Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основная задача развития речи ребенка- овладения нормами и правилами родного для него языка. Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о котором все знают и много говорят. Он решает задачи познавательного, нравственного, физического развития детей. Особенно велико его влияние на развитие выразительности детской речи, умение правильно, точно, образно выражать свои мысли, делиться впечатлениями от увиденного, услышанного и прочитанного.
Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников приносит огромных результат. Детская литература занимает в мире малыша очень важное, очень большое значение. Малые формы фольклора: народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребенка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу. Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности, а также развитие образной речи представляют такие малые формы фольклора, как пословицы и поговорки, загадки, скороговорки.
Использование малых форм фольклора способствует:
Умению внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.
Развитию памяти.
Воспитанию уважительного отношения к взрослым и бережного отношения друг к другу.
В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю развития, отражают характер народа, его симпатии и антипатии. Пословицы, поговорки освещают явления, предметы, человека с разных точек зрения. Именно благодаря своему разнообразию пословицы и поговорки прекрасный материал для развития речи. Постигая смысл пословиц ребенок развивает мыслительные способности, а стараясь объяснить значение, совершенствуют навыки связной устной речи.
|
Потешки используются как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение.
Фольклорные прибаутки- небольшие стихотворения из двух-четырех редко восьми строчек, которые предлагают детям увидеть смешное в жизни и научиться это смешное передавать с лове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общий и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки. Прибаутки способствуют развитию образной речи.
Спортивные часы по супер цене Самые надежные и красивые часы |
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Они являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшимся нам в наследство. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы народного языка.
|
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка одна из малых форм устного народного творчества, в которой предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обогащению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».
При работе с загадкой используют такие формы:
Нарисуй загадку.
Придумай свою загадку.
Придумай загадку по картинке.
Колыбельные песни, по мнению народа- спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а «котенка», «коток», «котик», «котя».
|
К тому же положительные эмоции связаны с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Также колыбельные песни могут использоваться в сюжетно-ролевых играх.
Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развития речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Использованная литература:
1.Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей //Дошк.
2.Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк.воспитание.-1991.-№9
3.Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк.воспитание-1990.-№7
4.Криницына Н. Дети любят потешки //Дошк.воспитание.-1991.-№11
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова…
Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не могбы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
К.Д.Ушинский
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы(загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей второй младшей группы мы выбрали методическую тему «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста».
Актуальность
Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Проблема:
Почему наши дети плохо говорят? может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре какимто особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимаютуважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития
Гипотеза проекта:
Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.
Проект направлен на развитие речи дошкольников через ознакомление с устным народным творчеством
План составлен на основе обязательного минимума содержания развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования Л.М.Васильевой с учётом программы авторов О.Л. Князевой и М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.
Паспорт проекта
Проект предназначен для детей (3 – 4 лет) и рассчитан на четыре года. В нём нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями нашей страны, родного города, жизнью и бытом русского народа, природой родного края. Мероприятия реализуются в совместной деятельности взрослого и детей. в свободное время 2 раза в месяц в первую или во вторую половину дня.
Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.
Участники проекта: дети, родители, педагоги
Тип проекта: исследовательски-творческий
Вид проекта: долгосрочный, групповой
Цель проекта:
обогащение словарного запаса детей на основе устного народного творчества.
Задачи проекта:
· Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
· Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
· Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
· Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:
· доля участия родителей в проводимых мероприятиях;
· успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу;
· положительный психологический климат в группе;
· участие и помощь педагогов ДОУ в различных мероприятиях по ознакомлению дошкольников с произведениями устного народного творчества.
Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат образования: этовоспитанник, способный:
совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Ø чувствовать свое эмоциональное состояниеи эмоциональное состояние других людей;
Ø проявлять интерес ко всему новому инепонятному, неизведанному – любознательный;
Ø воображать, придумывать,
Ø способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности,
Ø воспринимать красоту окружающего мира(людей, природы), искусства, чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;
Характеристика методов и средств реализации проекта:
Ø Непосредственная образовательная деятельность, включающая, различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др. — на основе единого содержания.
Ø Беседы. Нам представляется важным использовать беседы в качестве не только словесного метода на занятии, но и самостоятельной формы работы с детьми.
Ø Видеопросмотры, которые могут использоваться в НОД, и в свободное время.
Ø Фольклорные концерты и театрализованные представления.
Ø Целевые прогулки, экскурсии.
2013/2014 учебный год –проект «Развитие речи дошкольников через знакомство с устным народным творчеством для детей 3 — 4 лет»
Реализация мероприятий проекта предполагает итоговое мероприятие:
2013/2014 учебный год – развлечение «Жилиу бабуси два весёлых гуся»;