Часть 1.
1. Рассмотрите предложенную схему строения и функций клетки. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2. Рассмотрите таблицу «Структуры клетки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
| Структуры клетки | Функция |
| Хромосомы | Хранение и передача наследственной информации клетки и организма |
| Биологическое окисление |
3. В ядре соматической клетки тела человека в норме содержится 46 хромосом. Сколько хромосом содержится в оплодотворённой яйцеклетке? В ответ запишите только соответствующее число.
4. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания функций цитоплазмы. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) внутренней среды, в которой расположены органоиды
2) синтеза глюкозы
3) взаимосвязи процессов обмена веществ
4) окисления органических веществ до неорганических
5) осуществления связи между органоидами клетки
| 5. Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания процесса, изображённого на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1. фотосинтез 2. гликолиз 3. мембранный транспорт 4. эндоцитоз 5. фагоцитоз |
|
6. Установите соответствие между характеристиками и органоидами, изображёнными на рисунках: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | ОРГАНОИДЫ | |
| А) вырабатывает энергию в виде АТФ Б) осуществляет синтез белка В) соединяется с эукариотическими рибосомами Г) содержит кольцевую ДНК Д) является одномембранным органоидом Е) окисляет органические вещества до углекислого газа и воды | 1)
2)
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | E |
7. Установите соответствие между функцией органоида клетки и органоидом, выполняющим эту функцию.
| ФУНКЦИЯ | ОРГАНОИД | |
| A) секреция синтезированных веществ Б) биосинтез белков B) расщепление органических веществ Г) образование лизосом Д) формирование полисом Е) защитная | 1) аппарат Гольджи 2) лизосома 3) рибосома |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г | Д | Е |
8. Установите правильную последовательность этапов развития цитологии. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) изобретение электронного микроскопа
2) открытие рибосом
3) изобретение светового микроскопа
4) утверждение Р. Вирхова о появлении каждой клетки от клетки
5) появление клеточной теории Т. Шванна и М. Шлейдена
6) первое употребление термина «клетка» Р. Гуком
Ответ:
9. Установите последовательность процессов, происходящих в клетке амёбы при питании. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) слияние фагоцитозного пузырька с лизосомой
2) впячивание плазматической мембраны с частицами пищи
3) отделение мембранного пузырька с частицей пищи внутрь клетки
4) замыкание плазматической мембраны с образованием фагоцитозного пузырька
5) расщепление биополимеров пищи до мономеров
Ответ:
| 10. Выберите особенности строения и функций изображённого на рисунке органоида клетки. 1) одномембранный органоид 2) состоит из крист и хроматина 3) содержит кольцевую ДНК 4) синтезирует собственный белок 5) способен к делению 6) являются местом синтеза липидов |
|
11. Что из перечисленного входит в состав клеток прокариот? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) ядро
2) цитоплазма
3) эндоплазматическая сеть
4) плазматическая мембрана
5) рибосомы
6) пластиды
12. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
| Объект | Расположение в клетке | Функция |
| А | цитоплазма | хранение и передача наследственной информации |
| митохондрия | Б | биологическое окисление |
| рибосома | цитоплазма, митохондрии, хлоропласты | В |
Список терминов и понятий:
1) ядро
2) рибосома
3) биосинтез белка
4) цитоплазма
5) окислительное фосфорилирование
6) транскрипция
7) лизосома
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В |
Открытая часть.
13. Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках (надпочечников, слюнных желез, поджелудочной железы). Объясните этот факт, используя знания о функциях этого органоида в клетке.
| 14. Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы. 1. Что изображено на рисунке? 2. Каким методом получено это изображение? 3. Какие преимущества и недостатки есть у этого метода по сравнению с альтернативными методами? |
|
15. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
(1)Все живые организмы — животные, растения, грибы, бактерии, вирусы — состоят
из клеток. (2) Любые клетки имеют плазматическую мембрану (3) Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка. (4) Во всех клетках имеется ядро. (5) В клеточном ядре находится генетический материал клетки — молекулы ДНК.
16. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
(1) У прокариотических организмов под оболочкой клетки находится плазматическая мембрана. (2) Прокариоты не способны к фагоцитозу. (3) В клетках прокариот имеется оформленное ядро. (4) В клетках прокариот отсутствуют мембранные органоиды. (5) У всех эукариот есть хлоропласты. (6) В синтезе белков эукариоты используют свободный азот атмосферы.
17. Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе — 7,9%, в печени — 18,4%, в сердце — 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?
2)