История развития гуманистической философии.




Гуманистическая философия как основа педагогической системы Марии Монтессори

Сорокина Е.Н., реферат

Введение

Настоящий реферат посвящен проблеме гуманизма в образовании, и рассматривает, в частности, интересную и перспективную педагогическую систему итальянского педагога, врача и философа Марии Монтессори.

Обращение к теме гуманизма кажется автору весьма актуальным и своевременным, поскольку современное общество особенно нуждается в гуманистическом подходе ко всем аспектам своей жизни. Ситуация крайней технократичности нашего мира создает проблему выживания человека как личности, а не как автомата по обслуживанию машин. Психологи бьют тревогу по поводу различного рода нарушений адекватности личности в современном мире, повышения количества неврозов, депрессивных состояний, связанных с потерей человеком своего «Я», с ощущением малоценности собственной личности и ее индивидуальных черт. В такой ситуации необходимо срочно решать проблемы истинно гуманистического подхода к человеку.

Однако практически все долгосрочные изменения в обществе возможны только под влиянием образования. Ведь именно те дети, которые находятся в наших образовательных учреждениях сегодня, станут действенной силой нашего мира завтра. И от того, какие принципы, ценности и этические нормы мы поможем им сегодня обрести, зависит будущее нашего общества.

Таким образом, обращение к педагогической системе Марии Монтессори не случайно. Данная педагогическая система уже прошла испытание временем и вырастила не одно поколение детей на принципах истинного гуманизма. Педагогика Марии Монтессори вселяет в человека непоколебимую веру в свои силы и в свою ответственность за окружающий его мир. Она прививает ему высокие нравственные идеалы. Учит быть свободным и уважать свободу другого. Учит с ответственностью относиться ко всему сущему, осознавая его ценность и значимость глубоких взаимосвязей между всеми проявлениями окружающего мира. Педагогика Марии Монтессори прививает ребенку привычку мыслить, что столь необходимо нашему современному обществу, в котором реклама, недобросовестные средства массовой информации и массовая культура постоянно пытаются подменить собственные мысли человека некими штампами и шаблонами.

Таким образом, задача данного реферата - исследовать гуманистический потенциал педагогической системы Марии Монтессори и его актуальность в условиях современного мира.

Данная задача обуславливает и структуру реферата. В первой его части рассматривается развитие гуманистической философии на протяжении истории, с тем, чтобы установить место гуманистической философии М. Монтессори в историческом контексте. Вторая часть посвящена собственно гуманистической философии Марии Монтессори и практической реализации этой философии через анализируемую педагогическую систему. Третья часть посвящена рассмотрению гуманистических проблем современного общества и выявлению возможностей положительного влияния педагогической системы Марии Монтессори на сложившуюся ситуацию.


История развития гуманистической философии.

 

Гуманизм – система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношения между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека.

Гуманизм – философский и этико-социологический принцип отношения к человеку как к высшей ценности. В социальном плане он определяет такое содержание общественных отношений, при котором человек, его интересы и благополучие, становятся на первое место при решении всех остальных проблем. Как духовно-культурное явление, гуманизм составляет главное содержание цивилизационного процесса, в ходе которого проявляется в многообразных свойствах: как этическая норма, социальный идеал, духовная ценность, свобода воли, взаимопомощь и сотрудничество, уважение к правам и достоинству личности, равенство и равноправие, справедливость, защита от зла и насилия и др. Отношение к человеку, мера его прав и свобод, уровень духовности и содержание духовных ценностей всегда являлись основным показателем степени цивилизованности общества.

Являясь составной частью идеологии, мировоззрения и практической деятельности личности и общества, гуманизм имеет конкретно-историческое содержание в зависимости от социально-экономических условий и характера общественных отношений. Каждый тип цивилизации отличался от предыдущего определенным набором представлений о гуманизме, располагая соответствующими средствами и механизмами реализации гуманных отношений в социальной жизни. Его зачатки, связанные с понятиями равенства, справедливости, чести, достоинства и т.п., начали формироваться уже в первобытном обществе. Но в тот период они существовали в виде отдельных элементов и не представляли сколько-нибудь обобщенных гуманистических установок. К тому же зачатки гуманных отношений, утверждаясь в рамках родовой общины, не распространялись за ее пределы. Но именно они послужили основой представлений о человеке и его отношениях с другими людьми, которые затем возникли в условиях рабовладельческого общества и от которых берет начало развитие цивилизации.

В древнем обществе – Индии, Египте, Китае, Греции, Риме – возникают различные формы духовной культуры. В философии разрабатываются учения о человеке и его духовных качествах. Такие учения являются главным содержанием гуманистической идеологии и цивилизационного процесса того времени. Уже тогда на основе мировоззренческого космоцентризма человек рассматривался как составная органическая, но в то же время высшая, часть необъятного Космоса. И хотя представления о гуманизме не распространялись на рабов и завоеванные народы, составлявшие подавляющее большинство населения рабовладельческого общества, философские и этические концепции о духовности человека, таких его качествах, как разум, рассудительность, мужество, добродетель, стремление к счастью и другие, закладывали основу гуманистического учения. В период перехода в нашу эру был сформулирован тезис: «человек для человека – существо священное» (Сенека). Передовые мыслители древнего общества (Демокрит, Сократ и др.) утверждали, что любой человек, независимо от его социального положения, определяется духовными качествами и заслуживает уважения.

В эпоху средневековья гуманистические взгляды разрабатывались в рамках религиозных учений, которые проповедовали равенство людей в искуплении своих грехов перед Богом, а воздаяние за их добродетели переносили в мир иной. Религия учила о необходимости всеобщей любви человека к человеку.

В целом же средневековая цивилизация в своем развитии отразила сравнительно ограниченные возможности в утверждении реальных гуманных отношений. Низкий уровень производительных сил определял жестокую зависимость человека от классовой, сословной, корпоративной и другой принадлежности. Подлинные гуманистические взгляды формировались в ходе антифеодальной борьбы и реформационного движения на основе требований освобождения личности от феодальных и религиозных ограничений, уважения достоинства человека, достижения счастья на земле, а не на том свете. Эти идеи привлекали многих передовых мыслителей того времени. Гуманизм, как высшее содержание духовных отношений между людьми, разрабатывался в политических, философских, этических, религиозных концепциях, историко-литературных произведениях, устном народном творчестве. Все это явилось основой для формирования гуманистической мысли эпохи Возрождения, которая определила новый уровень и новый тип гуманизма.

В эпоху Возрождения гуманизм впервые оформляется как идеологически-синтетическая концепция, опирающаяся на развитие всей системы гуманитарного знания. Поставив в центр внимания реального человека, и опираясь на античные традиции, ренессансный гуманизм обрел новое содержание. Под лозунгом совершенствования человеческой природы он отразил интересы нарождающихся новых сословий, выступавших за обновление социальной и духовной жизни. Ранний буржуазный гуманизм отвергал раннесредневековую схоластику, стремился сузить сферу религиозного влияния, преобразовать человека и обратить к новым видам деятельности. Человек объявлялся самым высоким и прекрасным творением в мире, обладающим безграничными способностями к совершенствованию. Один из родоначальников возрожденческой мысли Ф. Петрарка писал о необходимости «заботиться о знании природы человека». Оформившись как антропоцентристская мировоззренческая система, гуманизм становится идейной основой всех форм духовной культуры. В эпоху Возрождения впервые выдвигается идея человечества.

В эпохе Ренессанса находятся и корни техногенной цивилизации нового времени, основанной на машинной технологии, и потребовавшей качественно новых условий для своего утверждения: устранения сословного неравенства, отношений личной зависимости, различных форм социального угнетения. Идеологи формирующейся буржуазии выступали с требованиями свободы, равенства и братства; за развитие науки и всех форм духовной культуры, и считали просвещение основным средством достижения справедливого общества. Буржуазный тип гуманизма эпохи раннего капитализма был достаточно прогрессивен, распространялся на все слои общества и имел более широкое содержание в своих духовных характеристиках, по сравнению с предшествующим ему обществом. Но в то же время он был естественно ограничен в реализации своих требований по-прежнему жесткой вертикальной классовой иерархией.

Важной составной частью гуманистической идеологии, начиная еще с эпохи Возрождения, становятся учения о необходимости переустройства общества. Позднее социалисты-утописты конца 18 – начала 19 века (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) считали, что введение общественной собственности на средства производства, приобщение всех членов общества к трудовой деятельности, вознаграждение по результатам труда позволит преодолеть бедность, невежество, нездоровое соперничество, создать соответствующую систему воспитания. Социалистические учения нового времени и основанный на них тип гуманизма являлись утопическими, поскольку не имели под собой ни научной базы, ни реальных методов воздействия на современное общество.

В середине 19 века К. Маркс и Ф. Энгельс разработали теорию социализма, создав идеологию революционного гуманизма, возвышающего человека до уровня творца истории. Они считали, что «материализм, достигший своего завершения, совпадает с гуманизмом». Эмансипация общества, преодолевающего отчуждение человека, должна явиться следствием преобразования экономических и духовных основ общественной жизни и реализоваться в соответствующих политических формах. Однако, мы знаем, что подобная концепция также оказалась в значительной мере утопичной, т.к. в условиях созданного в СССР социализма, гуманистические принципы были подавлены, и человек отнюдь не рассматривался как некая высшая ценность, скорее наоборот, ценность человека, его прав была сведена практически на нет, хотя теоретическая концепция социализма провозглашала гуманистические принципы.

Современные нам условия требуют разработки гуманизма, соответствующего требованиям информационной цивилизации. Предоставляя человеку обширные знания о мире, информационное общество в огромной степени высвобождает его из непосредственного процесса производства; через технические средства как овеществленную силу знаний делает человека подлинным творцом новой социальной реальности. Являясь отрицанием капитализма и социализма как общественных систем, соответствующих техногенной цивилизации, антропогенная цивилизация ориентируется на творческие силы человека, реализует в нем все лучшее, что было выработано на предыдущих этапах общественного развития.

Гуманизм современного общества – это более высокий уровень единства теории и практики, возможности утверждения гуманистических принципов и идеалов в реальной жизни. Формируя свое содержание на основе объективных процессов социального бытия, и являясь вторичным по отношению к нему, гуманизм, тем не менее, должен быть первичен по отношению к каждой отдельной личности, должен являться мощным духовным фактором, соединяющим личность и общество.

Анализ основных исторических этапов развития гуманизма позволяет определить его как сущностное содержание цивилизационного развития человечества. Исторические типы цивилизации определяли и исторические типы гуманизма, теорию и практику отношения к человеку, как разумному началу. За идеями гуманизма стоит многовековая борьба прогрессивных сил, выдающихся мыслителей за достойные условия жизни и счастье человека, за всестороннее развитие всех членов общества. Являясь универсальной общесоциологической категорией, гуманизм в то же время исторически конкретен и имеет некое социальное содержание в зависимости от того, какие социально-политические силы брали его себе на вооружение. Но суть его всегда оставалась неизменной: независимо от уровня и условий общественной жизни он был ориентирован на развитие в человеке духовного начала, творческих возможностей, разумной деятельности. В этих своих качествах гуманизм активен. Являясь фундаментальной основой всех форм духовной культуры, он выступает против разрушительных тенденций в обществе, деструктивной деятельности отдельных личностей и организаций, различных форм человеконенавистнической идеологии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: