Существуют два основных типа — вертикальная и горизонтальная и два основных вида социальной мобильности — межпоколенная и внутрипоколенная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.
«П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Но наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность), или переход в более высокий социальный слой на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность)» [5].
Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. «Вертикальная мобильность перемещение индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой с изменением социальной позиции и статуса» [6]. В зависимости от направления перемещения говорят о восходящей мобильности (социальный подъем, движение вверх) и о нисходящей мобильности (социальный спуск, движение вниз). Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение — вынужденное.
|
Повышение в должности — пример восходящей мобильности индивида, увольнение, понижение в должности — пример нисходящей. Вертикальная мобильность — изменение человеком в течение жизни высокого статуса на низкий или наоборот. Скажем, перемещение человека со статуса водопроводчика на должность президента корпорации, как и обратное движение, служит примером вертикальной мобильности.
Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует как в форме выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и в форме понижения социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильности может служить падение социального статуса профессиональной группы инженеров, которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть. По образному выражению П. Сорокина, "первый случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй - корабль, затонувший со всеми находящимися на борту". «Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления» [7].
|
Самое полное описание каналов вертикальной мобильности было дано П. Сорокиным, называвшим их “каналами вертикальной циркуляции”. По мнению Сорокина, поскольку вертикальная мобильность в той или иной степени существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные “отверстия”, “люфты”, “мембраны”, через которые индивиды перемещаются вверх и вниз.
Особое внимание Сорокина привлекали социальные институты — армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции.
Армия функционирует в этом качестве не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из низших чинов. Во время войны солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. После повышения в звании они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захватывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.
Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII — сыном плотника. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 из них вышли из низов, а 27 — из средних слоев. Благодаря этому после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.
|
Церковь была каналом не только восходящего, но и нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.
Школа. Институты воспитания и образования, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. США и СССР относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. В таком обществе “социальный лифт” движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.
«Социальный лифт - это способ дать подняться и помочь в занятии более приятного положения в обществе. Чтобы лифт действовал, необходимо иметь движущую силу - заинтересованность сторон. Казалось бы - все просто, желание сторон очень часто совпадает, а поэтому следовало бы ожидать массового подъема и постоянного увеличения снующих туда-сюда лифтов, но жизнь сложнее, и, к сожалению, нередко встречаются недобросовестные люди. Слишком много желающих подняться «из грязи в князи» и ничем за это не поступиться» [8].
Британия представляет другой полюс, на котором привилегированные школы доступны только высшим слоям населения. “Социальный лифт” короткий: он движется только по верхним этажам социального здания.
Пример “длинного лифта” представляет древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие студенты, независимо от статуса их семей, отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты. Под влиянием Конфуция правительство мандаринов слыло правительством китайских интеллектуалов, возвеличенных благодаря школьному “механизму”. Образовательный тест выполнял роль всеобщего избирательного права.
Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.
Собственность наиболее ярко проявляется в виде накопленных богатств и денег. Именно они — один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV—XVIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же.
По мнению П. Сорокина, не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, это позволяет сделать занятие фабриканта (29%), банкира и биржевика (21%), торговца (12%). Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.
Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции, если в союз вступают представители разных социальных страт. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получая то, чего им недоставало. Примеры нисходящей мобильности можно найти в античных временах. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая заму за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина.
Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобильность подразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, являющийся приблизительноэквивалентным. Скажем, человек был сначала водопроводчиком, а затем стал плотником.
«Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером может служить международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное жительство и получил здесь работу, то это уже миграция»[9].
«Вертикальная и горизонтальная мобильности нередко сочетаются. Например, человека, состоящего на службе в компании, переводят на более высокую должность в отделение фирмы, расположенное в другом городе или даже стране» [10].
Отметим тот факт, что «Сорокин П.А. выделяет социальную мобильность самих людей и мобильность социальных объектов, то есть продуктов человеческой деятельности как материальных, так и идеальных (рис.1)» [11].
Рис. 1. Основные формы социальной мобильности.
Советские социологи в 60—80-е годы достаточно активно изучали меж- и внутрипоколенную, а также меж- и внутриклассовую мобильность. Основными классами выступали рабочий класс и крестьянство, а классоподобной прослойкой считалась интеллигенция.
Интресным является начало изучения межпоколенной мобильности. «В ряде малоизвестных исследований Домар совместно с Фуре показали, как количественно изучать социальную мобильность в доопросную эпоху. Их первые исследования были посвящены изучению социальной структуры двух районов Парижа первой половины XIX в. Нотариальные свидетельства о смерти предоставили данные для таблиц межпоколенной профессиональной мобильности, а свидетельства о браке - данные о социальных сетях, позволив представить в табличной форме профессии женихов в сравнении с профессиями свидетелей. Позже они детально разработали эту тему. В 1959-1961 гг. они провели то, что в ретроспективе является поразительно современным исследованием. Более 2500 парижских нотариальных свидетельство браке с 1749 г. изучались несколькими способами с целью рассмотрения межпоколенной брачной мобильности и мобильности социальной сети. Этому новаторскому подходу не удалось спровоцировать лавину подобных исследований. Старания Домара и Фуре по большому счету забыты даже французскими историками» [12].
Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступень, чем занимали их родители. Пример: сын шахтера становится инженером. Межпоколенная мобильность — это изменение статуса детей относительно статуса их отцов. Например, сын водопроводчика становится президентом корпорации, или, наоборот, сын президента корпорации становится водопроводчиком. Межпоколенная мобильность является самой важной формой социальной мобильности. Ее масштаб свидетельствует о том, до какой степени в том или другом обществе неравенство переходит от одного поколения к другому. Если межпоколенная мобильность невелика, то это означает, что в данном обществе неравенство пустило глубокие корни, и шансы человека изменить свою судьбу зависят не от него самого, а предопределены рождением. В случае значительной межпоколенной мобильности люди достигают нового статуса благодаря собственным усилиям независимо от их происхождения. Общее направление межпоколенной мобильности молодежи — из группы работников физического труда в группу работников умственного труда.
Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли. Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй — к кратковременным, процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором — перемещение из сферы физического труда в сферу умственного. Внутрипоколенческая мобильность меньше зависит от факторов происхождения в изменяющемся обществе, чем в обществе стабильном.
Преобладание межпоколенной мобильности над внутрипоколенной мобильностью свидетельствует о том, что структура экономики детерминируется коэффициентом мобильности. Иначе говоря, основное число перемещений в профессиональной структуре вниз-вверх, по горизонтали может быть объяснено в свете социетальных переменных, а не индивидуальных различий между работниками.
Если отец — квалифицированный плотник (квалифицированный работник ручного труда), а его сын — служащий страховой компании (“белый воротничок”), то работа сына, его уровень образования и стиль жизни соответствуют его более высокому статусному рангу, чем тот, который был у его отца. Но если большинство других сверстников сына также продвинутся на уровень “белых воротничков”, то позиции отца и сына в сравнении со всеми другими работниками не претерпят значительных изменений. Относительная мобильность означает, что, хотя профессиональная структура изменилась в сторону увеличения удельного веса профессий умственного труда, позиции отца и сына относительно других занятых существенно не изменились.
Классовая иммобильностъ происходит, когда ранг социального класса воспроизводится в неизменном виде из поколения в поколение. Исследователи обнаруживают в современном обществе высокий уровень классовой иммобильности. Основной объем мобильности — внутри- и межпоколенной — происходит постепенно, без драматических изменений. Резко поднимаются или опускаются лишь отдельные индивиды, например выдающиеся спортсмены или рок-звезды. Успех в современных обществах определяется прежде всего приписываемым статусом — семейным положением. Этому способствует так называемое отсроченное вознаграждение — откладывание немедленного удовольствия для того, чтобы достичь в будущем значительных целей.
Классификация социальной мобильности может быть проведена и по иным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у индивида независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый господствующий класс уступает свои позиции новому господствующему классу.
«Индивидуальная мобильность и групповая мобильность определенным образом связаны с приписываемым и достигаемым статусами. Индивидуальной мобильности больше соответствует достигаемый, а групповой — приписываемый статус.
«Способы, к которым прибегает человек в процессе индивидуальной мобильности: изменение образа жизни, развитие типичного статусного поведения, изменение социального окружения, брак с представителем более высокого статусного слоя, образование» [13].
Индивидуальная мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного высокого положения. Брахманы стали высшей кастой в результате длительной и упорной борьбы, а раньше они находились наравне с кшатриями. В Древней Греции после принятия конституции большинство людей были освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились»[14].
Понятие “групповая мобильность” характеризует общество, переживающее социальные сдвиги, где повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, страты. Например, Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного высокого положения, а брахманы в древней Индии стали высшей кастой в результате упорной борьбы, тогда как раньше их каста находилась на одном уровне с кастой кшатриев.
Как показал на огромном историческом материале П. Сорокин, причинами групповой мобильности выступали следующие факторы:
1. социальные революции;
2. иностранные интервенции, нашествия;
3. межгосударственные войны;
4. гражданские воины;
5. военные перевороты;
6. смена политических режимов;
7. замена старой конституции новой;
8. крестьянские восстания;
9. междоусобная борьба аристократических родов;
10. создание империи.
Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации, т.е. самой основы того или иного общества.
П. Сорокин выделил некоторые наиболее яркие проявления групповой мобильности. «Изучение вертикальной мобильности внутри политической стратификации разных стран обнаруживает периоды особенно ярко выраженных перемещений. В истории России такими периодами были: вторая половина ХVI - начало ХVII в. (правление Ивана Грозного и последующее междуцарствие), царствование Петра Великого и, наконец, последняя русская революция.
В эти периоды почти по всей стране старая политическая и правительственная знать была уничтожена или низложена, а «выскочки» заполнили высшие ранги политической аристократии. Хорошо известно, что и в истории Италии таковыми были ХV-XVI вв. XV в. с полным правом называют веком авантюристов и проходимцев. В это время историческими протагонистами часто были люди из низших сословий.
В истории Англии такими периодами были следующие эпохи: завоевание Англии Вильгельмом, гражданская война середины XVII в. В истории США - середина XVIII в. и период гражданской войны. В большинстве европейских стран Ренессанс и реформация представляли периоды чрезвычайно интенсивной социальной мобильности» [15].
«Тесно связаны с индивидуальными и коллективно-групповыми перемещениями еще две разновидности социальной мобильности мобильность, основанная на добровольных перемещения людей внутри групп и между группами, а также мобильность объективно неизбежная, по необходимости принудительная, вызванная структурными сдвигами в разных сферах общественно практики — в экономике, в политической практике, в демографии» [16]. На других основаниях мобильность может классифицироваться, скажем, на стихийную или организованную. Примером стихийной мобильности могут служить перемещения с целью заработка жителей ближнего зарубежья в крупные города России. Организованная мобильность (перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали) управляется государством. Эти перемещения могут осуществляться: а) с согласия самих людей, б) без их согласия. Примером организованной добровольной мобильности в советское время могут служить перемещения молодежи из разных городов и сел на комсомольские стройки, освоение целинных земель и т.п. Примером организованной недобровольной мобильности может служить репатриация (переселение) чеченцев и ингушей в годы войны с немецким нацизмом.
От организованной мобильности следует отличать структурную мобильность. Термин “структурная мобильность”, или мобильность на основе спроса, общественных потребностей, относится к социетальным факторам, влияющим на коэффициент мобильности. Так, виды и количество наличных рабочих мест зависят от изменений экономической системы, тогда как тип и количество желающих получить данную работу зависит от коэффициента рождаемости в том или ином поколении. На основе этого мы можем оценить вероятность восходящей и нисходящей мобильности для разных подгрупп.
Таковы главные виды, типы и формы (между этими терминами существенных различий нет) социальной мобильности.