Типология и классификация проектов.




Проектная деятельность учащихся.

 

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В основу этого метода положена идея, составляющая суть понятия "проект", его направленность нарезультат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Типология и классификация проектов.

Урок, реализованный методом проектов, может быть, как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Существуют различные классификации проектов.

Так, Е.С. Полат предлагает шесть основных критериев, по которым различают типы проектов:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

· исследовательские,

· творческие,

· ролевые, игровые,

· информационные,

· практико-ориентированные (прикладные),

· поисковые,

· ознакомительно-ориентировочные.

2. По признаку предметно-содержательной области:

· монопроекты (в рамках одной области знания),

· межпредметные проекты.

3. По характеру контактов:

· внутриклассные;

· внутришкольные;

· внутренние или региональные,

· международные.

4. По количеству участников проекта:

· индивидуальные,

· парные,

· групповые.

5. По продолжительности проекта:

· краткосрочные,

· средней продолжительности,

· долгосрочные.

6. По результатам:

· доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;

· макет, схема, план-карта;

· видеофильм;

· выставка; и др.

Саймон Хайнес выделяет следующие типы проектов:

Ø проекты-сообщения или исследовательские проекты (Information and Research projects).

Ø проекты-интервью (Survey projects).

Ø проект-производство (Production projects).

Ø проекты-ролевые игры и драматические представления (Performance and Organisationalprojects).

Остановлюсь подробнее на некоторых видах проектов.

По содержательной специфике:

v Практико-ориентированный проект

Нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Очень разнообразны – от учебного пособия (листовка) до рекомендаций по сохранению здоровья. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

v Исследовательский проект

Напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

v Информационный проект

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикация, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

v Творческий проект

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.


v Ролевой проект

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

 

Перечисленные целевые направления деятельности обучающихся могут реализовываться в каждом проекте. А значит каждый проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный.

По комплексности:

· Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной образовательной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. В таком проекте преподаватель-предметник выступает руководителем, консультантом – преподаватель другой дисциплины. Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка альманаха.

· Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: