Одним из известных вариантов социологической теории личности стала теория ролей. Здесь личность предстала в тех ролях, которые она выполняет в обществе - роль ребенка, родителя, учителя, подчиненного, руковдителя и т. д. Своеобразие в исполнении человеком типичных ролей характеризуется как его личностная индивидуальность. Эта теория включает в себя отношение человека к своим ролям и его поведение в них.
Ролевая концепция личности возникла в социальной психологии США в 30-х годах ХХ века - Ч. Кули, Джоан Мид и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Так, Толкотт Парсонс рассматривает личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Дж. Мид выделяет в процессе социализации стадии:
- имитация, здесь дети копируют поведение взрослых, не понимая его.
- игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей - врача, пожарного и т. д.
Таким образом, социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в соответствии с их статусом или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Здесь выделяют также понятие социального статуса.
Социальный статус - совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением в социальной иерархии. Социальный статус отвечает на вопрос: "Кто этот человек", а социальная роль - "Что он делает?"
Человек может иметь несколько статусов, но чаще только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Такова жизнь, что мы в разной степени отождествляем себя со своим статусом и соответствующими ролями. Максимальное слияние с ролью называют ролевой идентификацией, а среднее или минимальное - дистанционированием от роли. Чем выше общество ценит какой-либо статус, тем сильнее идентификация с ним. Тем чаще обладатель высокого статуса стремится при помощи символических атрибутов (титулов, медалей, формы) отличить его от других статусов.
|
Некоторые роли, а их большинство, являются личностно незначимыми для конкретного человека. В них не вкладывается частичка души и своего "Я". Напротив. Другие роли - их меньшинство - прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются как часть своего"Я". И потеря его переживается особенно глубоко - как внутренняя трагедия. Например, мужчина - кормилец семьи, ее глава. Потеря работы воспринимается им как крушение личности. У безработного изменяются стиль и образ жизни, отношения с близкими и родными, структура досуга, система ценностей.
Таким образом, у каждого человека есть своя ролевая система. Но не со всеми ролями человек идентифицирует себя одинаково - с одними (личностно значимыми) больше, (ролевая идентификация), с другими (второстепенными) меньше (дистанцирование от роли).
Заключение
Таким образом, человек становится личностью во всем ее многообразии и глубине благодаря процессу социализации. Как мы выяснили в первой главе работы, этот процесс возможен только в рамках постоянного пребывания человека в обществе. Как происходит социализация, каковы ее уровни и законы - этому посвящены многие теории и концепции, некоторые из них рассмотрены во второй главе. Все теории имеют право на существование.
|
Вопрос только в том, насколько они ценны в практическом решении обществам и общественными институтами различные социальные проблемы и задачи. Как уже было замечено во введении, актуальность проблемы социализации вечна, от степени ее изученности зависят многие подходы и начинания общества в решении своих проблем. Представляется справедливым выделение из процесса социализации (который, все-таки, имеет объектный характер) такого явления, как социальная адаптация, характеризующаяся уже активной позицией личности по отношению к обществу.
Социальная адаптация - это не просто результат общественного воздействия в ходе пассивного приспособления личности к требованиям социальной среды, а динамичный процесс, направленный на разрешение конфликта общественных и индивидуальных интересов путём обмена информацией и адаптивной деятельностью с индивидами, социальными группами и обществом в целом.
Своеобразие адаптации личности определяется как её индивидуальными потребностями, возможностями, характером адаптивной ситуации, так и спецификой требований, всем многообразием особенностей того общества, в котором она функционирует.
Социальная адаптация гармонизирует возможные конфликты, возникающие на почве несовпадения и/или противопоставления общественных требований, ожиданий, индивидуально-групповых потребностей и целей. Она как бы разрешает основной конфликт социализации, связанный с поиском меры идентификации, и обособления человека в социуме.
Список литературы:
1. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для высших учебных заведений. - М., 1998.- 426 с.\
2. Кравченко А. И. Основы социологии: Учебное пособие для студентов.- Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 384 с.
3. Парсонс Т. Человек в современном мире. - М.: Наука, 2005. - 374 с.
4. Социология: Учебное пособие /Под ред. В. И. Игнатьева, М. В. Ромма. - Новосибирск:Изд-во НГТУ, 2000. - 236 с.
5. Социология: Учебное пособие \ М. В. Удальцова, Т. В. Попкова и др. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2001.- 382 с.
6. Общая социология: Систем. Курс: Учеб пособие/Ю.Н. Аксененко и др.; Под ред. Г.В. Дыльнова. – 2-е изд., перераб., доп. – Саратов: СЮИ МВД России, 1999.
7. Социология: Основы общей теории. Учеб пособие для вузов/ Отв. ред. Г.В. Осипов. – М.: Аспект Пресс, 1998.
8. Тощенко Ж.Т. Социология: Общ. курс. Для вузов. – 2-е изд., доп., перераб. – М.: Прометей, Юрайт, 1998.
Размещено