Влияние современных проблем и тенденций в области образования на характер образовательных программ




Тема: Современные проблемы и тенденции в области образования, влияющие на характер образовательных программ

1. Влияние современных проблем и тенденций в области образования на характер образовательных программ

2. Современные внутренние и внешние проблемы системы образования и их влияние на содержание образовательных программ.

3. Процесс глобализации образования.

4. Характеристика процессов интеграции и стандартизации образования.

5.Характеристика процесса информатизации и технологизации современногообразования.

Влияние современных проблем и тенденций в области образования на характер образовательных программ

На характер и содержание образовательных программ существенное влияние оказывают проблемы и тенденции современного развития общественных и государственных структур как в нашей стране, так и за рубежом. Общественный и экономический прогресс, который наблюдается в развитых странах мира, вызывает к жизни новые парадигмы и модели образования, призванные заменить и постепенно вытеснить старые подходы, поставить на их место современные и более эффективные.

Наиболее выраженно на обновление систем и технологий образования влияют:

• развитие общества, экономики, человека;

• возрастающий поток научной информации, накопление знаний;

• новые взгляды на место и роль человека в обществе;

• изменение значимости образования;

• разнообразие подходов к образованию, которое часто рождает анархизм и снижает качество образования.

Классифицировать проблемы образования можно по внешним и внутренним факторам.

Первыми в этом перечне мы поставили внутренние проблемы образовательного учреждения, на которые, в первую очередь, обращают внимание проектировщики образовательных программ.

Проблемы, исходящие от обучающихся. Обучающиесяявляются основной частью проблем в образовательном процессе, являясь главной целью и задачей функционирования педагогики как науки. Дополнительными проблемами, связанными с обучающимися, могут быть проблемы социального характера и проблемы, связанные с родительской общественностью.

Проблемы и тенденции, исходящие от системы образования. Модернизация и реформирование отечественной системы образования создают проблемы для педагогических работников в части освоения нового содержания образования, создания требуют от работников системы образования необходимых условий для качественного получения образования каждым гражданином. Указанные преобразования предполагают приложение дополнительных усилий педагогов, изменение требований к их профессиональным функциям и обязанностям, что не всегда учитывается органами управления образования при подготовке таких преобразований.

Проблемы, исходящие от педагога. Педагогическая деятельность многогранна и требует от учителя значительного приложения физических и моральных усилий, мобилизации сил. Чрезмерные нагрузки заставляют педагога работать на пределе сил, что приводит к ухудшению физического здоровья к профессиональному выгоранию. Педагог нуждается в создании комфортных условий работы и отдыха, восстановления здоровья, защиты интересов и потребностей. Значительное количество проблем учителя связанно с недостатком педагогического опыта и недостаточной готовностью к инновационным преобразованиям в системе.

Внутренними проблемами современного образования, влияющими на качество и совершенствование образовательных программ, являются также основные требования новых ФГОС, предполагающие функциональные изменения в организации образовательного процесса:

-прописаны конкретные обязательства образовательного учреждения перед обучающимися и их родителями и лицами, их заменяющими;

-серьезное внимание уделено развитию навыков— личностных и метапредметных;

-предложен перечень предметных и межпредметных навыков, которые должны быть формированы у обучающийся по каждой дисциплине (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).

-предусмотрен обязательный формат работы по каждому предмету для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее);

-определены контрольные точки с конкретными результатами обучающихся (сочинение, словарный запас и тому подобное);

-четко обозначены темы, которые должны освоить дети в определённый год обучения.;

-необходимость особого внимания возрастным, психологическим и физиологическим особенностям обучающихся всех классов.

Современное состояние дел с физическим здоровьем обучающихся предполагает продуктивную оптимизацию физических и учебных нагрузок.

Образовательные стандарты нового поколения ориентируют систему образования на взаимодействие с рынком труда, социальным окружением, на взаимосвязь учебного и внеучебных процессов, что также вносит свои коррективы в содержание образования и проектирование образовательных программ в соответствии с этими тенденциями.

Внутренними проблемами и тенденциями современного образования также являются:

Доступность. Новые образовательные методики, технологии и развитие дистанционного обучения создают необходимые условия для совершенствования образовательной среды и создание условий комфортного и доступного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для решения этих проблем в основной образовательной программе и в рабочих программах образовательные организации предусматривают работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Успешно развивается система инклюзивного образования.

2. Вариативность. Образовательные учреждения обеспечивают личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании каждого конкретного обучающегося, учитывая его образовательные возможности. способности и интересы.

3. Дополнительное образование. Развивается система учреждения дополнительного образования, создаются различные центры творческого и интеллектуального развития детей. На базе образовательных учреждений организована работа кружков по интересам.

4. Массовость. В последние годы активно обсуждается тенденция массовости высшего образовании без учета отсутствия у молодежи четких представлений о выбранных профессиях и вызовов рынка труда. Модернизируется система среднего профессионального образования. Профориентационная работа в школе ведется с акцентом на выбор рабочих профессий.

5. Непрерывность. Тенденции социально-экономического развития страны, международные интеграционные процессы предусматривают создание системы непрерывного образования, подготовки специалистов новых профессий, переподготовки специалистов с учетом адаптации населения к динамике меняющихся условий профессиональной деятельности.

Общие тенденции мирового развития оказывают существенное влияние на развитие современной системы образования, вызывают продуктивные изменения в системе образования, которые оперативно включаются в содержание образовательного процесса всех уровней.

Тенденция (нем. tendent, лат. tendere — «направляться», «стремиться») — направление развития, склонности, стремления.

Ведущим фактором, влияющим на систему образования, исследователи называют ускорение темпов общественного развития, характеризующееся увеличением объемов и интенсивностью информации, развитием инновационных процессов, научно-техническим прогрессом, вносящими существенные изменения в условия жизни человека.

Образование должно готовить людей к происходящим переменам, формировать у них такие социальные качества, как адаптивность, мобильность, креативность, умение быстро принимать решения, способность ориентироваться в информационных потоках.

Существенным для образования и оказывающих влияние на содержание образовательных программ является процесс глобализации. Появление и рост социально-природных (глобальных, цивилизационных) проблем приводит к необходимости личностного, общегосударственного, национального и международного сотрудничества на всех уровнях. От формирования у молодых специалистов современного продуктивного мышления зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации.

Глобальные процессы гуманизации, демократизации, интеграции, стандартизации, информатизации, технологизации образования и их непрерывность

Глобальные проблемы успешно решаются лишь с учетом акцентов на общечеловеческие ценности, конструктивное и взаимоприемлемое сотрудничество на всех уровнях, продуктивную коммуникабельность и толерантность.

Важнейшим фактором современности, влияющим на содержание образования,является демократизация общества.

Демократизация системы образования предполагает доступность образования, автономию учебных заведений, преемственность образовательных ступеней школы, развивающую организацию учебного процесса. Демократизация образования включает гарантию права на образование. Эти гарантии предоставлены Конституцией Российской Федерации.

Образовательная система обязана создавать необходимые условия для реализации каждым гражданином этого права путём предоставления широких возможностей образовательным учреждениям.

Такие вызовы времени как гуманизация, демократизация, интеграция, стандартизация, информатизация, технологизация образования и его непрерывность требуют оперативного отклика мировых и российской образовательных систем.

Гуманизация образования предполагает, что центром образовательных систем всех уровней становится Человек с его индивидуальными возможностями, потребностями и способностями. Преобладание воспитания и развития личности над обучением определен основополагающим подходом в образовании. Важнейшими образовательными результатами, в соответствии с Государственными стандартами, становятся способность личности к самоанализу, самооценке, рефлексии.

Мировая глобализация обусловливает интеграцию международного образовательного пространства. Примером этого может служить процесс формирования в европейском образовательном пространстве таких структур как: Ассоциация европейских университетов (EUA), Национальный Союз Студентов Европы (ESIB), Европейская ассоциация учреждений высшего образования (EURASHE), Европейская ассоциация гарантий качества в высшем образовании (ENQA).

Указанные тенденции и процессы являются элементами внешней интеграции системы образования.

Внутри самой образовательной системы также происходят интеграционные процессы (внутренняя интеграция).

Процессы глобализации и интеграции явились предпосылкой стандартизации образования как за рубежом, так и в России. В последние десятилетия мировыми системами образования этим вопросам уделялось значительное внимание. В нашей стране и в других странах вошло в педагогическую науку и практику понятие «образовательный стандарт». Образовательные стандарты предусматривает многообразие и конкурентоспособность результатов образования.

В России создана единая система федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), выполнение которых является обязательным для образовательных организаций.

Развивается процесс информатизации образования. Система Интернет и использование компьютерной техники способствовали появлению потока разнообразной по содержанию и принадлежности информации. В образовательный процесс, в систему управления образованием всех уровней начали активно внедряться информационно-коммуникационные технологии. Компьютер стал прогрессивным средством обучения, оказывающим влияние на эффективность и результативность педагогической деятельности.

Появились новые подходы к формам образования. Появляются:

-виртуальные классы — онлайн-обучающая среда;

-вебинары (англ, webinar) — онлайн-семинары, веб-конференции, онлайн-встречи, уроки или презентации;

-система управления учебным процессом (LMS) — программный продукт для планирования, осуществления и оценки конкретного учебного процесса;

- дистанционное обучение —преподаватель размещает свои лекции и задания в Интернете, а обучающийся выполняет их в удобное для себя время.

Перечислим основные достижения современного образования в этом направлении:

- все учебные заведения имеют 100%-й доступ к системе Интернет;

-компьютерные классы и кабинеты оснащены компьютерами и мультимедиа-аппаратурой, интерактивными досками и т.д.;

-наличие большого отечественного спектра онлайн-ресурсов: bitClass — интерактивная онлайн-система для подготовки к ЕГЭ; «Фоксфорд» — центр онлайн-обучения по школьным предметам; ИТУИТ — Национального открытого университета для школьников; УНИВЕРСАРИУМ — бесплатная онлайн-площадка располагает вариантами открытых курсов, разработанных различными вузами страны, и др.;

-образовательные стандарты нового поколения предусматривают интеграцию информационных технологий с процессом обучения на всех уровнях.

Стандарты третьего поколения отечественной системы образования и глобальные проблемы и тенденции оказывают влияние на проектирование современных, модернизированных образовательных программ всех уровней и на их содержание.

Контрольные вопросы и задания

1. Как современные проблемы и тенденции в области образования влияют на характер образовательных программ?

2. Охарактеризуйте современные внутренние и внешние проблемы системы образования и их влияние на содержание образовательных программ.

3. В чем суть процесса глобализации образования?

4. Дайте характеристику процесса интеграции и стандартизации образования.

5. Дайте характеристику процесса информатизации и технологизации современногообразования.

Литература

1.Асмолов А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. М.: Изд-во «Некс Принт», 2010. 84 с.

2. Бодичева Л. В. Технологизация образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в обучении [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 101-103. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7933/

3. Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования / А.Я. Данилюк. -- Ростов н/Д: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2009. -- 448 с.

4. Колин К.К. Будущее информатики в 21 веке: российский ответ на американский вызов // Открытое образование. --2006. -- № 2(55). -- С. 73-77.

5. Кутумова А.А., Алексеевнина А.К., Злыгостев А.В. Технологическое образование в двухуровневой системе подготовки педагогических кадров // Фундаментальные исследования. – 2014.–№9-2.–С.414-417; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34864

6. Штатская Т.В. Глобализация образования // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 11


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: