Часть 1.
1. Рассмотрите предложенную схему строения и функций клетки. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
2. Рассмотрите таблицу «Структуры клетки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Структуры клетки | Функция |
Хромосомы | Хранение и передача наследственной информации клетки и организма |
Биологическое окисление |
3. В ядре соматической клетки тела человека в норме содержится 46 хромосом. Сколько хромосом содержится в оплодотворённой яйцеклетке? В ответ запишите только соответствующее число.
4. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания функций цитоплазмы. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) внутренней среды, в которой расположены органоиды
2) синтеза глюкозы
3) взаимосвязи процессов обмена веществ
4) окисления органических веществ до неорганических
5) осуществления связи между органоидами клетки
5. Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания процесса, изображённого на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1. фотосинтез 2. гликолиз 3. мембранный транспорт 4. эндоцитоз 5. фагоцитоз | ![]() |
6. Установите соответствие между характеристиками и органоидами, изображёнными на рисунках: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ОРГАНОИДЫ | |
А) вырабатывает энергию в виде АТФ Б) осуществляет синтез белка В) соединяется с эукариотическими рибосомами Г) содержит кольцевую ДНК Д) является одномембранным органоидом Е) окисляет органические вещества до углекислого газа и воды | 1) ![]() ![]() |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | E |
7. Установите соответствие между функцией органоида клетки и органоидом, выполняющим эту функцию.
ФУНКЦИЯ | ОРГАНОИД | |
A) секреция синтезированных веществ Б) биосинтез белков B) расщепление органических веществ Г) образование лизосом Д) формирование полисом Е) защитная | 1) аппарат Гольджи 2) лизосома 3) рибосома |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
8. Установите правильную последовательность этапов развития цитологии. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) изобретение электронного микроскопа
2) открытие рибосом
3) изобретение светового микроскопа
4) утверждение Р. Вирхова о появлении каждой клетки от клетки
5) появление клеточной теории Т. Шванна и М. Шлейдена
6) первое употребление термина «клетка» Р. Гуком
Ответ:
9. Установите последовательность процессов, происходящих в клетке амёбы при питании. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) слияние фагоцитозного пузырька с лизосомой
2) впячивание плазматической мембраны с частицами пищи
3) отделение мембранного пузырька с частицей пищи внутрь клетки
4) замыкание плазматической мембраны с образованием фагоцитозного пузырька
5) расщепление биополимеров пищи до мономеров
Ответ:
10. Выберите особенности строения и функций изображённого на рисунке органоида клетки. 1) одномембранный органоид 2) состоит из крист и хроматина 3) содержит кольцевую ДНК 4) синтезирует собственный белок 5) способен к делению 6) являются местом синтеза липидов | ![]() |
11. Что из перечисленного входит в состав клеток прокариот? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) ядро
2) цитоплазма
3) эндоплазматическая сеть
4) плазматическая мембрана
5) рибосомы
6) пластиды
12. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Объект | Расположение в клетке | Функция |
А | цитоплазма | хранение и передача наследственной информации |
митохондрия | Б | биологическое окисление |
рибосома | цитоплазма, митохондрии, хлоропласты | В |
Список терминов и понятий:
1) ядро
2) рибосома
3) биосинтез белка
4) цитоплазма
5) окислительное фосфорилирование
6) транскрипция
7) лизосома
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В |
Открытая часть.
13. Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках (надпочечников, слюнных желез, поджелудочной железы). Объясните этот факт, используя знания о функциях этого органоида в клетке.
14. Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы. 1. Что изображено на рисунке? 2. Каким методом получено это изображение? 3. Какие преимущества и недостатки есть у этого метода по сравнению с альтернативными методами? | ![]() |
15. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
(1)Все живые организмы — животные, растения, грибы, бактерии, вирусы — состоят
из клеток. (2) Любые клетки имеют плазматическую мембрану (3) Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка. (4) Во всех клетках имеется ядро. (5) В клеточном ядре находится генетический материал клетки — молекулы ДНК.
16. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
(1) У прокариотических организмов под оболочкой клетки находится плазматическая мембрана. (2) Прокариоты не способны к фагоцитозу. (3) В клетках прокариот имеется оформленное ядро. (4) В клетках прокариот отсутствуют мембранные органоиды. (5) У всех эукариот есть хлоропласты. (6) В синтезе белков эукариоты используют свободный азот атмосферы.
17. Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе — 7,9%, в печени — 18,4%, в сердце — 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?