- Анализ формирования прибыли
- Маржинальный анализ прибыли
- Анализ относительных показателей финансовых результатов
3) Соотношение выручки от продаж с суммой активов организации. Позволяет оценить доходность имущества организации.
В заключении проводят факторный анализ прибыли от реализации продукции, т.к. именно данный вид прибыли обеспечивает основную величину конечного финансового результата.
Факторная модель прибыли от продаж может иметь вид:
или
где В – выручка от продаж;
С – себестоимость проданной продукции;
КиУР – коммерческие и управленческие расходы;
V - объем реализованной продукции;
Цi – цена реализации 1 ед. продукции;
Сi – себестоимость 1 ед. проданной продукции.
Факторный анализ проводят в несколько этапов:
1) Находят общее изменение суммы прибыли от реализации продукции:
где ПР1, ПР0 – сумма прибыли в отчетном и базисной периодах соответственно.
2) Корректируют сумму выручки на индекс цен (уровень инфляции):
где - скорректированная сумма выручки;
В1 – сумма выручки в отчетном периоде;
Iц – индекс цен (уровень инфляции).
3) Рассчитывают уровень рентабельности продаж в базисном периоде:
где В0 – сумма выручки в базисном периоде.
4) Определяют влияние цены реализации на изменение суммы прибыли:
5) Определяют влияние объема проданной продукции на изменение суммы прибыли:
6) Определяют влияние себестоимости на изменение суммы прибыли:
где УС1, УС0 – уровень себестоимости в выручке от реализации продукции в отчетном и базисном уровнях соответственно.
7) Определяют влияние коммерческих и управленческих расходов на изменение суммы прибыли:
где УКиУР1, УКиУР0 – уровень коммерческих и управленческих расходов в выручке от реализации продукции в отчетном и базисном периодах соответственно.
|
8) Проверка:
-2-
Данные отчета о финансовых результатах позволяют провести маржинальный анализ и рассчитать точку безубыточности и запас финансовой прочности организации.
Для этого необходимо выделить постоянные и переменные затраты. Их можно определить двумя способами:
1) Если в отчете присутствуют коммерческие и управленческие расходы (с.2210 и с.2220), то их принимают за сумму постоянных затрат, а себестоимость реализованной продукции (с.2120) выступает переменной частью затрат.
2) Если в отчете не выделены коммерческие и управленческие расходы, то сумму постоянных затрат в себестоимости реализованной продукции определяют по доли амортизации и прочих затрат в общей сумме затрат, рассчитываемой по данным Приложения к бухгалтерскому балансу (ф. №5) или по данным пояснительной записки.
Для того чтобы рассчитать точку безубыточности необходимо определить величину маржинального дохода:
где Зпер, Зпост – соответственно сумма переменных и
постоянных затрат в себестоимости
реализованной продукции.
Точка безубыточности (порог рентабельности):
Точка безубыточности показывает такую сумму выручки от реализации продукции, которая обеспечивает покрытие всех затрат связанных с производством и реализацией продукции и при которой прибыль равна нулю.
Запас финансовой прочности можно определить двояко:
Ø в абсолютных единицах измерения:
Ø в относительных единицах измерения:
|
Запас финансовой прочности показывает на сколько рублей или процентов фактическая выручка превышает безубыточный объем продаж, т.е. такой размер выручки от реализации продукции, который обеспечивает организации получение прибыли.
-3-
Основными относительными показателями финансовых результатов являются показатели рентабельности. Выделяют 3 группы показателей рентабельности:
1) Уровень рентабельности основной (производственной) деятельности – это отношение прибыли к затратам или себестоимости реализованной продукции.
2) Уровень рентабельности продаж – отношение прибыли к выручке от реализации продукции.
3) Уровень рентабельности капитала – отношение прибыли к совокупной величине капитала или отдельных его слагаемых (основной, оборотный, собственный, заемный и др. виды капитала).
Относительная оценка также дается с помощью коэффициентов чувствительности финансовых результатов по отношению друг к другу. Для этого рассчитывают:
- Операционный рычаг:
Показывает на сколько процентов изменяется прибыль от реализации продукции при изменении выручки на 1%.
Отражает коммерческий риск организации, т.е. риск связанный со сбытом продукции. Чем выше значение рычага, тем выше уровень риска.
- Финансовый рычаг:
где ЧП1, ЧП0 – чистая прибыль в отчетном и базисном
периоде соответственно.
Показывает на сколько процентов изменяется чистая прибыль при изменении прибыли от реализации продукции на 1 %.
Отражает финансовый риск организации. Чем выше значение рычага, тем выше уровень риска.
Общий рычаг:
Или
Показывает на сколько процентов изменяется чистая прибыль при изменении выручки от реализации продукции на 1%.
|
Отражает совокупное влияние коммерческого и финансового рисков.
Примечание: Все разновидности рычагов рассчитываются по модулю, т.е. без учета отрицательного знака.