На современном этапе модернизации образования общество нуждается в педагогах нового формата. Впервые в российском образовании формируется концепция и содержание профессионального стандарта педагога.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?
· Стандарт – это инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире, повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
· Стандарт – это объективный измеритель квалификации педагога, средство отбора педагогических кадров в учреждения образования, основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями обусловлена:
· Работой с одаренными учащимися.
· Работой в условиях реализации программ инклюзивного образования.
· Преподаванием русского языка учащимся, для которых он не является родным.
· Работой с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
· Работой с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Профессиональные стандарты в России разрабатываются в соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Координирует разработку профессиональных стандартов Министерство труда России.
В декабре 2012 г. внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации: глава 31 дополнена статьей 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта, согласно которой:
профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнение определенной трудовой функции,
квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
В профессиональном стандарте описаны трудовые функции по определенному виду деятельности, а также требования к знаниям и умениям специалистов, выполняющих эти функции.
В сфере образования утверждены 4 профессиональных стандарта:
1. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).
2. Педагог-психолог (психолог в сфере образования).
3. Педагог дополнительного образования детей и взрослых.
4. Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
Профессиональный стандарт педагога может применяться:
· при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
· при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
· при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий. Профессиональной стандарт применяется с целью:
· определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;
· обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
· обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
· содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Структура профессионального стандарта педагога
Профессиональный стандарт педагога содержит описание трудовых функций педагогов и состоит из 4 разделов:
I. Общие сведения.
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
III. Характеристика обобщенных трудовых функций.
IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта.
Рассмотрим первый раздел документа. В структуру утвержденного профессионального стандарта педагога входит четыре уровня образования: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование.
Указана основная цель профессиональной деятельности - это оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).
Во втором разделе «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» обобщенные трудовые функции педагога разделены на две группы. Первая группа включает в себя педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях на всех четырех уровнях образования и подразделяет их трудовые функции на три сферы:
1. Общепедагогическая функция. Обучение.
2. Воспитательная деятельность.
3. Развивающая деятельность.
Вторая группа включает в себя педагогическую деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ и перечисляет относящиеся к ней виды педагогической деятельности по реализации программ:
дошкольного образования
начального общего образования
основного и среднего общего образования
модуль «Предметное обучение. Математика»
модуль «Предметное обучение. Русский язык»
Третий раздел «Характеристика обобщенных трудовых функций» подробно описывает, какими компетенциями должен владеть педагог, реализуя общепедагогическую функцию – обучение, выполняя воспитательную и развивающие деятельности. Каждая из этих трех сфер рассмотрена с точки зрения трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний.
Хотелось бы остановиться на необходимых умениях в каждой из обозначенных сфер.
С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.
Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.
Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим
период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества.