Билет № 13 .Управление в природопользовании.




управление в природопользовании - обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство. Управление природопользованием осуществляется Правительством Республики, министерствами и ведомствами, местными органами управления, предприятиями и организациями, непосредственно занятыми эксплуатацией природных ресурсов. Управление природопользованием осуществляется посредством научно обоснованного планирования рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, разработки организационно-технических и экономико- экологических мероприятий по обеспечению равновесия в природной среде и контроля за их выполнением. В государственных программах охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов определены главные задачи в области охраны природы и рационального природопользования и основные направления природоохранной деятельности на современном этапе. В них поставлены задачи настойчиво и последовательно проводить линию на сохранение и приумножение природных ресурсов, улучшение состояния окружающей среды. Борьба за экологическую безопасность на Земле должна рассматриваться как одна из самых ответственных и благородных задач всех людей. Для управления охраной природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов образованны соответствующие ведомства, на которые возложено решение следующих задач:. осуществление комплексного управления природоохранной деятельностью;. разработка и проведение единой научно-технической политики в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, координация деятельности в этой области;. государственный контроль за использованием и охранной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, морской среды и природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экологической зоны, а также всех полезных ископаемых;. подготовка и представление правительству предложений и рекомендаций для включения их в Государственную программу охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечение принятой программы;. разработка предложений по совершенствованию экономического механизма природопользования, утверждение экономических нормативов, правил, стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране природной среды от загрязнения и других вредных воздействий;. осуществление государственной экологической экспертизы генеральных схем развития и размещения производительных сил республик и отраслей народного хозяйства, контроль за соблюдением экологических норм при разработке новой техники и технологии, материалов и веществ, а также проектов на строительство и реконструкцию предприятий, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов;. совместно с территориальными органами управления выдача разрешений на захоронение и складирование промышленных и бытовых отходов, на выбросы вредных веществ в окружающую среду, водопользование и потребление атмосферного воздуха, предоставление недр в пользование для проведения геологоразведочных работ, утверждение расчетной лесосеки и осуществление контроля за отводом земель под все виды хозяйственной деятельности;. руководство заповедниками и осуществление государственного контроля за ведением охотничьего хозяйства, а также ведение государственного кадастра животного мира и Красной книги;. распространение знаний о природе среди широких слоев населения, воспитание граждан в духе бережного отношения и любви к природе;. планирование и осуществление сотрудничества по вопросам охраны природы с зарубежными странами и международными организациями. При ведомствах действуют общественные советы, в которые входят ученые, общественные деятели, представители местных органов управления, руководители предприятий. Эти советы созданы для всестороннего обсуждения крупных проблем природопользования и выработки рекомендаций по их решению. Ведомствам по охране природы и его органам на местах предоставлено право налагать запреты на строительство, реконструкцию или расширение объектов промышленного или иного назначения, проведение работ по эксплуатации природных ресурсов, осуществляемых с нарушениями природоохранительного законодательства, приостанавливать работу промышленных или других предприятий, грубо нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды, предъявлять иски предприятиям и организациям, а также гражданам о взыскании средств на возмещение ущерба, причиненного государству загрязнением окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов. Решения комитетов по охране природы, принимаемые в пределах их компетенции, являются обязательными для исполнения всеми предприятиями и организациями.

 

14. Система мониторинга окружающей среды в России

Среди мероприятий по улучшению экологической ситуации В России особое место занимает экологический мониторинг.(мониторинг геосистем).Он включает в себя наблюдения за изменением природных геосистем и превращение их в природнотнхнические.Слово мониторинг появилось в 1972г..концепцию экологического мониторинга представил профессор Мэнн, под этим понятием он имел ввиду- систему повторных наблюдений за одним или более элементами окружающей среды в пространстве и во времени с определенными целями в соответствии с подготовленной программой. В Р,Ф.действует около 6 ведомств систематического мониторинга:1)служба за наблюдением загрязнения окружающей среды,2)Служба мониторинга лесного фонда,3)Служба агрохимического наблюдения и мониторинга загрязнения с/х земель 4)роском санитарно-гигиенический контроль среды обитания человека и его здоровья.5)контрольноэкспиционная служба 6)гос ком экологии россии. В систему мониторинга должны входить следующие основные процедуры: - выделение (определение) объекта наблюдения; -обследование выделенного объекта наблюдения;-составление информационной модели для объекта наблюдения;-планирование измерений;-оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели;-прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;-представление информации в удобной для пользователя форме.

Целью экологического мониторинга является- обеспечение управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией о состоянии геосистемна различных территориях.

15. Виды воздействия человека на природу и его последствия.

Человеческая деятельность является весьма агрессивной и активно разрушающей (преобразующей) силой на нашей планете. Воздействие – непосредственное влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природную среду. Все виды воздействия можно объединить в 4 тип: преднамеренное, непреднамеренное, прямое и косвенное (опосредованное).Преднамеренное воздействие происходит в процессе материального производства с целью удовлетворения определенных потребностей общества. К ним относятся: добыча полезных ископаемых, строительство гидротехнических сооружений (водохранилищ, оросительных каналов, ГЭС), вырубка лесов для расширения земледельческих площадей и для получения древесины.Непреднамеренное воздействие возникает побочно с первым типом воздействия, в частности, добыча полезных ископаемых открытым способом приводит к понижению уровня грунтовых вод, к загрязнению воздушного бассейна, к образованию техногенных форм рельефа (карьеры, хвостохранилища). Строительство ГЭС сопряжено с образованием искусственных водохранилищ, которые воздействуют на среду: вызывают повышение уровня грунтовых вод, меняют гидрологический режим рек и т.д. При получении энергии из традиционных источников (уголь, нефть, газ) происходит загрязнение атмосферы, поверхностных водотоков, подземных вод и пр.Как преднамеренные, так и непреднамеренные воздействия могут быть прямыми и косвенными.Прямые воздействия имеют место в случае непосредственного влияния хозяйственной деятельности человека на среду, в частности ирригация (орошение) непосредственно воздействует на почву и изменяет все процессы, связанные с ней. Воздействие горного производства на среду – многообразно проявляется в прямом и косвенном воздействии на природные ландшафты. Наибольшие нарушения земной поверхности происходят при открытом способе разработки полезных ископаемых, на долю которого в нашей стране приходится более 75% объема горного производства Воздействие на гидросферу – человек начал оказывать существенное влияние на гидросферу и водный баланс планеты. Антропогенные преобразования вод континентов уже достигли глобальных масштабов, нарушая естественный режим даже крупнейших озер и рек земного шара. Этому способствовали: строительство гидротехнических сооружений (водохранилищ, оросительных каналов и систем переброски вод), увеличение площади орошаемых земель, обводнение засушливых территорий, урбанизация, загрязнение пресных вод промышленными, коммунальными стоками. Воздействие на животный мир – животные вместе с растениями играют исключительную роль в миграции химических элементов, которая лежит в основе существующих в природе взаимосвязей; они также важны для существования человека как источник пищи и различных ресурсов. Однако хозяйственная деятельность человека сильно повлияла на животный мир планеты. По данным Международного союза охраны природы, с 1600 г. на Земле вымерло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. Исчезли такие животные, как тарпан, тур, сумчатый волк. Воздействие на земную кору – человек стал вмешиваться в жизнь земной коры, являясь мощным рельефообразующим фактором. На земной поверхности возникли техногенные формы рельефа: валы, выемки, бугры, карьеры, котлованы, насыпи, терриконы и др. Отмечены случаи прогибания земной коры под крупными городами и водохранилищами, последние в горных районах привели к увеличению естественной сейсмичности. Примеры таких искусственных землетрясений, которые были обусловлены заполнением водой котловин крупных водохранилищ, имеются в Калифорнии, США, на полуострове Индостан. Воздействие на климат – в некоторых регионах земного шара в последние годы эти воздействия стали критическими и опасными для биосферы и для существования самого человека. Ежегодно в результате хозяйственной деятельности человека во всем мире поступление загрязняющих веществ в атмосферу составило: диоксида серы – 190 млн т, оксидов азота – 65 млн т, оксидов углерода – 25,5 млн т и т.д. Ежегодно при сжигании топлива кроме того выбрасывается более 700 млн тонн пылеватых и газообразных соединений. Все это приводит к увеличению концентрации в атмосферном воздухе антропогенных загрязнителей: моноксида и диоксида углерода, метана, оксидов азота, диоксида серы, озона, фреонов и др. Они оказывают существенное воздействие на глобальный климат, вызывая негативные последствия: "парниковый эффект", истощение "озонного слоя", кислотные дожди, фотохимический смог и др.

16. Геоэкологические проблемы урбанизированных территорий.

Урбанизированные территории - это площади городов и поселков городского типа в административных границах, в состав которых могут входить и сельскохозяйственные угодья, и различные леса: гослесфонда, агролеса, муниципальные, а также земли частного сектора с низким уровнем благоустройства - практически деревни в городе. Выделяют урбанизированные территории по степени техногенного преобразования пространства, или в целом антропогенного освоения территории. Подобные подходы создают новые трудности методического и субъективного характера, поэтому для анализа ситуации целесобразнее опираться на официальные документы: Уставы городов и поселков городского типа, статистические данные по всем направлениям функционирования поселений, в том числе поструктуре землепользования. В 1972 году ЮНЕСКО определил, что все города являются экосистемами (совокупность взаимосвязанных природных элементов, включая живые организмы, и предметы, созданные людьми). Этим решением еще раз было подчеркнуто, что, наряду с совершенствованием технологий производств и развитием мониторинга, необходимо создание зон живой природы в городах.Чтобы природные составляющие были менее подвержены деформациям и устойчивы во времени и пространстве, в городах они должны составлять природный комплекс. Идеальными для жизни считаются города - экополисы, которые имеют 50% или больше зеленых насаждений. Организуются систематические наблюдения за атмосферой,гидросферой, почвой,биотой,за населением, за урбанизированной средой- хим.и радиационный фон воздушной среды, хим и радионуклиидный состав продуктов питания, питьевой воды итд.

17. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды.

Экономическая оценка ущерба от загрязнения окружающей природной среды предполагает денежную оценку негативных изменений в широком спектре последствий: ухудшение здоровья человека, вынужденного дышать загрязненным воздухом, пить воду, содержащую вредные примеси и есть загрязненные продукты; изменение возможностей развития и воспитания личности вследствие исчезновения привычного ландшафта и природы, изменение климата, и денежную оценку негативных условий существования человека. экономический ущерб представляет собой стоимостное выражение негативного антропогенного воздействия на окружающею среду. Он равен сумме затрат на предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов и затрат, связанных с воздействием на реципиентов. В состав реципиентов входят: население, объекты жилищно-коммунального хозяйства, сельскохозяйственные угодья, лесные ресурсы, элементы основных фондов промышленности и транспорта, трудовые ресурсы, рекреационные ресурсы.

Под экономическим ущербом отдельного хозяйствующего субъекта (предприятия) понимают те потери (затраты), которые несет предприятие вследствие негативного воздействия вредных веществ, попадающих в окружающую среду с выбросами собственного производства. Исходя из этого экономический ущерб от негативного воздействия вредных веществ представляет собой часть издержек предприятия, связанных с компенсацией этого воздействия на ресурсы предприятия. Это воздействие выражается в повышенном износе основных фондов, потерях продукции и полуфабрикатов с отходящими газами и сточными водами, недополучении готовой продукции вследствие повышенной заболеваемости работников, а также расходов на предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды. В экономическую оценку ущерба входят затраты общества в связи с изменением в окружающей среде, затраты на возвращение в прежнее состояние. Дополнительные затраты в связи с безвозвратностью изъятия части дифицитных ресурсов. При оценке ущерба учитываются затраты наснижение загрязнения,на восстановление окружающей среды,дополнительные затраты из за изменения качеств природной среды,затраты на компенсацию риска для здоровья людей, на дополнительный природный ресурс для обезвреживания потока загрязнения

18.Кадастры природных ресурсов.

Кадастр-это систематизированный свод сведений, составляемый периодически или путем неприрывных наблюдений над соответствующийм объектом. Различают:кадастр земельный,водный,лесной,месторождений полезных ископаемых,животного мира. По Емельянову создание кадастров природных ресурсов- это создание,систематизирование сводов или своеобразных банков данных,включающих качественные и количественные описания ресурсов, а в ряде случаев и их эколого-экономическую оценку. Они необходимы для организации эффективного использования ресурсов, рационального размещения и опредеоения специализации хозяйственных объектов, для проведения природоохранных мероприятий. На базе кадастров определяют экономическую оценку природных ресурсов, их продажную стоимость, стоимость мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды. К составлению кадастров сложились 2 основных подхода-1)отраслевой(по отдельным видам прироодных ресурсов)2)региональный(по респуюликам и областям бывшего ссср и россии). К отраслевым кадастрам можно отнести земельных, полезных ископаемых,водный и лесной.

Наиболее обстоятельно разработан земельный кадастр- он включает сведения о природном, хозяйственном и правовом положении земель,данные по видем землепользования, качественную и количественную характеристику земель по видам угодий, качественную оценку(бонитировку) почв, экономическую оценку земель.Материалы кадастра применяют при планировании использования земель, респределении их по целевому назначению (в случае предоставления или изъятия), при определении платежей за землю и оценке степени рационального использования.Ведение земельного кадастра поручено органам Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству РФ.

Водный кадастр- представляет собой систематизированный постоянно пополняемый и уточняемый свод данных о водных объектах, составляющий единый государственный водный фонд.Он содержит данные о запасах, режиме, качестве и использованию вод.Кадастр состоит из3-х разделов:1)поверхностные воды(реки,каналы,озера и водохранилища, селевые потоки,ледники,моря и морские устья рек)2)подземные воды.3)использование вод.На базе наблюдений создаются банк данных и автоматизированная система. На основе материалов кадастров определяют целевое использование вод, проводят паспортизацию водных объектов,изъятие из хозяйственного оборота наиболее ценных вод, вводят ограничительные меры с целью охраны водоисточников.

Лесной кадастр-составляет МПР России.Он содержит сведения о правовом режиме лесного фонда, о количественной и качественной оценке состояния лесов, о групповом подразделении и категриях лесов по их запущенности, дает экономическую оценку лесных ресурсов. Материалы кадастра используются для определения экономической и экологической значимости лесов, при выборе сырьевых баз для заготовки древесины, для проведения лесовасстановительных работ, замены малопродуктивных лесов высокопродуктивными лесными угодьями.

Функции кадастра выполняют реестры охотничьих животных и рыбных запасов, на основе которых ведутся количественный и качественный учет животных охотничьего фонда и рыбных ресурсов, устанавливают ограничения охоты и вылова на те виды, которые проявляют устойчивые тенденции к сокращению популяции. Поставлен вопрос о создании кадастра ландшафтов, ведутся работы по составлению свода данных об особо охраняемых природных объектах и территории рекреационного назначения.Существует реестр природных территорий и объектов- существует кадастр редких животных и растений-красная книга.Существует реестр загрязнителей.

Природный кадастр- это свод экологических и экономических организационных и технических показателей которые характеризуют качествои количество природных ресурсов и состав и категории природопользователей.Экономическая оценка включает в себя денежную оценку, стоимость и систему мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: