Стилистическая дифференциация лексики. Лексика ограниченной сферы распространения. Пассивная лексика




 

Задание 1. Прокомментируйте стилистическую окраску слов: в каких ситуациях они уместны, а в каких нет?

Не поспевать разг. (за темпами перемен) – уместно: в

изъявить офиц(желание), изобильный книжн, впрямь прост. и обл., свершение высок., приверженность, ништяк жарг., мерило публ., торгаш пренебр., калибровать техн.

Задание 2. Укажите ряд, в котором все слова являются нейтральными.

1.

* Парень (разг., юноша – нейтр), резерв, задраться (грубо-просторечная, вульгарзм; разговорное), схватка, исток

* База, нету, сила, восхититься, ходьба

* Услуга, смышленый, обитать, сперва, утомление

* Наблюдать, харизма, странность, костяк, жилище

2.

* Нарушитель, спешка, напополам, тема, расти.

* Беседа, задаром, недвижимость, царить, процедура.

* Послание, дед, тайна, внутрь, мажор.

* Издержки, кушать, осведомиться, времяпрепровождение, впредь.

Задание 3. Выберите подходящую помету и мотивируйте ответ.

Ознаменовать (книжн., словарь ушакова), потакать (разг., словарь ожегова), неплательщик (офиц., словарь ожегова), опция (спец., картаслов), задумка (простореч., ожегов), гонитель (высокое, ожегов), непонятка (разг.), волеизъявление (книжн. – евгеньева, офиц. – ушаков), нежданчик (разг.).

Задание 4. Подберите синоним или аналог, относящийся к более высокому стилю.

Прекратить, основываться на чем, надежды (упование, чаяние), процветание (пестование), получить (свободу), полностью, добить (врага), непреодолимый; головорез, доконать, волнительный, определиться (с планами)

Задание 5. Найдите в высказываниях термины (в том числе сложные) и профессионализмы, охарактеризуйте их с точки зрения способов введения в текст и стилистических функций.

1. Необходимо управлять миграцией как в странах происхождения, так и в странах назначения (перев.). 2. Едучи за «японцем» на веревке в наш техцентр, я снова и снова прокручивал в голове произошедшее. 3. Необходимо развивать инклюзивное образование (перев.). 4. Борьба с ННН-промыслом будет осуществляться в рамках полномочий комиссии (публ.). 5. Неестественно мохнатые кони на подсанках везли обледенелый лес с реки (В. Астафьев). 6. У нас есть индикативное планирование, но без принятия реальных мер нельзя оздоровить ситуацию (публ.). 7. Наша фракция работает вдолгую, строит планы исходя из интересов страны (публ.).

Задание 6. Кейс. Разрешите спор, как лучше переводить на русский язык сложный термин: гендерное равенство или гендерное равноправие? Подготовьте обоснование Вашего решения.

Задание 7. Найдите в речи депутатов с парламентской трибуны сниженную лексику и укажите ее разряды. Охарактеризуйте функции сниженной лексики в парламентской речи. Оцените уместность употребления сниженной лексики в приведенном контексте.

1. У меня уже есть свои прикидки. Я их анонсировать не буду. 2. Поступить так – это значит угробить собственную промышленность. 3. Не надо, как говорят в народе, заморачиваться.4. Теперь вы десятки лет будете возвращать долги иностранным банкам, чтобы эти жирующие жулики – олигархи и бизнесмены – купили себе дворцы и поместья за рубежом. 5. Нас постоянно напрягают с возможными разрешениями по приобретению всё новой и новой техники импортного производства. 6. Запад пытается запредельно политизировать сирийское «химическое досье».

Задание 8. Подготовьте и представьте в аудитории проект «Жаргон чиновников в публичном пространстве».

Задание 9. Подберите предложения из научного, публицистического или художественного текста (или используйте те, что даны ниже) и замените в них некоторые слова жаргонной лексикой, как показано в образце. Определите, насколько жаргонная лексика приспособлена к детализации ситуации, какие эмоционально-оценочные коннотации она может или не может передавать.

Образец: Но когда я вспоминаю эту ученую девочку, ее серьезное лицо, мягкие волосы, жест, каким она их откидывала со лба, запах чистоты, который при этом возникал, я испытываю доброе чувство (А. Рыбаков). – Вот вам жиза: когда я вспоминаю эту падру на серьезных щщах, ее хайр, я чувствую вайб.

1. Сейчас осуждают не того, кто выглядит странно, а того КТО осуждает. 2. В Древней Греции пострадавший от преступления сам собирал доказательства. 3. Мои ребята пытались устроить застолье, но я отговорился.

Задание 10. Укажите во фрагментах жаргонную лексику. Объясните, как она вводится в текст и какую роль в нем играет. Определите, всякое ли жаргонное слово может стать жаргонизмом. Проанализируйте, что меняется при увеличении плотности жаргонной лексики в высказывании. Подберите к жаргонным словам, если возможно, литературные синонимы и охарактеризуйте смысловые и экспрессивные различия между ними.

1. Для россиянок, простите за очередное напоминание о стереотипах, характерна одна неприятная черта: тенденция к модному шеймингу. Это когда «я в этом не выйду, засмеют» или когда «посмотри на нее, каблуки в 10 утра» (Д. Азовская). 2. Поясни за шмот – с таким призывом офники и кежуалы подкатывают к другим сверстникам на улицах города. И это вовсе не способ знакомства. Что значит пояснить за шмот: в переводе со сленга это буквально следующее – объясни, какое ты право имеешь носить то, что сейчас на тебе надето, а если не сможешь – побьем (Д. Карпицкая). 3. Журналист не стесняется того, что не знает такие слова, как «сасный» (привлекательный, милый), «чилить» (отдыхать) и «кекать» (смеяться) (А. Стражевская). 4. У молодого поколения, зумеров, есть свой язык, и бумеры – то есть представители старшего поколения, их понять не могут (Кубань-24). 5. Тем не менее многие усмотрели в этом не подтвержденном пока известии намек на хоть какую-то «движуху» (И. Петровская).

Задание 11. Прочитайте предложения. Выделите входящие в их состав диалектизмы, найдите их значение в словаре. Объясните, как они вводятся в текст и какую роль в нем играют. Распределите диалектизмы на две группы: 1) имеющие однословный литературный синоним, 2) не имеющие однословного литературного синонима.

1. В первый день охоты соболя нельзя было упускать... Генка бежал и просил... чтобы это оказался молодой кот (Ремизов В.). 2. Увы, Эдгар По во всем этом не был виноват, ему не снился наш гонобобель, эти синие водянистые северные ягоды, старшие сестры черники, с туманной поволокой, как на морских плашках Билибина (А. Вознесенский). 3. – Что-о-о едят? – осторожно спросила Маша. – Пучку… Траву такую… (М. Тарковский). 4. Когда еще с первым вертолетом прилетел Аким, то нащипал возле тальцаберестинкуморхлой, недозрелой смородины... (В. Астафьев). 5. Он принадлежал к числу людей, которые <...> убеждены, что жизнь у них сложилась неудачно, и работают они спрохвала, хотя не без затей... (М. Пруст, пер. Н. Любимова).

Задание 12. Приведенные в синонимических парах слова разбейте на следующие группы: “литературное”, “диалектное”, “просторечное”, “жаргонное”. Дайте стилистическую характеристику литературных слов. Укажите, в каких текстах, ситуациях общения и с какими целями может использоваться диалектная, просторечная и жаргонная лексика, проиллюстрируйте свой вывод примерами из художественной литературы, публицистики, разговорной речи.

Вскоре – вскорости, простак – лох, стог – зарод, внутрь – вовнутрь, очень – шибко – дюже, отлично – клево, даром – задаром – задарма, пополам – напополам, супермаркет – магаз, вряд ли – навряд ли, точно – точняк.

Задание 13. Охарактеризуйте неологизмы, определите, насколько они уместны в официальной речи.

1. Министерства постоянно мониторили обстановку.

2. Я назаявлялся по этому поводу много раз и в разных аудиториях.

3. На фоне понижения страновых рейтингов издержки растут.

4. Сделаны определенные шаги к опрозрачиванию административных процедур.

5. Мы оказываем содействие самозанятости безработных граждан.

6. Очевидно, что социальное расслоение населения в стране закритично.

7. Усилиями поборников гендера мы преодолеваем патриархальные, мачистские отношения.

8. Коронакризис, вероятно, приведет к корректировке инвестиционных программ.

Задание 14. Охарактеризуйте устаревшие слова, определите, удачно ли они актуализированы (т.е. использованы в современном тексте).

1. Я настоятельно призываю иракскую политическую элиту сделать надлежащие выводы о необходимости обеспечения демократической подотчетности и благого управления. 2. Порой начинает казаться, что насельник Ясной Поляны думает за все человечество, являя собой некий орган всемирного духа (И. Волгин). 3. Он жил своей жизнью, <...> и когда приезжал на дачу, то поливал обе половины вертограда (А. Варламов).

Задание 15. Подготовьте проект «Язык самоизоляции».

Найдите в «Словаре русского языка коронавирусной эпохи» (СПб., 2021) или в Интернете материалы о новых словах, появившихся в период пандемии коронавируса. Разберите, как они образованы, зачем понадобились. Выделите случаи языковой игры. Расскажите о словах, поддержанных невербальным контекстом (включенных в мемы) или требующих фоновых знаний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: