Сильные показатели роста компании «Pfizer» в первой половине 1999 г. являются продолжением успешной тенденции 1998 г., когда объем реализации компании увеличился на 26% и достиг $12,2 млрд. Показатели роста объема реализации «Pfizer» в четыре раза превосходят средние темпы роста 10 ведущих фармацевтических компаний мира. Это произошло не только благодаря препарату Viagra, но и благодаря антибиотику Trovan (trovafloxacin), объем реализации которого в первый год превзошел все темпы роста для антибиотиков «Pfizer». Высоким темпам роста способствовал и регулятор липидного обмена Lipitor (atorvastatin), который продвигался совместно с компанией «Parke Davis», подразделением компании «Warner Lambert». Lipitor (atorvastatin) был выведен на рынки почти 50 стран мира. Объем реализации препарата удвоился и составил $2,2 млрд. Стремительным темпам роста способствовало подтверждение и одобрение дополнительных показаний к применению препарата — нарушения липидного обмена типа III (дисбеталипопротеинемия) и типа IV (изолированная гипертриглицеридемия). В первой половине 1999 г. показания к применению антибиотика Trovan (trovafloxacin) были сокращены, вследствие поступивших сообщений о его побочных реакциях.
Второй по темпам роста фармацевтической компанией была компания «AstraZeneca», которая возникла в результате слияния компаний «Astra» и «Zeneca» в апреле 1999 г. Объем реализации компании увеличился на 22,8% и достиг $12,1 млрд. В 1998 г. препарат Zestril (lisinopril) стал наиболее прописываемым препаратом из группы ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента (АПФ) в США. Продажи второго успешного препарата компании Accolate (zafirlukast) возросли на 78% и составили $152 млн. Темпы роста объема реализации препарата Zestril (lisinopril) продолжались и в 1999 г. Только за 9 месяцев 1999 г. объем реализации препарата Zestril (lisinopril) составил $924 млн.
Рост объемов реализации компании «Bristol-Myers Squibb» в 1998 г. был, в основном, за счет роста объемов реализации в упаковках. Препараты, более всего повлиявшие на рост,— это гиполипидемическое средство Pravachol (pravastatin), антинеопластический препарат Taxol (paclitaxel) и антидиабетическое средство Glucophage (metformin). Pravachol (pravastatin) является наиболее продаваемым препаратом компании. Объем его реализации составил $1,6 млрд, что на 14% больше, чем в предыдущем году. Объем реализации препарата Taxol составил $1,2 млрд (рост на 28%), а Glucophage — 861 млн (рост на 16%).
Компания «GlaxoWellcome» сохранила в 1998 г. положительный рост объемов реализации — 4% (при расчете по неизменному курсу обмена фунтов на доллары США). Снижение объемов реализации препаратов Zantac (ranitidin) и Zovirax (aciclovir) связано с истечением срока патентной защиты на активные вещества этих препаратов в США и Великобритании. Если исключить показатели препарата Zantac (ranitidin) из общего анализа, то рост объемов реализации компании «GlaxoWellcome» составит 13%, что выше среднего темпа роста мирового фармацевтического рынка и является достаточно высоким показателем.
Рост объемов реализации препаратов основных подразделений компании «SmithKline Beecham» (Pharmaceuticals и Consumer Health) в 1999 г. составил 13% (исключая эффекты конвертации и эффект снижения объемов реализации после продажи двух подразделений компании — Diversified Pharmaceutical Services и Clinical Laboratories). В таблице 1 представлены результаты с учетом этих факторов. Росту объемов реализации способствовали препараты «SmithKline Beecham Pharmaceuticals»: Paxil/Seroxat (paroxetine), антидепрессант из группы селективных ингибиторов обратного нейронального захвата серотонина, Augmentin, антибиотик широкого спектра действия, Avandia (rosiglitazone), препарат для лечения сахарного диабета типа II; препараты «SmithKline Beecham Consumer Health»: Nicorette и Niquitin CQ для лечения табакокурения. Объем реализации препарата Paxil/Seroxat в 1999 г. составил $2,11 млрд (на 21% больше, чем в 1998 г.), антибиотика Augmentin — $1,82 млрд (на 16% больше, чем в 1998 г.). В июне 1999 г. на рынок США выведен препарат Avandia, который используется для лечения больных сахарным диабетом II типа и принадлежит к новому классу препаратов — тиазолидиндионов. Механизм действия препарата отличается от такового уже известных пероральных сахароснижающих средств. Avandia является первым препаратом для перорального применения из группы так называемых инсулинсенсибилизаторов, повышающих чувствительность клеток-мишеней к инсулину. Объем реализации за семь месяцев 1999 г. составил $147 млн. Объем реализации вакцин компании «SmithKline Beecham» увеличился в 1999 г. на 7% и составил $1,26 млрд. Объем реализации новых вакцин компании увеличился в 1999 г. на 37% и составил $748 млн Значительную долю в объем реализации «SmithKline Beecham» внесли безрецептурные препараты и средства гигиены. Объем реализации безрецептурных препаратов в 1999 г. составил $2,28 млрд — на 6% больше, чем в 1998 г. (в таблице 4 представлена реализация только рецептурных лекарственных препаратов «SmithKline Beecham»). Объем реализации средств гигиены полости рта составил в 1999 г. $995 млн.
В таблице 4 представлен объем реализации рецептурных лекарственных препаратов 20 ведущих фармацевтических компаний мира.
Таблица 4. Рейтинг ведущих фармацевтических компаний мира1 | |||||
Рейтинг 1998 г. | Рейтинг 1997 г. | Компания | Объем реализации рецептурных препаратов в 1998 г., $ млн | Изменение объема реализации, 1998/1997, % | Доля рецептурных препаратов в объеме реализации всей продукции, выпускаемой компанией в 1998 г.,% |
«Merck & Co» (США) | 13, 693 | + 5,5 | 50,9 | ||
«Aventis» (Германия/ Франция) | 13,470 | + 2,7 | 34,1 | ||
«GlaxoWellcome» (Великобритания) | 13,212 | + 1,0 | 100,1 | ||
«Bristol-Myers Squibb» (США) | 12,573 | + 12,1 | 68,88 | ||
«Pfizer» (США) | 12,230 | + 25,7 | 90,3 | ||
«Novartis» (Швейцария) | 12,093 | + 3,2 | 55,3 | ||
«AstraZeneca» (Швеция/ Великобритания) | 12,073 | + 22,8 | 72,5 | ||
«Roche» (Швейцария) | 9,914 | + 19,1 | 58,3 | ||
«American Home Products» (США) | 8,902 | + 2,7 | 66,7 | ||
«Eli Lilly» (США) | 8,622 | + 16,5 | 93,3 | ||
«Johnson & Johnson» (США) | 8,562 | + 11,3 | 36,2 | ||
«Bayer» (Германия) | 7,807 | + 1,4 | 25,0 | ||
«SmithKline Beecham» (Великобритания) | 7,691 | + 6,1 | 57,5 | ||
«Schering — Plough» (США) | 7,342 | + 20,2 | 90,9 | ||
«Pharmacia & Upjohn» (Швеция/США) | 6,127 | + 7,7 | 90,7 | ||
«Abbot» (США) | 5,558 | - | 41,0 | ||
«Warner — Lambert» (США) | 5,604 | + 54,8 | 54,9 | ||
«Sanofi — Syntelabo» (Франция) | 5,294 | + 8,9 | 81,4 | ||
«Takeda» (Япония) | 4,938 | + 2,9 | 70,7 | ||
«Sankyo» (Япония) | 3,947 | + 1,3 | 77,6 | ||
1 — данные IMS; не все возможные каналы распределения фармацевтической продукции учитывались при суммировании объемов реализации. |