Отрасль — исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.
Сфера профессиональной деятельности — это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку. По результатам труда различают две крупные сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу с входящими в каждую из них определенными отраслями (см. схему).
![]() |
В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления. Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики, управлению ими. Сфера материального производства и непроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны. Состояние и развитие непроизводственной сферы оказывают активное воздействие на социально-экономический прогресс и являются важнейшими его показателями.
По мере социально-экономического развития общества число работников в сфере материального производства уменьшается, а в непроизводственной — увеличивается. Особенно быстрыми темпами развиваются в настоящее время обслуживающие отрасли (сервис).В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, т. е. по предмету труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей (см. схему).
Согласно предмету труда принято выделять пять областей профессиональной деятельности, а именно:«человек — природа», «человек — техника», «человек — знаковая система», «человек — человек», «человек — художественный образ».
Особой областью профессиональной деятельности является предпринимательство, которое может интегрировать себя в другие сферы и отрасли экономики и культуры.
Предпринимательство — это творческая деятельность по созданию товаров или услуг за счет собственных или заемных средств с целью получения прибыли. Предпринимательская деятельность может осуществляться как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере
Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач этой деятельности, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах и других технологических документах.
Основным компонентом процесса профессиональной деятельности является человек, т. е. субъект этой деятельности, тот, кто ее осуществляет.
Прежде всего, человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность к профессиональной деятельности — это качество личности, позволяющее человеку успешно выполнять именно эту деятельность. Готовность включает в себя следующие аспекты:
□ физиологический (общее развитие, состояние здоровья);
□ нравственный (потребность в труде, любовь к профессии, сформи- рованность профессионально значимых нравственных качеств);
□ психологический (соответствие особенности и свойств психики — внимания, памяти, мышления, темперамента и т. п. — характеру труда);
□ практический (наличие специальных знаний, умений и опыта).
Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности
определяются государственными стандартами профессионального образования, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС). Требования профессии к человеку излагаются в профессиограммах и психограммах.
Трудовая деятельность человека обычно мотивируется. Мотивы трудовой деятельности могут быть общественно значимыми (удовлетворение потребностей общества) и личностно значимыми (удовлетворение жизненно необходимых личных потребностей); среди личностно значимых мотивов трудовой деятельности можно особо выделить мотивы с негативной окраской, так называемые корыстные мотивы (стремление к единоличному обогащению, славе, почестям и власти — как к самоцели).
В процессе профессиональной деятельности человек выполняет следующие функции:
□ аналитическую (планирование, проектирование, организация деятельности, анализ ее эффективности);
□ энергетическую (затрата энергии мышц и психической энергии);
□ технологическую (выполнение в строго определенной последовательности технологических операций и переходов);
□ транспортную (перемещение предметов труда и готовой продукции).
Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда.
Средства труда — это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда (преобразует их) с целью производства материальных и духовных благ. К средствам труда относятся орудия производства (машины, оборудование, инструменты), а также земля — всеобщее средство труда, производственные здания, железные, шоссейные и другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и т. д.
Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства. Схематично орудия производства можно представить следующим образом.
![]() |
Поясним схему.
Машины в зависимости от выполняемой работы бывают:
□ энергетические (турбина, двигатель, генератор и др.);
□ рабочие и технологические (станок, сеялка и др.);
□ транспортные (конвейер, автомобиль);
□ подъемные (краны, лебедки);
□ информационные (арифмометры, ЭВМ).
Оснастка — совокупность технических средств, которые дополняют технологические машины и нужны для выполнения определенной части технологического процесса (например, крепление, подача заготовок и т. п.).
Рабочие инструменты в отличие от машин не могут сами совершать полезную работу. Они служат орудиями труда человека (игла, отвертка и т. п.) или средствами измерения (линейка, микрометр и т. п.).
Контрольно-измерительные приборы служат для измерения определенных показателей и контроля за технологическим процессом.
Они классифицируются по ряду признаков: назначению (измерять температуру, скорость и т. п.), принципу действия (механические, электрические, оптические и т. д.), функциям (показывающие — вольтметр, весы и т. д., регистрирующие — писцы, датчики и т. д.). Контрольно-измерительные приборы, датчики которых находятся непосредственно на объекте, а индикаторы выводятся на специальные пульты, называются дистанционными.
Автоматические устройства выполняют технологические операции без непосредственного участия человека по заданной программе и осуществляют следующие функции: контроль, защита, регулирование, управление.
К функциональным возможностям человека относятся возможности:
□ рук (сила, ловкость, координация);
□ органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и др.);
□ тела (пластика, мышечная сила и др.);
□ психики (сила, уравновешенность психических процессов и др.);
□ речевого аппарата, голоса и др.
Совокупность средств труда и предметов труда называется средствами производства.
Преобразование предметов труда осуществляется с помощью технологического процесса, состоящего из технологических операций и переходов (о которых мы говорили ранее на уроках технологии) (см. схему).
![]() |
Результатом преобразовательной (профессиональной) деятельности человека является какой-либо продукт — товар или услуга.
Товар — продукт труда, предназначенный для продажи или обмена. Каждый товар обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-ли бо человеческую потребность (потребительская стоимость) и способностью обмениваться на другие вещи (стоимость).
Для хранения продуктов труда (товара) создаются специальные места, помещения, склады.
Реализация продуктов труда осуществляется путем продажи на рынке, бартерного обмена, личного потребления.
К услугам относятся информационное, художественное, медицинское, бытовое и другие виды обслуживания людей.
В процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек.