К | ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ||
Разновидности ошибок | Иллюстративный материал | ||
Пример с ошибкой | Комментарии. Верный вариант | ||
Л-1 | Нарушение причинно-следственных связей в содержании Объяснение:из причины не следует вывод; приведённое следствие не соответствует указанной причине. | 1. Поэт воспринимает музыку метели сердцем, потому что она живая… 2. Преподаватели лицея, которые прививали своим воспитанникам уважение друг к другу, расширяли кругозор поэта. | 1. Поэт воспринимает музыку сердцем не потому, что она живая, а потому что он любит музыку! 2. причина: преподаватели лицея, которые прививали своим воспитанникам уважение друг к другу; следствие:расширяли кругозор поэта: уважение друг к другу не является причиной интеллектуального развития. Преподаватели лицея прививали своим воспитанникам уважение друг к другу. Они же расширяли кругозор будущего поэта. |
Л-2 | Нарушение логики объединения слов в однородный ряд СОЕДИНЯТЬ СОЮЗОМ И ДВА ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ (РАЗНЫХ) ПО ЗНАЧЕНИЮ СЛОВА НЕЛОГИЧНО | Софья считает Молчалина очень добрым и услужливым человеком. «Молчалин за других себя забыть готов…» Но, я думаю, она ошибается, потому что на самом деле героиня «сама вызвалав себеэту любовь». | Определения «добрым» и «услужливым» не являются синонимами, так как соответствующие им слова имеют разное лексическое значение. При этом: Добрый – положительная характеристика незлого человека. Услужливый – всегда готовый оказать услугу. сначала ученик рассуждает о том, каким видит Софья Молчалина; затем хочет поспорить с героиней комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и утверждает, что «она ошибается»; но! вместо доказательства тому, в чём именно ошибается Софья, ученик утверждает новую и потому НЕЛОГИЧНУЮ мысль: «героиня сама вызвала в себе эту любовь». Нам непонятно, о какой любви идёт речь. Видимо, после слов «она ошибается» пропущено предложение: «потому что на самом деле Молчалин любит вовсе не её, а свою мечту стремительно подняться вверх по карьерной лестнице…» и т. д. |
Л-3 | Нарушение логики примера в рассуждении | Молчалин всем льстит. Он готов «ползать перед всеми на коленях». Так, например, Хлёстовой он говорит о том, какая у неё прелестная собачка: «Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка, — я гладил всё его: какая шёлковая шёрстка!» Но на самом деле эта собачка ему противна: он презирает всех людей из высшего общества. | Все – это и Хлёстова, и её собачка? Именно перед ними Молчалин готов ползать на коленях? Возможно… но!собачка не человек из высшего общества. А именно так получилось в результате неверно построенного последнего предложения. Видимо, должно было быть так: он презирает её так же, как и всех представителей высшего московского общества, к которому так хотел бы принадлежать. |
Л-4 | Нарушение логики построения текста (построения нового абзаца). | Молчалин очень хитёр. Он понимает, что только чинопочитанием и услужливостью можно добиться высокого положения в свете. Молчалин и Чацкий… Взаимоотношения этих героев комедии являются подтверждением этой мысли. | Учеником создан резкий переход от одной мысли к другой. Общими темами предложений текста сочинения являются фрагменты, выделенные курсивом, но! общая мысль разорвана неожиданным, резким, а потому НЕЛОГИЧНЫМ тезисом (утверждением):Молчалин и Чацкий… Верно так: Подтверждением этой мысли являются и сложные взаимоотношения приспособленца Молчалина и не желающего «прислуживаться» Чацкого. |
Л-5 | Нарушение логики утверждения | Молчалин по-своему страшен. Мне страшно осознавать то, как он расчётливо и цинично относится к чувствам влюблённой в него Софьи. Поэтому мне очень жаль этого героя. | Молчалин страшен. Далее должно быть доказательство этой мысли: чем же страшен герой Молчалин. Речь должна идти об идее, заложенной А.С. Грибоедовым в этот образ. но! Ученик, пренебрегая необходимыми доказательствами первому тезису, выдвигает новый: мне страшно осознавать... —нарушена логика вывода: мне страшно осознавать… и поэтому мне очень жальМолчалина. (Едва ли мы пожалеем того, кто нам страшен!) |
Л-6 | Нарушение логики присоединения нового доказательства | В городе строятся детские площадки, открываются новые магазины, появляются места для развлечения: клубы, рестораны. Так же развивается и спортивная жизнь города. | Не понятно, кактак жеразвиваетсяспортивная жизньгорода? Как в клубах и ресторанах? (Хочется надеяться, что всё-таки не так же) |
Л-7 | Нарушение логики утверждений | На площади высится памятник В.И. Ленину. За памятником находится Дом культуры. | Памятник В.И.Ленину поставлен, а Дом культуры расположен на площади Победы (например). |
Л-8 | Нарушение логики соразмерности в утверждениях | Зимы в Карелии очень снежные, очень холодные. А летом вкарельском посёлке(?) очень жарко, стоят знаменитые белые ночи. | Мысль:холодно в Карелии, а жарко только в карельском посёлке. — нарушена логика утверждения и вывода: летом в Карелии жарко, потому что стоят белые ночи? Вряд ли… Верно так: А летом в карельском посёлке так жарко, что даже в знаменитые белые ночи… |
Л-9 | Нарушение логики субъектно-объектных отношений | Всё смешалось в доме Простаковых: имение взято под опеку, власти, столь важной для господ, нет, крестьян, основной их (?)доход, у них (?)отобрали. | Ктовыполняет действие (субъект) и на кого распространяется это действие (объект). Не понятно: чей доход отобран – крестьян или Простаковых? Верно так: Крестьян, основной доход семейства, отобрали. |
Л-10 | Нарушение логики вопроса и ответа. | Как же это (?) стало возможно? Прежде всего это вина (?) госпожи Простаковой. | Вопрос сформулирован неточнои предполагает другой ответ. Верно так: Как же такое положение дел семейства Простаковых стало возможно? Виновата в этом прежде всего сама Простакова. |
Л-11 | Нарушение логики тезиса и вывода | «Ученье — вот чума, учёность – вот причина» сказано в то время, когда образование для дворян становится обязательным. Это (?) доказывает то (?), что все они (?)необразованны и глупы. | Последнее предложение необходимо поменять местами с первым, исключив его первую часть: Представители фамусовского общества необразованны и глупы, потому что заявляют, что «ученье – вот чума, учёность – вот причина». И это сказано в то время, когда образование для дворян становится обязательным и необходимым для служения Отечеству. |
Л-12 | Нарушение логики построения сочинения. | В последнее время город выглядит не лучшим образом. Во-первых, втрое увеличился поток машин на главных дорогах города. Вблизи трасс невозможно дышать от выхлопных газов и пыли. Во-вторых, повсюду грязь и неубранный снег. В-третьих, огромное число рекламных щитов просто задавило жителей своей агрессивной навязчивостью. | Н ачало сочинения не соответствует теме работы. Нет вступления о родном крае, выражением которого для ученика стал родной город. — нарушена логика содержания работы. Не стоит начинать рассуждение с отрицательного, правильнее начинать с того, что вызывает в сердце любовь и гордость. |
Л-13 | Нарушение логики абзацирования (выстраивания абзацев текста в определенной последовательности). | Чацкий обличает право крепостников владеть живыми людьми. Он вступается за бесправных, чей подневольный труд был основой благополучия фамусовского общества. (?)Чацкий — истинный патриот России. Он готов служить, но ему «прислуживаться тошно». Людям «века минувшего» такая позиция кажется смешной и даже опасной. (?)В барском обществе процветает лицемерие. | Следовало разбить текст на 3 абзаца и дополнить каждый из них: 1: необходимо доказательство (цитата) 2: необходим переход к новой мысли (Герой комедии А.С.Грибоедова не может мыслить иначе.) 2: необходимо завершить 2 абзац доказательством рассуждения (цитатой) 3:необходим переход к новой мысли, связанной с темой сочинения «Век нынешний» и «век минувший» (Чацкий не может принять законов светскогообщества, в котором процветает лицемерие). |
Л-14 | нарушение логики построения абзаца. | Я родилась и живу в замечательном городе Сергиевом Посаде. Я заканчиваю школу, мне предстоят выпускные экзамены, затем вступительные в колледж, меня ждёт новая жизнь, которая интригует неизвестностью. В своём сочинении я хотела бы рассказать, как просыпается мой родной город. | 2 предложение не соответствует заявленной теме. Оно лишнее. Из двух предложений можно было построить одно: В сочинении я хотела бы рассказать о том, как просыпается мой родной город Сергиев Посад. |
Л-15 | Нарушение логики завершения текста сочинения. | Концовка сочинения 1.Находясь в любом уголке нашей страны, я часто вспоминаю свой родной город. 2.Зимним утром я часто хожу в лес, чтобы посмотреть, как «живёт» природа моего края. | Даны два предложения, которые являются самостоятельными нераспространёнными абзацами. После тезисов нет доказательств. Находясьв любом уголке нашей страны, я часто вспоминаю свой родной город,потому что моё сердце навек поселилось именно там. Мне дорого всё: широкие дороги, заснеженные улицы, старинные купеческие дома моего города. А ещё зимним утром я часто хожу в лес, чтобы посмотреть, как «живёт» природа моего края. |
Л-16 | Нарушение логики сопоставления образно-сюжетных понятий, субъектно-объектных отношений. | Пугачёв наполнил жизнь Гринёва глубоким содержанием, а повесть«Капитанская дочка» глубоким смыслом. | Ученик в одном предложении сопоставляет образ героя повести Пушкина и замысел самого писателя. Пугачёв наполнил жизнь Гринёва новым глубоким содержанием, помог переосмыслить свою жизнь и утвердиться в своих представлениях о долге и чести. |
Л-17 | Нарушение логики построения предложения. | Калашникова можно назвать былинным героем. Во-первых, его характеризует смелость по отношению к царю Ивану Грозному (его ответ после боя). (?) | Часть предложения, взятая в скобки, вероятно, является доказательством. Но при создании развёрнутого текста, а не тезисного плана такое построение предложений является неверным. После боя с КирибеевичемКалашников разговаривает с царём на равных. |
Л-18 | Нарушение логики предметно-количественных отношений. | Девочки в чёрных костюмах выполняют упражнения с обручем. Правая рука с обручем поднята вверх, а левая плавно отведена назад. (?) Девочки грациозны, стройны, изящны. Глядя на девочек, можно уверенно сказать, что через несколько лет они станут известными гимнастками (Д). | Девочек в школе занимается много. Но выражения «правая рука» и «левая рука» подчёркивают единственное число описываемых предметов изображения. |
ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | |||
Фактической ошибкой называют искажение: -цитатного материала; -информации, касающейся времени жизни и творчества поэтов и писателей. | |||
Ф-1 | Неточное цитирование | Вспоминаются слова известной песни: «Жить без любви, может и просто, но как на свете без любви прожить?» | Вспоминаются слова известной песни: «Жить без любви, быть может, просто, но как на свете без любви прожить?» |
Ф-2 | Неверное указание дат жизни и деятельности (творчества) писателей, написания произведений, названий и жанров произведений. | Стихотворение М. Лермонтова «На смерть поэта» написано в 1837 году. Комедия А.С. Грибоедова была опубликована в 1825 году. ТрагедияА.Н. Островского «Гроза» была совершенно новым явлением в русской литературе. | Стихотворение М. Лермонтова «Смерть поэта» было написано в 1837 году. Комедия А.С. Грибоедова была опубликована в 1833 году. Драма А.Н.Островского «Гроза» была совершенно новым явлением в русской литературе. |
Ф-3 | Смешение эпох, авторов, произведений. | А.С. Пушкин, как и Н.А.Некрасов, в стихотворении одушевляет природу. | Нарушение хронологии: Н.А.Некрасов, как и А.С. Пушкин, одушевляют природу в своих произведениях. |
Ф-4 | Искажение событий, литературоведческого материала, имен героев. | В стихотворении Ф.И. Тютчева «День и ночь» нет лирического героя, но есть ключевые образы ночи и дня. В стихотворении Ф. Тютчева «День и ночь» круговая композиция. И.А.Бунин использует в стихотворении эпитеты, с помощью которых достигается гармония стилистических фигур и эмоционального образа. | А кто же размышляет о дне и ночи? Значит, всё-таки лирический герой есть, может быть, это сам автор? Следует писать не круговая, а кольцевая. Эпитет не является стилистической фигурой, это троп. |
Ф-5 | Преувеличенное освещение второстепенных фактов. | Морозка и Метелица – настоящие национальныегерои. | Национальный герой – это общественно-политический термин. Он не имеет никакого отношения к литературным героям А. Фадеева. Морозка и Метелица проявили себя как настоящие герои. |
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ | |||
Точность и ясность речи. Под точностью и ясностью речи понимается владение достаточным словарным запасом, разнообразными грамматическими средствами для точного и понятного выражения мысли. | |||
При этом: 1. Работа сохраняет художественно-выразительные средства исходного изложения (эмоционально-оценочную лексику, метафоры, эпитеты, поэтический синтаксис, перифразы, интонацию, создающуюся соответствующим подбором слов) 2.Работа соответствует требованиям к слогу сочинения любого характера (литературоведческого, критического, литературно-творческого, на «свободную» тему): а) точность и чистота языка (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий хотел выразить; отсутствие в предложении лишних слов); б) простота и красота (доступность для понимания, совершенство речи, искренность, отсутствие заумных фраз, вычурных слов и оборотов, ложного пафоса, надуманных эмоций, стандартных, примитивных выражений, словесных штампов); в) точность и краткость (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий хотел выразить; отсутствие в предложении лишних слов); г) образность (выразительность, эмоциональность выражения мысли, вызывающие наглядные представления, определённые чувства). | |||
Р-1 | Употребление слов и выражений, неточно передающих мысль сочинения | Грибоедова давно нет, история его времени всё менее близка нам, а комедия не стареет, и Грибоедов, несомненно, более живв своём герое, чем как историческое лицо. | См выражение история его времени: возникает путаница значений слова история – случай, рассказ или истории —это объективный ход событий, период развития (государства, личности, общества)? И теперь для нас Грибоедов жив в своём литературном герое не как историческое лицо, а как выразитель общих вольнодумных, прогрессивных идей и взглядов начала 19 века. |
Р-2 | Употребление слов в несвойственном им значении. (Слово-замена искажает смысл предложения; приобретает иное значение; употребляется в другом контексте.) | Правда зачастую скрыта в глубинахпроизведения. Блок следует традиции предка. | Значение слова зачастую отличается от значения слова часто; значение слова глубины придаёт тексту (предложению) иное значение. Правда часто скрыта писателем между строк произведения. Значение слова предок искажает авторскую мысль. Замена: предок- предшественник. |
Р-3 | Неуместное употребление слов иной стилевой окраски. (Слово-замена имеет оттенок другого стиля речи (вместо художественного –публицистический, официально-деловой или научный стиль), нарушает стилистическую стройность текста. | Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить читателя по другой колее восприятия. В этом плане стихотворение Бориса Пастернака более спокойно, более размеренно. Мы были шокированы прекрасной игрой актёров. | Слово колея ограниченной сферы употребления. Замена – «направить в другую сторону». Выражение в этом плане имеет оттенок официально-делового стиля, его употребление в сочинении нежелательно. Данное стихотворение Бориса Пастернака звучит более размеренно, плавно. Слово шокированы требует замены. Нам понравилась игра актёров. |
Р-4 | Неуместное употребление эмоционально-окрашенные слова или фразеологизмы (Слово (выражение)-замена придаёт оттенок излишней эмоциональности; «приукрашивают» текст. Работу отличает ложно-пафосная речь.) | Особенно отчётливо представлены размышления поэтов на эти особенно волнующие их темы. Благодаря творениям потрясающих авторов Серебряного века, мы слышим «громкую мелодию эпохи». | Выражение представлены размышления поэтов требует замены. Особенно отчётливо выражены размышления поэтов на волнующие их темы. Слово потрясающих требует замены. Благодаря великим произведениям известных п оэтов Серебряного века, мы слышим «громкую мелодию эпохи». |
Р-5 | Неоправданное употребление просторечных слов | Таким людям всегда удаётся объегорить других. Через два часа спектакль закончился и все пошли по домам. | Слово объегорить требует замены Таким людям всегда удаётся обмануть других. Выражение все пошли по домам требует замены Через два часа спектакль закончился, и все разошлись. |
Р-6 | Нарушение лексической сочетаемости. (Слова между собой не могут быть связаны по смыслу и грамматически: у каждого из них своя сфера лексического употребления, свои условия предложной связи. При замене слов в устойчивых словосочетаниях искажается смысл высказывания в целом.) | К двадцатым годам успела произойти перемена в социальной жизни страны. Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности… | Необходимо изменить число выражения перемена в социальной жизн и. В двадцатые годы произошли изменения (перемены) в социальной жизни страны Выражения увеличивает впечатление и художественные особенности необходимо заменить. Автор использует средства художественной выразительности, чтобы создать впечатление …. |
Р-7 | Плеоназм (Слова, дублирующие смысловое содержание, нарушают целостность предложения, текста.) | В двух этих произведениях звучит тема отчаяния. В обществе произошли социальные изменения. | В выражении в двух этих содержится повтор. В этих произведениях звучит тема отчаяния. Слова социальный и общество имеют общий смысловой стержень. В общественном укладе страны произошли большие изменения. |
Р-8 | Ошибки, связанные с употреблением в одном предложении однокоренных слов. | Под ногами героя рассказа подножкавагона. В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. | Герой рассказа выскакивает на подножку вагона. Слова рассказ и рассказывается имеют один корень (тавтология) В этом рассказе идёт речь … |
Р-9 | Бедные и однообразные синтаксические конструкции. (В условиях одного контекста использованы предложения однотипной конструкции (подлежащее – сказуемое – обстоятельство); использованы только сложноподчинённые или сложносочинённые предложения; в предложении пропущены значимые для выражения мысли слова.) | Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. Стихотворение Тютчева называется «Ночь», и стихотворение Бунина называется «Ночь». | Необходимо изменить конструкцию второго предложения. По окончании разговора Петров отправился в гостиницу. Использованы однотипные конструкции: подлежащее – дополнение — сказуемое – обстоятельство — подлежащее – дополнение – сказуемое – обстоятельство. Стихотворения Тютчева и Бунина имеют одинаковое название – «Ночь». |
Р-10 | Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм. (В одном предложении употреблены глаголы или глагольные формы разного вида и времени. | Замираетна мгновение сердце и вдруг застучитвновь. Наблюдая за движением волшебной радуги, лирический герой стихотворения как будто погрузился в сказку. | Замирает – глагол несовершенного вида, настоящего времени; Застучит – глагол совершенного вида, будущего времени. Замрёт…застучит. наблюдая – деепричастие настоящего времени, образовано от глагола несовершенного вида; погрузился – глагол прошедшего времени, совершенного вида. Наблюдая за движением волшебной радуги, лирический герой стихотворения как будто погружается в сказку. |
Р-11 | Неудачное употребление местоимений. (Употребление местоимений вместо существительных с конкретным значением, вместо других местоимений, имеющих временное, пространственное значение.) | В произведении отображены реальные события и герои их времени. Мы узнаём их характеры и философию жизни, так как они открывают перед читателем душу. Именно недосказанность придаёт стихотворению «Побег» его очарование, его прелесть. | Необходима замена местоимения их. В произведении отображены реальные события и герои того времени. Необходима замена местоимения существительным с конкретным значением. Мы узнаём характеры и философию жизни героев, открывающих перед читателем душу. Необходимо исключить местоимения из состава предложения. Именно недосказанность придаёт очарование и прелесть стихотворению «Побег». |
Р-12 | Бессвязность предложений (И одном предложении идёт речь о не связанных между собой событиях, явлениях, действиях. В середину одного предложения «вклинивается» новое, не связанное с ним по смыслу. Нарушена последовательность изложения мысли. Пропущен важный смысловой фрагмент предложения.) | Многое в Дубне уделяется и культуре. Ведь говоря об этом самом близком, дорогом человеке, боишься недосказать чего-то, с первого взгляда маленького и незаметного, но на самом деле очень и очень главного. | необходима замена слова многое; необходимо уточнение слова культура. Большое внимание в Дубне уделяется развитию культуры. Необходимо разбить предложение на две самостоятельные синтаксические единицы. Ведь говоря о самом близком, дорогом человеке, мы боимся, что не сумеем выразить словами самого главного. Того, что на первый взгляд кажется неважным, незначительным. |
Р-13 | Стилистическая невыразительность предложения (Слова-замены привносят в текст новые оттенки (публицистического, научного стилей), «обедняют» предложение, текст.) | Весной везде хорошо: и в чистом поле, и в берёзовой роще, а также в сосновом и смешанномлесах. Эти поэты внесли огромный вклад в русскую литературу. | Слово также привносит в предложение оттенок публицистичности, слово смешанный (лес) является термином, поэтому в текстах художественного стиля их употребление нежелательно. Выражение внести большой вклад имеет оттенок политического устойчивого словосочетания. Происходит смешение стилей в рамках одного предложения. Эти поэты оказали большое влияниена развитие русской литературы. |
Р-14 | Неудачно подобранные выразительно-изобразительные средства. | Учитель – нужная, справедливая, мучительная профессия. Трудно определить литературное сердце произведения «Мёртвые души». | Один из эпитетов лексически не сочетается с двумя предыдущими; Слово мучительная лучше заменить. Учитель – нужная, справедливая, требующая полной самоотдачи профессия. Трудно определить самое захватывающее место поэмы «Мёртвые души». |
Р-15 | Нарушение порядка слов в предложении. (Некоторые члены предложения «вклиниваются» между главными членами, нарушая логику высказывания.) | В стихотворении Ф. Тютчева в самом начале – ночь. Днём мы просыпаемся, радуемся жизни, в отличие от ночи. | Поменяйте середину предложения и его начало, добавьте недостающий фрагмент высказывания. В самом начале стихотворения Ф. Тютчева ведётся речь о ночи. Поменяй начало предложения и его концовку. В отличие от ночи, днём мы просыпаемся, радуемся жизни. |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | |||
Соблюдение грамматических норм. -ошибочное словообразование; -нарушение связи согласования, управления в словосочетаниях, ошибки в построении предложений с распространёнными определениями и обстоятельствами; однородными членами. | |||
Г-1 | Неверная замена приставок, суффиксов в однокоренных словах. | Мохнастый шмель – на душистый хмель. | Слово мохнастый, вероятно, было придумано по аналогии с прилагательным «ушастый». Правильно «мохнатый». |
Г-2 | Ошибочное образование формы существительного. | Тропв стихотворении немного. Нет облак над головой. Были подписаны пустые договора, и мир снова обрушился. | Тропами называют изобразительные средства языка: метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение и т.д. Тропов в стихотворении немного. |
Г-3 | Ошибочное образование формы прилагательного. | Этот факт менее значительнее, чем освещение его в прессе. | Образование сравнительной степени имён прилагательных происходит при помощи суффикса ее, ей или при помощи слов более, менее. Например: сильный – сильнее, (-ей), более сильный. Этот факт менее значителен, чем освещение его в прессе. |
Г-4 | Ошибочное образование формы числительного. | Ольга была околдована силою шестьюдесятиколец времени. С обоих сторон были выдвинуты справедливые требования. | Ольга была околдована силою шестидесяти колец. С обеих сторон были выдвинуты справедливые требования. |
Г-5 | Ошибочное употребление формы местоимения. | Возле его просвистела пуля. Ихнейрадости не было предела. Какие мы – судить по нам. | Возле него просвистела пуля. Их радости не было предела. Какие мы – судить по нас. |
Г-6 | Ошибочное образование формы глагола. (Ошибки в образовании причастий, деепричастий, форм прошедшего, настоящего и будущего времени глагола, возвратных и невозвратных глаголов, супплетивных форм.) | Олень стоял не пошевелясь и смотрел не моргнув. Барс дрогнулся и бросился бежать. Прочтяназвание – «Ночь», читатель сразу представляет звёзды, ночной плеск волн, луну. | Наречие (не) пошевелясь образовано от глагола совершенного вида, а обозначает добавочное несовершённое действие. Олень стоял не шевелясь и не моргая. Барс дрогнул и бросился бежать. Деепричастие образовано при помощи суффикса несовершенного вида, а в предложении идёт речь о действии, которое уже совершилось. Прочитав название… |
Г-7 | Нарушение связи согласования. | В стихотворениях, которыхавтор адресовал своему современнику, звучит тема… Я как будто стою на холме, окутанным в мрак. | В стихотворениях, которые автор адресовал своему современнику, звучит тема… Я стою на холме, окутанном т ьмой. |
Г-8 | Нарушение связи управления. (при построении словосочетания ошибочно используется предлог; нарушены нормы употребления существительных, местоимений.) | Его творения всегда соответствовали с мироощущением. Множество зрителей собралось в театр посмотреть спектакль. | Задайте вопрос от глагола соответствовали к существительному мироощущение. Произведения поэта всегда соответствовали (чему?) его мироощущению. Зрители собрались (где?) в театре посмотреть спектакль. |
Г-9 | Нарушение в структуре словосочетания (При неумелом использовании предлогов, «вклинивающихся» в высказывание новых слов, разрушается лексико-грамматическая структура устойчивого выражения.) | Став известным поэтом, которого знают по всему миру. | Задай вопрос от слова знают (где?) …которого знают во всём мире… |
Г-10 | Ошибки, связанные с нарушением синтаксической нормы употребления указательных и союзных слов. | В данном стихотворении будущее представляется так же, как у М.Цветаевой. Ей не понравилось всё, что она пишет. | Задайте вопрос: будущее представляется (каким?) …В данном стихотворении будущее представляется таким, как в произведениях М. Цветаевой. Замените союзное слово что на союзное слово о чём. Ей не нравилось всё, о чём она пишет. |
Г-11 | Ошибки, связанные с неверным построением предложения с однородными членами. (Однородные члены необоснованно являются разными частями речи; Слова-замены однородных членов имеют свой лексико-грамматический контекст; Слова-замены не связаны грамматически и по смыслу с общими для них словами.) | И героиня надеется, прикладываетневероятные усилия, как бы вырваться из круга мучений. | Разверни словосочетания, задав вопрос: надеется (на что?), прикладывает усилия (для чего?) |