1. Понятие, структура и принципы конституционного строя. Соотношение государственного конституционного и общественного строя.
2. Содержание основ конституционного строя РФ. Политические, экономические, гуманистические основы конституционного строя.
3. Конституционная характеристика российского государства.
4. Понятие, сущность гражданского общества и его признаки.
5. Институты гражданского общества. Проблемы формирования гражданского общества в России.
1. Понятие, структура и принципы конституционного строя. Соотношение государственного конституционного и общественного строя.
Конституционные принципы и основы общественной жизни содержаться в Конституции зарубежных стран, либо в общих главах, разделах (Конституция Чехии 1993 года, Конституция Китая 1982 года, Конституция РФ 1993 года), либо в специальных главах и разделах (Конституция Италии 1947 года, Конституция Португалии 1976 года, Конституция Испании 1978 года). Так например в Конституции Италии данные принципы (конституционные основы) содержаться в специальных главах: «Гражданские отношения», «Политические отношения», «Экономические отношения». Понятие конституционный строй, основы конституционного строя в РФ появились в научном обороте и законодательных актах в 90-х годах XX века в связи с рассмотрением, обсуждением и принятием Конституции РФ.
Конституционный строй можно рассмотреть как:
· Как систему общественных отношений, регулируемых непосредственно нормами Конституции.
· Как организацию публичной власти, содержащую базовые основы политических, экономических, социальных и иных отношений, заключенных в Конституции.
Конституционный строй – это сложившаяся в современном обществе система политических, экономических, социальных, духовно-нравственных отношений, подчиненная справедливым, разумным, цивилизованным конституционно-правовым предписаниям, ориентированная на уважение и соблюдение прав и свобод человека, прогрессивное развитие личности, общества и государства.
Структура конс. строя может быть представлена 4 подсистемами, которые выступают системами общественных отношений в соответствующих сферах:
1. Политические отношения
2. Экономические отношения
3. Социальные отношения
4. Духовно-нравственные отношения
Структурно конс. строй представлен двумя подсистемами:
1. Общественная
2. Государственная
Его особенностью является то, что он включает данные две подсистемы, объединяет их и закрепляет их как в социальных, так и политических сферах.
Регулирует организацию общества, уровень жизни населения, социальные гарантии, а также вопросы организации государственной власти, пределы ее деятельности, форму государственного устройства и взаимоотношения личности, общества и государства.
Принципы, лежащие в основе конс. строя РФ:
1. Принципы, составляющие основу организации государственной власти.
2. Принципы, устанавливающие основы взаимодействия государства и личности.
3. Принципы организации жизни гражданского общества.
2. Содержание основ конституционного строя РФ. Политические, экономические, гуманистические основы конституционного строя.
Основы конс. строя РФ – это основополагающие начала, составляющие идейную и нормативную базу всей системы КП. Они представляют собой концентрировано выраженные и обобщенные, общепризнанные нормы поведения субъектов КП по поводу важнейших принципиальных вопросов: определяют форму государственного устройства, форму правления, политического режима, конституционную регламентацию отношений в основных подсистемах общества для их взаимодействия.
Конституция РФ 1993 года впервые в главе первой закрепила основы конс. строя, то есть устои на которых базируется организация государственной и общественной жизни. Ни одна Конституция мира не содержит в таком полном и концентрированном виде. Изменения основ конс. строя возможно не иначе как при пересмотре и принятии новой Конституции. Данные нормы обладают наибольшею юридической силой в сравнении с другими нормами Конституции и составляют первичную базу всей системы действующего законодательства всех НПА.
Черты основ конс. строя:
1. Объединяет, сводит воедино все положения Конституции.
2. Составляет идейную нормативную базу всей системы КП.
3. Представляет собой концентрированно выраженные и обобщенные, общепризнанные нормы поведения субъектов КП по поводу важных принципиальных вопросов.
4. Обладает юридическим верховенством в сравнении с иными нормами Конституции, иных НПА.
5. Особый порядок пересмотра.
Основные принципы конс. строя РФ:
1. Правовое государство.
2. Демократическое государство.
3. Федеративное государство.
4. С республиканской формой правления.
5. Социальное государство.
6. Светское государство.
7. Политический и идеологический плюрализм. В соответствии с КРФ РФ провозглашает политическое и идеологическое многообразие. Под идеологией понимается система философских, политических, религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования общественного устройства. Виды идеологии: социалистическая, фашистская, либеральная, марксистско-ленинская и тд. Провозглашение в государстве идеологического многообразия означает право каждого человека, политической партии, общественного объединения свободно исповедовать свои взгляды, формулировать собственные теории и концепции относительно совершенствования общественного устройства. Следствием идеологического плюрализма является политический плюрализм, который означает свободу деятельности любых политических партий при условии что данная деятельность не направлена на свержение основ конституционного строя и соответствует принципам, закрепленным в Конституции.
8. Разделение властей. По вертикали: между органами государственной власти и органами субъектов РФ, по горизонтали: между органами государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная).
9. Приоритет прав и свобод личности (ст. 2). Означает что права, свободы определяют весь спектр государственно-общественных отношений. Баланс индивидуальных, групповых интересов и государственных интересов. Обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод личности. Признание – осуществление людьми своих прав как естественных притязаний в одностороннем порядке независимо от их правового допущения. Соблюдение – уважение прав и свобод государством, точное им следование. Защита – отстаивание государством прав от чьих-либо посягательств.
10. Народовластие (народный суверенитет). Понятие суверенитет многомерно и используется в трех значениях:
· Народный суверенитет – определение народом самостоятельно своей судьбы. Определение государственно-территориального устройства. Народ является непосредственно единственным носителем верховной власти в государстве.
· Национальный суверенитет – право на самоопределение, определение государственно-национального устройства, определение своей судьбы самостоятельно нацией.
· Государственный суверенитет.
Народовластие – волеизъявление народа в управлении государством, осуществляемое самостоятельно или через органы власти в пределах, установленных законом, исходя из его суверенной воли и интересов государства.
Элементы: коллективный субъект – граждане и объект – власть.
Формы народовластия: прямая демократия, косвенная демократия (через органы государственной власти, через ОМСУ).
11. Государственный суверенитет – верховенство и независимость государственной власти, которая выражается в самостоятельном решении внутриполитических и внешнеполитических вопросов и распространяется на всю территорию государства. Верховенство означает, что государственная власть не ограничена ничем кроме Конституции и федерального законодательства. Независимость означает отсутствие иной конкурирующей власти, имеющей право принимать закон; никакие политические силы не могут оказывать влияние на деятельность органов государственной власти. Суверенитет проявляется в 3 случаях: единстве правовой системы, единстве систем органов государства, разделение властей.
Соотношение народного и государственного суверенитета проявляется в 4 элементах: независимость, верховенство, единство, не отчуждаемость.
12. Свобода экономической деятельности. Экономическая деятельность – участие людей в производстве, распределении и потреблении материальных и иных благ для удовлетворения своих потребностей. Свобода экономической деятельности означает, что люди могут беспрепятственно входить в нее, выбирать вид и характер деятельности, распоряжаться произведенными продуктами. Свобода экономической деятельности гарантируется государством путем обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, ограничения монополии, поддержки конкуренции.
13. Единство экономического пространства.
14. Признание и равная защита форм собственности. Означает, что государство признает и защищает равным образом государственную, муниципальную, частную и иные формы собственности.
15. Ограничение монополизма и поддержка конкуренции.
3. Конституционная характеристика российского государства.
В понятие основ конституционного строя входит закрепление в Конституции характеристик государства (ст. 1, 7, 14 КРФ).
· Правовое государство.
Первое представление о государстве, основанном на господстве закона, появились в Древней Греции: Платон, Аристотель, Сократ. В средние века Ж. Боден, Макиавелли ставили своей задачей создание государства, которое было ориентированно на охрану прав и свобод человека и гражданина. Гоббс, Локк, Монтескье развивали данное положение. Целостная теория правового государства в работах у Канта, Моля, Гегеля.
Правовое государство – это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.
Правовое государство – это государство с высоким авторитетом государственности, реальным режимом господства права.
Признаки:
1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина.
2. Независимость суда, как главного механизма гарантий прав и свобод.
3. Верховенство Конституции над иными НПА.
4. Приоритет международного права.
§ Демократическое государство.
Демократическое государство – это государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.
Государство может быть демократичным только в условиях сформировавшегося гражданского общества.
Признаки:
1. Реальная представительная демократия – народ осуществляет власть через выборные представительные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы.
2. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
§ Федеративное государство.
Россия является федеративным государством, то есть состоит из равноправных субъектов. Статья 5 КРФ закрепляет основы конст строя в области государственного устройства:
1. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, АО и автономной области.
2. Республики имеют свою Конституции и законодательства, другие субъекты – уставы и законодательства.
3. Федеративное устройство строиться на:
· разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и субъектами;
· государственной целостности;
· единстве системы органов государственной власти;
· равноправии и самоопределении народов РФ;
4. Во взаимоотношениях с органами государственной власти все субъекты равны.
§ Республиканская форма правления.
РФ является республикой, то есть характеризуется выборностью главы государства сроком на 6 лет.
§ Социальное государство.
В нашем государстве проводится социально-ориентированная политика на поддержку слабозащищенных слоев населения. Материнство, отцовство, детство, семья находятся под защитой государства. В РФ действует огромное количество законов, направленных на реализацию данного принципа (Закон об обязательном мед. страховании, о материнском капитале и др.).
§ Светское государство
Означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга и взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Статья 14 КРФ закрепляет:
1. Никакая религия не может быть признана в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объедения отделены друг от друга и равны перед законом.
ФЗ «О свободе совести и религиозных объединений» закрепляет более подробно данные принципы:
1. Государство не может оказывать влияние на определение гражданином своей религии и отношение к ней.
2. Государство не возлагает на религиозные объединения осуществления функций государственных органов.
3. Государство гарантирует светский характер образования во всех государственных и муниципальных учреждениях.
4. Понятие, сущность гражданского общества и его признаки.
Условно негражданского общества не существует, но к нему можно отнести первобытное, рабовладельческое и феодальное.
Первые представления о гражданском обществе появляется в период буржуазных революций. Идеологом является Гегель.
Гражданское общество – это совокупность общественных структур и объединений, независимых от государства и обеспечивающих гражданам возможность самореализации и защиты своих прав.
Признаки:
1. ГО – это находящееся на определенной стадии развития форма человеческой общности, которая с помощью труда удовлетворяет потребности своих индивидов.
2. ГО – это комплекс добровольно сформировавшихся объединений и индивидов.
3. ГО – это совокупность негосударственных отношений в обществе, то есть оно существует вне рамок государства.
4. ГО – это сфера самопроявления свободных индивидов и их объединений, огражденное законом от прямого воздействия и произвольной регламентации их деятельности со стороны государства.
Основные требования для формирования ГО:
1. Развитие рыночных отношений.
2. Наличие у граждан источника дохода независящего от государства.
Принципы ГО:
1. Свобода экономической деятельности, многообразие форм собственности, рыночная экономика.
2. Безусловный приоритет прав и свобод человека и гражданина.
3. Легитимность и демократический характер власти.
4. Правовое государство, основанное на принципе разделения властей и их взаимодействии.
5. Идеологический и политический плюрализм, наличие легальной оппозиции.
6. Равенство всех перед законом и судом, надежная юридическая защищенность граждан.
7. Классовый мир и национальное согласие.
8. Свобода слова и печати, независимость СМИ.
9. Невмешательство в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность.
10. Эффективная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни граждан.
5. Институты гражданского общества. Проблемы формирования гражданского общества в России.
Институты ГО:
1. Экономические отношения.
Две группы экономических отношений:
· Отношения собственности
· Принципы экономической системы: ограничение монополий, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, свобода перемещения товаров и услуг, единство экономического пространства.
2. Политические отношения.
Политическая система понимается в двух значениях:
В узком смысле – политическая система – это комплекс всех организаций, которые участвуют в осуществлении политической власти в организации (государство, политические партии, церковь, СМИ)
В широком смысле – политическая система – это комплекс всех общественных отношений, связанных с осуществлением политической власти.
Конституция провозглашает идеологический и политический плюрализм.
3. Социальные отношения.
В соответствии с Конституцией РФ является социальным государством.
4. Духовно-культурные отношения.
В соответствии с Конституцией РФ является светским государством.
Проблемы формирования ГО связаны с решением следующих задач (Яценко и Картавцев):
1. Создание экономической основы ГО, которое базировалось бы на товарном производстве и рыночной экономике, исключающее экономическое принуждение.
2. Достижение экономической свободы и самостоятельности граждан. Это возможно только тогда, когда граждане станут хозяевами произведенного ими продукта.
3. Изменение социально-экономической системы формирования среднего класса, состоящего из квалифицированных, предприимчивых и инициативных работников с достаточно высоким уровнем дохода.
4. Демократическое преобразование политической системы, которое связанно повышением роли партий и общественных движений, развития политического многообразия.
5. Повышение роли личности, граждан, деятельности общественных формирований, повышение уровня гражданской культуры.
Понятие конституционного строя используется в двух значениях:
· Конст. строй предполагает закрепление в основном законе специфических характеристик государства, которые отличают одно государства от другого.
· Конст. строй может формироваться не в любом государстве, а только в том, которое соответствует определенным требованиям: демократическое, с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, правовое государство.