Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.




Использование народного фольклора в речевом развитии дошкольников

Понятие фольклора

Вида фольклора и как он применяется в речевом развитии дошкольников.

· Шилова Ольга Анатольевна, воспитатель

Разделы: Работа с дошкольниками

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения - это язык. Поэтому одним из основных направлений воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Главной задачей, которого является творческое освоение норм и правил родного языка, умение применять их в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными способностями.

Неоценимую роль в решении этой задачи оказывает социо-игровая технология, позволяющая через игру положительно влиять на формирование взаимодействия и взаимообщения детей. Как подчеркивают учёные, игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

Для взрослого человека игра - это отдых от серьезных дел, от труда, не лишенное удовольствий времяпрепровождение. Игра в жизни ребенка занимает исключительное положение. Она начинается в ранний колыбельный период и является вначале выражением чисто физиологических потребностей и побуждений. Со временем становится главным занятием ребенка, приобретает социальные черты и представляет собой "горячую, неустанную, но вместе с тем и веселую работу, с помощью которой энергично развиваются дух и тело ребенка, насаждаются в нем знание и опыт и закладываются первые основы для его будущей деятельности в жизни". А.В. Луначарский говорил: "Неправда, будто игра несерьезна. Для ребенка серьезна всякая игра, ибо, играя, он живет:".

Двустороннюю связь между речью и игрой рассматривала Т.А. Репина. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - игра развивается в процессе развития речи. Игра сопровождается словами, с помощью которых ребенок создает образ, разыгрывает роль, подражая речи, поступкам и действиям изображаемых людей.

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор. По словам ученого-лингвиста Виноградова Г.С., едва ли можно найти материал, более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор.

Еще в раннем возрасте мама приучает ребенка к игре со словом, напевая ему колыбельные песни. Он еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и он уже повторяет его на все лады - гулит. Ребенок играет со звуками.

Затем идут пестушки, сопровождающие физические упражнения "порастушки-потягушки". Затем, играя со словом, дети начинают понимать родной язык.

Словесные игры составляют основу всей работы, целью которой является развитие речевой активности детей, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, понимание значения слов, умение правильно их произносить.

Для расширения словарного запаса использую такие игры, как "Доскажи словечко", "На лесной опушке живет коза (в избушке)", "Словесное лото".

Правила игры.

Карточки с картинками (белка, лиса, воробей, синица, медведь, заяц, камешки-орешки) разложены на столе, все "орешки" возле карточки с белкой. Читается потешка: "Сидит белка на тележке". Дети по порядку раскладывают "орешки" героям потешки:

"Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому."

Важным условием успешной работы над словарем детей является единство развития словаря с развитием познавательных процессов. В этом помогает бытовой фольклор: детские народные песенки. Например, знакомство с домашними животными:

"Коза, коза, - А где кони?
Лубяные глаза - Они в лес ушли.
Где ты была? - А где тот лес?
- Коней стерегла. - Огнем сгорел:"

Познавательное значение имеют словосочетания из русских народных сказок, по которым можно учить детей ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине.

Например:

· "Направо пойдешь - клад найдешь,

· Налево пойдешь - коня потеряешь,

· Прямо пойдешь - сам пропадешь.

Используя различные виды фольклора решаю задачи воспитания звуковой культуры речи.

Для развития голосовых данных и регулировки дыхания использую игру "Голосяночки" [3].

Правила игры.

Играющие садятся в кружок и поют любое четверостишие, например:

"Станем ли мы братцы,
Волосяночку тянуть,
А кто не дотянет,
Того самого:"

Последний звук [о] тянется всеми, не переводя дыхания, выигрывает тот, кто больше всех протянет. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики беру народные игры "Сорока-ворона", "Этот пальчик-дедушка", "У нашей бабушки десять внучат" и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

Для умения регулировать громкость голоса использую заклички:

"Дождик, дождик поливай,
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки!"

Их надо говорить как можно громче.

Пестушки же проговариваем ласково, напевно, а значит тихо.

"Тише, куры, не шумите,
Мово Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать
Будет глазки закрывать"

Скороговорки использую для совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата. Например, скороговорку "Перепелка перепела перепела" произнести с разной интонацией (вопросительно, задумчиво, удивленно, радостно, грустно, восторженно, неохотно, быстро, медленно, напевно, громко, тихо, шепотом)

Многие речевые игры на развитие слухового внимания основаны на фольклорных элементах. Использую игру "Перевертыши" (задача - найти несоответствие)

"Жив здоров,
Лежу в больнице,
Сыт по горло -
Есть хочу,
Хоть корову проглочу"

А также "Ладушки", "Про сороку", "Коза рогатая".

Формируя связную речь ребенка, учу его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения.

Игровое и речевое взаимодействие детей отражаются в так называемых фольклорных ролевых играх. В них интегрируются не только движение, слово, но и моторно-двигательный, психоэмоциональный и вербальный коммуникативные коды человека, что является наиболее важным для формирования готовности к общению. Ведущим основанием взаимодействия является интерес к роли.

В своей работе использую следующие игры:

Формальные ролевые игры без поэтически организованного текста, которые несут образы, близкие детям, отражают мир детских интересов и устремлений. "Лисички и собачки", "Охотники и утки", "Волк и козлята" и др.

Формальные ролевые игры с игровыми припевами (хороводные), в них идеи выражены словом, звуком и пластикой в одно и то же время. Играем в "Колпачок", "Арбуз", "Каравай", "Заинька", "Игра в тюленя"[3]. Правила игры: На девочек одевают косынки, на мальчиков - кушаки. Изображающий тюленя садится на землю в центр круга, остальные водят хоровод и поют:

"Ты, тюлень, ты, тюлень,
Завернись под кулень!
Тепло ли тебе там?
Тюлень отвечает:
Мне не больно тепло,
Приоденьте меня,
Приукройте меня:
С молодца - кушак,
С красной девицы - платок"

Одна из девочек снимает платок, мальчик кушак и покрывают тюленя, затем продолжают хождение хоровода и пение до тех пор, пока ни у кого не останется ни платка, ни кушака.

Формальные ролевые игры с игровыми приговорами. В них доступное содержание, близкие образы, резкая экспрессивность, упругая динамичность, богатство повторов слов, звучных рифм, хорошо разработанный диалог, интонационная полифония.

С удовольствием играем в игры: "Цепи кованые", "Волк и гуси", "У медведя во бору", игры с мячом (отбивание об пол или стену), прыжки:

"Прыг-скок,
Прыг-скок,
Обвалился потолок:"

В играх использую различные сговорки, считалки "С неба падать или прихватывать?"[3]

Широко применяю игры-импровизации, которые сочиняются детьми повседневно, разыгрываются в одиночку и группами. Именно в них диалогическая речь приобретает осмысленные формы, служит полноценному овладению основными коммуникативными способностями.

Для развития всех сторон речи и речевого общения из всего фольклорного ряда я выделила потешки и прибаутки. Они стали почвой на пути решения всех дидактических задач. Потешка не может существовать отдельно от игры. Она ритмична, содержательна, наполнена информацией об окружающем мире. В ней описываются конкретные образы. Потешка дает нравственный урок. Обучение языку ведется на чистых, доступных пониманию ребенка образцах поэтической речи, обучение в процессе игры не утомляет ребенка, и доставляет ему удовольствие, наслаждение.

Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии. Дети воспринимают богатство звуков, обилие меняющихся картин и явлений, но в их речи еще нет слов, обозначающих эти понятия, отсюда стремление детей к звукоподражаниям, к показу действиям. Прибаутки расширяют представления детей о предметах и явлениях, лежащих за пределами личного опыта и конкретно-чувственного восприятия действительности, используя их, возможна игра понятиями на уровне смысла.

При работе над потешкой главное - неучебная мотивация детей. В играх с потешками детей ориентирую, прежде всего, на смысловую сторону речи, в результате чего в их воображении возникает образ игрового персонажа. Активизирую игровое и речевое взаимодействие детей с помощью проблемных речевых ситуаций. При этом развиваю речевое дыхание, артикуляционный аппарат, правильное произношение звуков, чувство ритма.

Заданиями работы в парах побуждаю детей к практическому взаимодействию. Для этого использую разные его виды: перекидывание (катание) мяча, передача предмета, передача предмета, ролевой диалог в драматизации и театрализации.

Для эмоционального комфорта детей социо-игровая технология позволят использовать недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания: разнообразные сюрпризные моменты (движущиеся, звучащие игрушки); слуховые (музыка, звуки колокольчика, дудочка, пение, шепот, таинственная интонация) и зрительные эффекты, элементы костюма, событийность (рисование на глазах у детей, ряжение, организация пространства общения).

Например, работа над потешкой "Привяжу я козлика".

Цель: Побуждать детей поддерживать диалог, высказываться на темы из личного опыта (внеситуативное общение), развивать интонационность речи.

"Привяжу я козлика
К белой березке,
Привяжу рогатого,
К белой березке.
Стой, мой козлик
Стой, не бойся
Белая березка,
Стой не качайся"

Виды работы.

· Показ настольного театра.

· Чтение потешки в парах (с мячом, с хлопками)

· Разучивание новых потешек.

· Обыгрывание этюдов.

· Инсценировка разных вариантов.

Вопросы.

Кто еще может привязать козлика? Кого еще можно привязать? К чему можно привязать? Что еще можно сделать с козликом? О чём попросили козлика? Какой козлик? В какое время года происходит событие? Почему березка качается? Кого они встретят? Увидят? Где березка растет?

Все ответы на вопросы фиксирую, затем, заменяя персонажей, действия, сочиняем с детьми новые варианты:

Варианты потешек, сочиненные детьми.

1)

Выпущу я козлика
На лесной опушке,
Выпущу лохматого
На лесной опушке.
Кушай, козлик, травку,
В лес не подавайся,
Если встретишь зайца,
Сильно не пугайся.

2)

Привяжу теленка
Я к зеленой ёлке
Привяжу рогатого
Я к зеленой ёлке
Стой, теленок,
Стой, не бодайся,
Зеленая ёлка
Стой, не ломайся

В игровом творческом процессе дети, не затрудняясь, меняют персонажей произведений (белку на ёжика), подбирают синонимы (труба блестящая, сияющая), рифмуют слова (тонкая-звонкая, доить-угостить), подбирают прилагательные (опушка зелёная, ясная, просторная), спрягают глаголы (кормила-накормила).

Используя потешки, придерживаюсь следующих правил:

· Принцип добровольного участия детей.

· Взрослый - активный участник процесса.

· Учёт заинтересованности детей.

· Понятность и доступность текста.

· Поощрение импровизации действий.

· Корректировка содержания (дополнение и сокращение) в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Социо-игровые подходы помогают мне более полно раскрыть способности, возможности и склонности каждого ребенка. Через игровую деятельность сохраняю здоровье детей, их психические качества - дети могут сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, слушать и слышать, выполнять определенный объем рабочих усилий, преодолевать трудности, быть в состоянии вдохновения.

В результате проводимой мной работы дети:

- охотно вступают в контакт с воспитателями и сверстниками;

- отвечают словом и действием на побуждающие предложения и вопросы;

- овладели ситуативно-деловым общением с взрослыми, происходит становление

эмоционально-практического речевого общения с ровесниками;

- обозначают в игре словом роль в действии;

- понимают и используют слова для обозначения обобщения и замещения людей, предметов или действий.

Развитие речи - это основной показатель психологического и личностного развития ребенка. От развития речевого и игрового взаимодействия детей зависит качество речи каждого ребенка и, в конечном итоге, мер успешности обучения детей в школе.

Используемая литература.

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор - М., 1957.

2. Ершова А, Букатов В. Возвращение к таланту - Красноярск, АКМЭ, 1999

3. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: - М.: Просвещение, 1987.

4. Развивающие игры с малышами до трех лет. Сост. Галанова Т.В. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.

 

 

Классификация и терминология детского музыкального фольклора

 

Собирание и изучение музыкального фольклора на протяжении XIX-XX веков велась довольно интенсивно, но теоретическое и классификация начали складываться значительно позднее. Вплоть до советского времени никто из исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всем объеме. Большое значение музыкальному фольклору было уделено уже в 1918 году в непериодическом издании «Игра», в котором ему отводилось первостепенное место. Десятки фольклористов, этнографов, педагогов, литераторов систематически собирали и изучали детское творчество. По научному уровню публикаций, исследований выделяются труды Чуковского К.И., Капицы О.И.,Виноградова Г.С., Аникина В.П.

 

Горький А.М. писал: “Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой” Этим требованиям забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова, звука. Не вызывает сомнений Правомерность выделения в детском фольклоре поэзии взрослых, предназначенной для детей. Это – поэзия пестования(колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки). Такой системы в классификации придерживаются Аникин В.П. Данная система точно улавливает многосоставность и генезис детского фольклора, но не может быть основой рабочей классификации, так как все жанры детского фольклора, отнесенные им к третьей группе – собственному творчеству детей (считалки, жеребьевые скороговорки, дразнилки, поддевки) строятся на основе прямых или опосредованных заимствований из фольклора взрослых. Это вынужден признать сам автор Аникин В.П. [6,c.26].

 

По жанровым признакам в качестве практической рабочей классификацииМельников М. Н. предлагает делить все детские песни на четыре группы:

 

1) песни диалогические;

 

2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах);

 

2) песни с припевом;

 

4) песни-перегудки.

 

Следующая классификация опирается на открытия Виноградова Г.С., КапицыО.И., Науменко Г. [62,c.58].

 

Все образцы были разделены на III раздела.

 

I – Календарный фольклор

 

II – Потешный фольклор

 

III – Игровой фольклор

 

I. Календарный фольклор

 

В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный характер.Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, Егорьевские песни и т.д. Собственно детский календарный фольклор – заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той или иной степени связаны только с природой.

 

Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь порой до высот истинной поэзии.

 

Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от него по своему жанровому составу. Это объясняется тем, что у детей он лишен магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей это прежде всего игра. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен – их привлекает момент ряжения на масленницу и коляду, одаривание за исполнение колядок, величальных песен – пожеланий.

 

В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы.

 

В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные образцы, сходные с детскими дразнилками.

 

В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как, например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно – егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские.

 

Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких обрядов от детей записать не удалось – они их не знают, а семицкие песни про березку поют, не связывая их с праздником.

 

 

К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение “ее деток”, которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции.

 

Близко к закличкам примыкает еще один жанр – приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.

 

Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком.

 

II. Потешный фольклор

 

 

Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.

 

Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанная на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Все эти несообразности и не совпадения с реальным миром как раз помогают утвердить ребенку в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности. Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные эмоции.

 

Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.

 

Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки.

 

Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

 

Для текстов потешного фольклора характерны уменьшительные и увеличительные суффиксы в словах: гуленька, котище и т.д. Употребляются созвучные слова: Федя – медя, муха – комуха и другие. Встречаются звукоподражания различным явлениям – игре на дудочке (ай – ду – ду), щебету птиц (чики – чики – чикалочки), ударам колокола (дон – дон, дили – бом)

 

III. Игровой фольклор

 

 

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. “Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения”

 

Науменко Г. разделил игры на III основные типологические группы: драматические, спортивные, хороводные.

 

Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа.

 

Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель – победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы.В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты. По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые, хороводы и шествия.

 

Большое место в играх детей занимают считалки, “Игровые прелюдии”, имеющие различные названия: счетки, сосчиталки, гадалки.

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный

 

Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника

 

 

Фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Это подтверждается многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых и разработанными ими классификациями

 

Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно. Фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. На волне возрождения интереса к фольклору среди различных социальных слоев населения остаются без надлежащего внимания наша школа и внешкольные учреждения, призванные воспитывать подрастающее поколение. Овладение родной речью должно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку.Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Младенческие колыбельные песни («Баю, баюшки, баю»), пестушки и потешки («Ладушки») — это своеобразный клад народной педагогики, нашедший доступные для младенцев слова и поэтические образы.

 

«Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора. Поэтические произведения, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобрели содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики» — отмечает Мельников М.Н.

 

Интересно отметить, что целый пласт песен имеет четко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально- психологические черты находят отражение в детских песнях. Многие забавы, игры — это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых («А мы просто сеяли»).

 

В детском фольклоре есть, наконец, жанры, имеющие полифункциональный характер, сочетающие в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся детские сказки, детские песни, страшилки, заклички, приговоры, обрядовые песни.

 

Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни (сто и более стихов), которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом, полускандироваться в хороводе, в сопровождении народных инструментов Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.

 

Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности — музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.

 

Особое многообразие красок произведений народной художественной культуры, яркий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание предположить целесообразность использования фольклорного материала в процессе эстетического воспитания детей. Ведь глазу дошкольника и младшего школьника еще только предстоит постепенно научиться восприятию тонких оттенков цветов и различению линий пространственных форм, а уху — превратиться в «музыкальное ухо». В начальной же стадии эстетического развития его органы чувств правомерно требуют более ярких, контрастных изображений и звучаний, а также предметного восприятия; формирование этических чувств требует нравственно здоровой пищи для души.

 

Приведем характеристику жанра сказки, данную Аникиным В. П.:«… Это не полутона, это глубокие, густые цвета, подчеркнуто определенные и резкие.

 

В сказке идет речь о «темной ночи», о «белом свете», о «красном солнышке», о «синем море», о «белых лебедях», о «черном вороне», о «зеленых лугах».

 

Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они — участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

 

Игра в детском возрасте может нести в себе различную функциональную нагрузку:

 

— познавательную;

 

— физического развития личности;

 

— импровизационно-творческую;

 

— организационно-деятельную.

 

Так, в процессе игры ребенок познает мир, расширяет свои познания и умения в области музыки, поэзии. Игры, без сомнения, развивают ребенка физически, уроки хореографии укрепляют мышечный аппарат, развивают пластику, моторику, чувство ритма. Игра подключает ребенка к миру театра — в процесс создания сценария и самого спектакля по сказкам. Ребенок перевоплощается в героя сказки, он переживает ситуацию сказочного героя, воплощает его образ, учится двигаться по сцене, поет, танцует. На уроках изобразительного искусства он воссоздает своих героев; занимается лепкой, рисованием, в полной мере развивает свою творческую фантазию. Игра превращает песни в музыкально-игровые и вокально-пластические композиции. В качестве дидактического материала для таких композиций могут служить песни различных жанров — плясовые, игровые, хороводные, колыбельные, прибаутки.

 

Игры, включая в себя полифункциональные задачи — познавательные, коммуникативные, спортивную, творческие, — являются эффективным педагогическим средством формирования личности. Игровую композицию можно создать на основе сюжета любой народной песни (например: «А мы просо сеяли» или «Кузнецы»), а также путем соединения 2-3 песен. Педагог, режиссер сам способен подобрать подходящие песни и разыграть их с детьми.

 

Особенность творческих игр в том, что они предоставляют участникам возможность апробировать себя в любой роли в условиях полной свободы, способствующих установлению необходимых взаимоотношений с партнерами по игре.

 

Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается воздействием на ребенка различных видов искусства – слова, музыки, танца – в едином синтезе.

 

Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств ребенка. Известна особая впечатлительность детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее склонных к игровому самовыражению.

 

В этом плане фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может служить базисной почвой для всестороннего развития личности: нравственного, эстетического, интеллектуального и физического. Игра помогает развитию творческой личности индивидуума, реализации механизмов, заложенных природой в виде задатков в каждом. Это наиболее доступный путь к освоению через игру среды обитания, овладению поэтическим словом, это форма самопознания и самовыражения одновременно.

 

Эмоциональное восприятие народного искусства формирует способность к сопереживанию. Эта способность почти утеряна современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо с раннего детства.

 

Если раньше чувство коллективизма воспитывалось в пионерских и комсомольских организациях, то теперь его возможно формировать только в групповых методах деятельности. В этом плане фольклор неоценим.

 

Фольклор как художественная традиция целого народа совмещает в себе отношение двух диалектических взаимосвязанных начал — индивидуального и коллективного. Коллективность в фольклоре выступает как форма проявления традиции: традиция живет коллективностью, а коллектив объединяется традицией.

 

Для педагогики это имеет принципиальное значение с точки зрения воспитания чувства коллективизма через вживание в традиции своего народа, путем приобщения к коллективным формам песнетворческих занятий. Коллективность в фольклоре как эстетическая категория реализуется в полном слиянии индивидуальности с коллективным творчеством: «слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности».

 

В обучении музыкальному фольклору принцип диалектического единства индивидуального и коллективного является основополагающим. Поэтому развитие индивидуальных черт личности и ее (личности) способностей должно быть сопряжено с коллективными формами исполнения: пение в хороводе, пение с танцем, с постановкой и так далее.

 

Фольклорное искусство, запечатленное в нотах, книгах, видеокассетах, оказывает, безусловно, эстетическое воздействие на восприятие личности.Однако это несравнимо с тем чувством наслаждения, которое, естественно, возникает у ребенка (да и взрослого) в момент участия в творческо- исполнительском акте. Искусство фольклора уникально: оно рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей. Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы. Поэтому обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер.

 

В фольклоре традиционны не только стиль и форма, но и содержание, система образов, сам принцип отражения окружающей жизни. До сих пор некоторые фольклорные традиции живут и развиваются, особенно в ряде регионов в сельской местности, хотя и не столь широко, как в прошлые века; иные традиции претерпели качественные изменения в силу изменения социальных условий жизни русского народа. Фольклор — это творческий организм, система творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями. Необходимо тонкое проникновение в саму сущность фольклорного материала, в глубинные слои народного художественного мышления.

 

Устойчивость традиций вовсе не отметает вариативность и импровизационность его исполнителей. Обучение музыкальному фольклору при соблюдении устойчивости традиций (например, в обрядах «Святки» или «Масленица») предполагает многовариативность, импровизационность при исполнении. Картавцевой М.Т. предлагаются основные традиционные обряды и тот репертуар, который может быть исполнен детьми. Однако сам праздник (например, «Масленица») зависит от активности, фантазии режиссера, который будет ставить этот праздник с детьми. Репертуар масленичных песен богатейший, выбор огромен, главная же задача программы — дать канву, по которой каждый педагог-музыкант, режиссер или хореограф вышьет свой индивидуальный рисунок.

 

Многие фольклорные жанры заключают в себе не только этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию детей. Игровые формы занятий естественно требуют специально оборудованных помещений: чистых, просторных классов (без парт) или аудиторий,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: