ТЕМА: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ «ПЛОЩАДЬ».




Определение: площадь – это свойство предметов занимать место на плоскости.

 

Место темы:

 

Задачи изучения темы: (задачи 1-4 см. тему «Длина»)

5. Научить измерять площадь с помощью палетки.

6. Научить вычислять площадь прямоугольника.

 

Наглядность, используемая при изучении темы:


1. Модели квадратного сантиметра, квадратного дециметра, квадратного метра.

2. Геометрические фигуры

3. Палетка

4. Таблица единиц площади


 

Методика работы:

1. Понятие площади.

- Подготовительная работа:

а) повторение изученного о прямоугольнике и квадрате (определение и свойства)

б) разбиение фигур на части и составление фигур из частей

Упражнения:


· Сколько треугольников на чертеже?

· Составь из двух треугольников треугольник и прямоугольник.


       
   

 

 


· «Танграм», «Колумбово яйцо»

в) подсчет клеток, на которые разбита фигура (хорошо представлено в учебнике)

г) сравнение фигур «на глаз» и наложением.

-Знакомство с понятием «площадь» в ходе практической работы

На доске представлены различные фигуры

Дети на глаз определяют, какая фигура «меньше»,

т.е. занимает меньше места на плоскости (на доске).

Учитель проводит ладонью по фигуре:

«Квадрат занимает на доске вот это место», убирает квадрат с доски, контур квадрата остается. Место, которое квадрат занимает на доске, называется площадью квадрата. Круг занимает меньше места, чем квадрат, значит площадь круга меньше площади квадрата. Дети снова сравнивают площади фигур, употребляя термин, проверяют наложеним.

-При сравнении площадей квадрата и прямоугольника

выясняется, что нельзя определить наложением, площадь

какой фигуры больше. Предложение: разбить фигуры на

«мерки» – клетки. «Мерки» должны быть одинаковые. Подсчитать на сколько клеток разбита каждая фигура и сравнить их площади. Вывод: клетка–квадрат –

единица площади.

- Упражнения на сравнение площадей фигур, разбитых на квадраты

(практическая работа и упражнения в учебнике). Вывод- площадь фигуры не

зависит от ее формы.

 

2. Знакомство с квадратным сантиметром.

- Показать необходимость введения единой мерки.

- Определение: площадь квадрата со стороной 1 см – это единица площади квадратный сантиметр. Демонстрация модели, запись, вычерчивание в тетради.

- Составление фигуры заданной площади из квадратных сантиметров (с помощью моделей), разбиение фигуры на квадратные сантиметры и определение ее площади (см. упражнения в учебнике).

 

3. а) Измерение площади фигуры с помощью палетки.

Палетка – прозрачная пластина, разделенная на квадратные единицы (в начальной школе на квадратные сантиметры), изготовленная из кальки, пленки, оргстекла, нитей.

Не всегда площадь фигуры можно определить путем подсчета квадратных сантиметров. Привести примеры таких фигур. В таких случаях используют палетку (изготовить заранее на уроках труда).

Палетку накладывают на фигуру, подсчитывают число полных квадратных сантиметров, число неполных квадратных сантиметров, которое делят на 2, затем складывают полученные результаты.

Полных кв. см - …

Неполных кв. см - …

Это приблизительно - … (…: 2 =…)

Площадь всей фигуры - … + … = … кв. см

Выполняется практическая работа и упражнения по учебнику.

б) Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Вывод правила: «чтобы найти площадь прямоугольника измеряют его длину и ширину в одинаковых единицах и находят произведение полученных чисел.

- Дети находят площадь прямоугольника двумя способами:

       
       

1. В ряду 4квадратных сантиметра, таких рядов два. По четыре взять два раза получится 8 квадратных сантиметров Вывод: длина показывает сколько квадратных сантиметров в одном ряду, ширина - сколько таких рядов.

2. В столбце 2квадратных сантиметра, таких столбцов четыре. По два взять четыре раза получится 8 квадратных сантиметров Вывод: ширина показывает сколько квадратных сантиметров в одном столбце, длина - сколько таких столбцов.

Значит, как можно вычислить площадь прямоугольника?

-При выводе правила можно использовать упражнения в таком порядке:

§ прямоугольник полностью разбит на квадраты;

§ прямоугольник разбит на квадраты не полностью, но видно, сколько квадратов укладывается по каждой стороне;

§ стороны прямоугольника разбиты на сантиметры;

§ к сторонам прямоугольника приложена линейка.

 

4. Решение задач на вычисление стороны прямоугольника (квадрата) по площади и другой стороне.

Дети вспоминают правило нахождения площади прямоугольника, составляют уравнение, решают его, делают вывод.
S = 12 см2
6 см

х см

 

 

Вывод: чтобы найти длину одной стороны прямоугольника (квадрата) нужно значение его площади разделить на значение длины другой стороны.

5. Знакомство с другими единицами площади.

1 кв. дм (кл, стр.) 1 кв. м,(кл, стр.), 1 кв. км,(кл, стр.), 1 кв. мм,(кл, стр.), ар (а),(кл, стр.), гектар (га)(кл, стр.),

 

6. Составление таблиц единиц площади.

 

Д.З.1.Составить два вида таблиц соотношения единиц площади.

2.Подобрать из учебника или придумать самому упражнения на преобразование единиц площади.

3.Разработать фрагмент урока по введению одной из единиц площади.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: