Работа над исторической прозой




Тема 7. Д.С. Мережковский. «Христос и Антихрист», «Петр и Алексей»

Дмитрий Сергеевич Мережковский – основатель русского символизма, общественный деятель, писатель и поэт. Это мыслитель XX века, у которого были необычные философские идеи и взгляды на литературу. Дмитрий Мережковский родился 14 августа 1865 года в Санкт-Петербурге, на Елагином острове. Его отец – тайный советник, а мать – красивая женщина с ангельским характером.

Будущий философ учился в гимназии. Здесь на первом месте была зубрежка и выправка. В 13-летнем возрасте Дмитрий написал первые стихи. В это время юноша увлекался творчеством Мольера и организовал кружок. Отец по достоинству оценил талант сына и познакомил его с княгиней Воронцовой. В 1880 году Мережковский познакомился с Федором Достоевским. В этом же году в издании «Живописное обозрение» появились стихи «Тучка», «Осенняя мелодия». В 1882 году Дмитрий познакомился с Семеном Надсоном, который стал его лучшим другом.

В 1884 году юноша поступил в Петербургский университет. Во время обучения Мережковский интересовался французской литературой и философией позитивизма. В 1888 году Дмитрий защитил свое сочинение о Мишеле де Монтене и получил диплом.

В 1880-1889 годах Мережковский общался с Глебом Успенским, Василием Сютаевым и восхищался идеями народничества. Главными темами его творчества было одиночество и обманчивость чувств. В 1886 году Дмитрий тяжело заболел. После выздоровления он обратился к вере и совершил путешествие по южной части России. В Боржоме поэт встретил девушку, которая зимой 1889 года стала его женой. Это Зинаида Гиппиус – поэтесса, писательница и яркая представительница Серебряного века.

Первая поэма Мережковского – «Протопоп Аввакум». Известность начинающему автору принесла книга «Стихотворения». Переводы произведений древнегреческих драматургов изначально не были востребованы. Сегодня они являются гордостью русской школы.

В 1890 году в журнале «Русская мысль» появилась поэма «Вера». Это произведение оказало огромное впечатление на читателей. Следующие произведения автора – «Семейная идиллия» и «Смерть». В 1894 году в «Северном вестнике» был опубликован исторический роман «Смерть богов. Юлиан Отступник». Это первая часть трилогии «Христос и Антихрист». Две другие части – «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», «Антихрист. Петр и Алексей».

В 1900 году Мережковский вместе с супругой организовали «мистические собрания». Их цель – формирование «новой церкви». На религиозно-философских собраниях обсуждались вопросы культуры, совершенствования человека. В 1903 году организацию закрыли.

Дмитрий Мережковский – автор романа «Царство Зверя», новеллы «Святой Сатир», исторических эссе «Наполеон» и «Данте», стихотворений «Символы. Песни и поэмы». Много произведений посвящены христианству.

Мережковский был яростным противником октябрьских событий 1917 года. Свои мысли он выражал на антибольшевистских лекциях и в статьях. В 1919 году Дмитрию предложили произнести речь, посвященную восстанию декабристов. Он отказался. Зимой 1919 года Мережковский с женой покинул Россию. Они жили в Минске, Варшаве, Висбадене и в 1920 году остановились в Париже, в своей квартире. В эмиграции Дмитрий Сергеевич написал книгу «Иисус Неизвестный», трилогия «Реформаторы».

Мережковского десять раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе.

Дмитрий Сергеевич Мережковский умер 7 декабря 1941 года в Париже. Причина смерти – кровоизлияние в мозг. Поэта похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

 

Работа над исторической прозой

 

У читателей и критиков конца 19 – начала 20 в. пользовалась известностью трилогия Мережковского «Христос и Антихрист», состоящая из романов: «Смерть богов. Юлиан Отступник» (1895), «Воскресшие боги. Леонардо до Винчи» (1899-1900), «Антихрист. Петр и Алексей» (1904). Писатель стремился творчески реализовать в ней свое религиозно-философское представление (оно складывалось под воздействием философии Ф. Ницше) о мировой истории как арене борьбы между двумя началами – религией духа (в данном случае христианства) и религией плоти (язычества, олицетворяющего культуру, земное жизнеутверждающее начало).

Все части трилогии, по замыслу автора, освещают высшие точки столкновения Христа и Антихриста в мировой истории (поздняя античность, Ренессанс, эпоха Петра I), но подлинной исторической связи между романами нет. На первый план в каждом из них выступает крупная историческая личность, однако ее освещение и осмысление подчинены надуманной схеме.

Центральная фигура первой части – римский император Юлиан Отступник, пытавшийся восстановить традиционное античное многобожие, в то время как христианство уже стало в Риме официально признанной государственной религией. Избранный автором герой напоминает ницшеанского «сверхчеловека», особенно в первом – журнальном – варианте романа.

Вторая часть трилогии посвящена другому «сверхчеловеку» – Леонардо да Винчи. Она искусственно связана с первой авторской мыслью о внесении гуманистами сугубо религиозного смысла в их интерес к памятникам классической древности. Тем самым духовный переворот в Италии эпохи Возрождения представлен Мережковским не как раскрепощение культуры от аскетически-христианского взгляда на мир, а как ее новое обращение к языческому многобожию или религии плоти.

Не менее искусственно связана с предшествующими последняя часть трилогии; в ней на первый план выдвинута легенда о Петре I как Антихресте. Негативная трактовка Мережковским эпохи Петра оказала воздействие на трактовку этого образа и в творчестве ряда символистов.

Связующими в трилогии Мережковского являются огромные сквозные образы и эпизоды. Так, ключевым становится образ Венеры. Сначала император Юлиан молился перед статуей Венеры. Потом ее раскапывают в Италии эпохи Возрождения: для ревнителей старины она – «Белая дьволица», языческий идол, а для гуманистов – предмет религиозного поклонения. Наконец, эту же «Венус» Петр получает в ящике, присланном ему послом из Италии, и испытывает перед ней какой-то религиозный восторг и ужас.

Религиозно-философской символике подчинено все художественное построение трилогии. Все ее главные герои загадочны для своих современников и порождают у них вопрос, кому они служат – Христу или Антихристу? Двуликим Янусом кажется Леонардо да Винчи своему ученику Бельтраффио. Таким же двойственным кажется царевичу Алексею Петр. Двойственность отличает и многих второстепенных героев трилогии, у них либо два лица, либо лицо и маска.

В каждом из романов, помимо центральной исторической фигуры, выведен вымышленный литературный герой, который мучительно раздваивается в своих сомнениях и переходит от одной религии к другой. В первой части это Арсиноя, язычница, а потом монахиня-христианка; во второй – Бельтраффио, кончающий жизнь самоубийством; в третьей части – Тихон, который попадает то в хлыстовскую секту, то к старообрядцам-самосожженцам.

Внутренний душевный мир этих богоискателей раскрывается в их снах и бредовых видениях. Все они однообразно ужасаются и содрогаются перед двумя «безднами» – нижней и верхней, плоти и духа. Лишенные убедительной внутренней жизни герои Мережковского были похожи на манекены, одетые в исторические костюмы и произносящие речи, которые напоминали цитаты из исторических источников.

В дальнейшем Мережковский выступил с рядом новых исторических произведений. Особенно был знаменателен роман «Александр I» (1911). Вновь проявив в нем влечение к широкому использованию исторических деталей, Мережковский вернулся к истолкованию истории в духе своих религиозно-философских воззрений.

При этом за номинально историческими лицами и событиями явно проглядывала современная автору действительность, современные ему религиозно-философские искания. В новом романе герои начала 19 в. были сближены в своей психологии и своих идейных исканиях с людьми начала нового столетия.

Декабристы походили на участников «Религиозно-философских» собраний. «История» становилась выражением личной позиции самого автора. Роман подвергся суровой оценке в современной ему критике, которая не признала Мережковского истинным писателем-историком.

Богоискательные идеи, глубоко реакционные по своему существу, Мережковский вносил во всю свою деятельность. «Его роль как представителя буржуазно-помещичьей культуры упадка, – пишет исследователь «религиозного модернизма» Мережковского В.А. Кувакин, – сказалась в пропаганде декадентского искусства и религиозно-идеалистической эстетики».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: