно убил Лизавету, он лишь случайно не убил Соню.
· Раскольников должен, согласно своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть и убивать тех, кого любит. Ведь, по его теории, они должны быть отнесены к низшему разряду людей, и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться и на их головы, и на голову Сони, Полечки, Катерины Ивановны. Поэтому мысль о матери для него невыносима. Чтобы спокойно убить «для себя одного», и надо быть «одному». Раскольников выговаривает самое главное условие, при котором преступник может не считать себя преступником: никого не любить, обрезать все родственные, личные связи, чтобы ни одно человеческое чувство не подавало бы никакой вести о себе. «О, если бы я был один...» — это и есть для Раскольникова неосуществимая мечта отделаться от совести и еще одно доказательство невозможности преступления по совести.
· И после преступления, и решившись на явку с повинной, Раскольников продолжает верить в свою теорию, оправдывающую «кровь по совести». Почему? Он пытается бунтовать против общества его же методами, он решает попробовать, может ли он «больше всех посметь», на «большее плюнуть». Критерии общества, которое его судит, оказываются, следовательно, несостоятельными при оценке его поступка, ибо он не нарушил его истинных законов. Преступления против этих волчьих законов он не сделал — такова логика размышлений Раскольникова. Он просто довел эти законы до логического конца, его поступок — это проявление тех же самых законов Следовательно, законы этого общества, его моральные установки, его оценочные критерии неприменимы к оценке поступка Раскольникова. Правильно оценить его можно только с тех позиций, с каких можно оценить и само это общество с его законами.
· Явка с повинной не является следствием чистосердечного раскаяния. С точки зрения Раскольникова, это «слабость», «ненужный стыд», его личная катастрофа, потому что не выдержал, потому что загубил идею: «не надо было брать топор и кровавиться». Это шаг человека, до предела загнанного и впавшего в отчаяние. Раскольников стыдится своей человечности. Он упрекает себя в том, что не мог «переступить» холодно и отрешенно. Герой с отчаянием говорит: «Нет, те люди не так сделаны; настоящий властелин, кому... все разрешается... ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостоивая даже и объясниться! Повинуйся, дрожащая тварь, и — не желай, потому — не твое это дело!» Именно на это оказался не способен Раскольников, именно поэтому его «задавила безвыходная тоска». Необходимость признания в совершенном убийстве связана не с «разумом» героя, а вырастает из его «натуры», не выдержавшей мучительного чувства разъединенности с людьми.
· Раскольников не замечает разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он меряет свое преступление ее «преступлением», стараясь оправдать себя. «Пойдем вместе... Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!.. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила... смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь... свою (это все равно)».
· Идея Сони состоит в самопожертвовании, она переступила через себя, но никогда не переступит через другого человека. Переступить через другого — это значит для нее погубить себя. Когда Соня узнает о преступлении Раскольникова — первая ее реакция: «Что вы над собой сделали!»
· Раскольников протестует, он не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Соня воплощает смирение, кротость, способность подчиниться. Но в позоре и унижении, в условиях, казалось бы, исключающих всякую моральную чистоту, она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу, она живет по нормам человечности и человеколюбия. И во имя любви к людям Соня избирает путь насилия над собой, путь самопожертвования.
· Достоевский не показывает нравственного воскрешения Раскольникова, потому что задача его состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея, и какой страшной, преступной может быть эта идея. Раскольников в финале романа так и не раскрыл взятое у Сони Евангелие, «но одна мысль промелькнула в нем: "Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями?"» Соня с ее правдой — переступить себя можно, а переступить чужую жизнь нельзя — надежда Раскольникова на возрождение, на воссоединение с людьми, на обретение «человека в человеке».
Мир «униженных и оскорблённых»
· Мармеладов Семен Захарович — титулярный советник, отец Сонечки. «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, — но в то же время мелькало как будто безумие». Лишился места «по изменению штатов» и с того момента стал пить.
· Раскольников встречается с М. в трактире, где тот рассказывает ему свою жизнь и исповедуется в грехах — что пьет и пропил вещи жены, что его собственная дочь Сонечка из-за нищеты и его пьянства пошла на панель. Сознавая всю свою ничтожность и глубоко раскаиваясь, но не имея сил преодолеть себя, герой тем не менее собственную слабость пытается возвысить до мировой драмы, витийствуя и даже делая театральные жесты, которым назначено выказать его не окончательно утраченное благородство. «Жалеть? зачем меня жалеть! — вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов...» Дважды Раскольников сопровождает его домой: в первый раз пьяного, во второй раз — раздавленного лошадьми. Образ связан с одной из главных тем творчества Достоевского — нищеты и унижения, в которых погибает постепенно теряющий достоинство и из последних сил цепляющийся за него человек.
· Катерина Ивановна — супруга Мармеладова. Из числа «униженных и оскорбленных». Лет тридцати. Худая, довольно высокая и стройная женщина, с прекрасными темно-русыми волосами, с чахоточными пятнами на щеках. Взгляд ее резок и неподвижен, глаза блестят как в лихорадке, губы запеклись, дыхание неровное и прерывистое. Дочь надворного советника. Воспитывалась в губернском дворянском институте, окончила его с золотой медалью и похвальным листом. Вышла замуж за пехотного офицера, бежала с ним из родительского дома. После его смерти осталась с тремя малолетними детьми в нищете. Как характеризует ее Мармеладов, «...дама горячая, гордая и непреклонная». Компенсирует чувство униженности фантазиями, в которые сама же верит. Фактически вынуждает свою падчерицу Сонечку пойти на панель, а после этого, чувствуя вину, преклонятся перед ее самопожертвованием и страданием. После смерти Мармеладова на последние средства устраивает поминки, всячески пытаясь продемонстрировать, что муж ее и сама она — вполне уважаемые люди. Постоянно конфликтует с квартирной хозяйкой Амалией Ивановной. Отчаяние лишает ее рассудка, она берет детей и уходит из дома просить милостыню, заставляя их петь и плясать, и вскоре умирает.
· Мармеладова Сонечка — дочь Мармеладова, проститутка. Принадлежит к категории «кротких». «...Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Впервые читатель узнает о ней из исповеди Мармеладова Раскольникову, в которой он рассказывает, как С. в критический для семьи момент в первый раз пошла на панель, а вернувшись, отдала деньги мачехе Катерине Ивановне и легла лицом к стене, «только плечики да тело все вздрагивают». Катерина же Ивановна весь вечер у нее в ногах на коленях простояла, «а потом так обе и заснули вместе, обнявшись». Впервые появляется в эпизоде со сбитым лошадьми Мармеладовым, который перед самой смертью просит у нее прощения. Раскольников приходит к ней, чтобы признаться в убийстве и таким образом переложить на нее часть своей муки, за что ненавидит С.
· Героиня — тоже преступница. Но если Раскольников преступил через других для себя, то С. преступила через себя для других. У нее он находит любовь и сострадание, а также готовность разделить его судьбу и вместе с ним нести крест. Она по просьбе Раскольникова читает ему Евангелие, принесенное С. Лизаветой, главу про воскресение Лазаря. Это одна из самых величественных сцен в романе: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги».
· С. подталкивает Раскольникова к покаянию. Она следует за ним, когда он идет признаваться. Она едет за ним на каторгу. Если Раскольникова заключенные не любят, то к С. они относятся с любовью и уважением. Сам же он холоден и отчужден с ней, пока к нему самому не приходит наконец озарение, и тогда он вдруг понимает, что ближе ее нет у него на земле человека. Через любовь к С. и через ее любовь к нему Раскольников, по мысли автора, воскресает к новой жизни. «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» — символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечного «ненасытимого» страдания.
· Истинна одна правда (Сони), другая – ложна (Раскольникова). Чтобы понять, где истина, нужно сравнить этих героев.
o Соня | o Раскольников |
o Кроткая, добрая | o Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие |
o Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане – мученица | o Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане – преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон? |
o Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке | o Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, -- это оправдание его предчувствий |
o Живет, исходя из требований жизни, вне теорий | o Теория рассчитана безукоризненно, но чел-к не может переступить через кровь, спасая людей. Итог – тупик. Теория не может учесть все в жизни |
o Полуграмотна, плохо говорит, читает только "Евангелие" | o Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик |
o Божественная правда – в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа | o В нем правда ложна. В рай ценой чужой крови попасть нельзя |
o У нее есть смысл жизни: любовь, вера | o У него нет смысла жизни: убийство - это бунт для себя, индивидуалистический бунт |
· Раскольников неслучайно заставляет Соню читать "Евангелие", каждый из них вкладывает свой смысл в это чтение. В сцене "Воскресение Лазаря" - два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня - святая, мученица.
· Лизавета — младшая, сводная сестра процентщицы Алены Ивановны. «...Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои». Смуглое доброе лицо. Занимается стиркой и починкой белья. До убийства была знакома с Раскольниковым, стирала ему рубашки. Была также в дружеских отношениях с Сонечкой Мармеладовой, с которой даже обменялась крестами. Раскольников случайно подслушивает ее разговор со знакомыми мещанами, из которого узнает, что старуха-процентщица в семь часов следующего дня останется дома одна. Немного раньше он случайно услышал в трактире фривольный разговор молодого офицера и студента, где речь шла, в частности, и о Л. — что она хоть и некрасива, но многим нравится — «тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная» и потому постоянно беременная. Во время убийства процентщицы Л. неожиданно возвращается домой и тоже становится жертвой Раскольникова. Именно подаренное ею Евангелие Соня читает Раскольникову.
· Раскольникова Дуня (Авдотья Романовна) — сестра Раскольникова. Гордая и благородная девушка. «Замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у нее был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, — единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и, между прочим, как будто надменность».
· Несмотря на то что, по мнению Раскольникова, «...скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает...», Д. собирается замуж за Лужина, хотя не любит его, но зато браком этим надеется поправить положение не столько даже свое, сколько брата Родиона. Раскольников не хочет такой жертвы и всячески противится этому браку, пытаясь раскрыть глаза Д. на Лужина, но она не соглашается с ним, пока во время очередного объяснения с женихом в присутствии Раскольникова не убеждается в его правоте. Преследующий ее Свидригайлов под предлогом важного известия заманивает Д. к себе на квартиру, сообщает, что ее брат — убийца, и, домогаясь ее благосклонности, предлагает спасти его. Пытаясь вырваться, Д. стреляет в него из револьвера, но промахивается. Услышав, что она его не любит и не полюбит никогда, Свидригайлов после мучительного колебания неожиданно отпускает ее. Впоследствии Д. выходит замуж за Разумихина.
· Раскольникова Пульхерия Александровна — мать Раскольникова. Ее мучает болезненное состояние сына, ранит и обижает его отчужденность. Да и для самого Раскольникова любовь к нему его близких, от которых он после убийства отделен страшной чертой, пожалуй, самая большая мука. От П. А. скрывают, что ее сын — убийца, а сам он, перед тем как идти признаваться, говорит ей, что должен на время уехать.
· Достоевский показывает драму матери, не знающей о преступлении сына, но чувствующей, что с ним произошло что-то очень серьезное, и глубоко страдающей от этого.
Двойники Раскольникова
· Теория Раскольникова, доказывающая "тварь ли" он "дрожащая" или "право" имеет, предполагала следующее практическое воплощение:
· убить старуху-процентщицу, жизнь которой значит не больше, чем жизнь "вши";
· взять ее деньги, которые иначе пойдут в монастырь;
· на эти деньги сделать много хороших дел.
· В романе герой смог воплотить только первый шаг. Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом.
· Зачем же рядом с Раскольниковым показаны Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов? Можем ли мы считать их "двойниками" Раскольникова?