Особенности неурочных форм занятий




Большинство неурочных занятий самодеятельны и проводятся с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или восстановления работоспособности, развития физических способностей, совершенствования в спортивных движениях и др.

Занятия с общеподготовительной направленностью служат решению различных задач и подразделяются на три характерных вида (каждый со своими разновидностями).

1. Занятия общегигиенического характера.

К ним относятся: гигиеническая гимнастика; прогулки; бег трусцой; занятия на «дорожках здоровья»; купание, плавание. Все эти разновидности служат целям активизации, улучшения и поддержания на оптимальном уровне физического состояния.

2. Занятия учебно-вспомогательного характера имеют разновидности:

- самостоятельные занятия, связанные с выполнением заданий педагога по общей физической подготовке, и т.п.;

- репетиции к выступлениям, физкультурным праздникам, парадам. Первые, как правило, носят индивидуальный характер, вторые — чаще являются групповыми, даже массовыми.

3. Занятия смешанного характера, в которых представлены элементы учебно-вспомогательные. К ним относятся:

- туристские прогулки выходного дня;

- туристские походы; подвижные и спортивные игры рекреационного типа;

- спортивные развлечения рекреационного типа.

Гигиеническая гимнастика — наиболее простой и доступный для организации вид индивидуальных занятий. Она обычно состоит из ходьбы, бега и нескольких общеразвивающих гимнастических упражнений, выполняемых в течение 8—10 мин. Гигиенической гимнастикой занимаются для того, чтобы включиться в повседневную деятельность, поддержать работоспособность, для активного отдыха. Упражнения выполняют в помещении или на открытом воздухе, нередко используя отягощения — гантели, гири, эспандеры и т. п. Заканчивают занятие водными процедурами. Подбирать и дозировать упражнения следует так, чтобы организм постепенно втягивался в работу, чтобы ими были охвачены все основные группы мышц.

Более сложна самостоятельная физическая подготовка. Занятия ею отличаются достаточно строгой системой в постановке задач и подборе упражнений, предполагают значительные затраты времени, иногда специализированный режим жизни, что требует определенных знаний теории и методики физического воспитания. В принципе самостоятельная физическая подготовка должна строиться по типу урочных форм занятий.

Самостоятельная физическая подготовка получает все большее распространение. Это один из ярких примеров внедрения физической культуры и спорта в быт народа. Следует учитывать, что практически каждый «организованный» физкультурник и спортсмен в той или иной мере занимается самостоятельно.

Большую роль в формировании знаний, умений и навыков самостоятельного построения занятий играют популярная методическая литература, радио, телевидение, лекции, доклады, а также консультации в научно-исследовательских институтах и учебных заведениях.

Особое значение для успеха индивидуальных занятий имеет самоконтроль. Он основывается на анализе самочувствия и некоторых учитываемых объективных показателей морфологического и функционального состояния организма.

Неурочные формы играют вспомогательную роль в решении задач физического воспитания и дополняют уроки. Однако нередко они приобретают вполне самостоятельное значение, полностью обеспечивая физкультурные потребности определенных контингентов населения.

По форме руководства различают организованные и самодеятельные занятия. Причем одни и те же формы могут носить как организованный, так и самостоятельный характер (например, утренняя гигиеническая гимнастика, проводимая в домашних условиях, в условиях оздоровительного лагеря или дома отдыха).

Некоторые виды и разновидности таких занятий имеют самостоятельное значение, другие сочетаются или же в определенной мере заменяют друг друга. При этом все они подчинены той или иной направленности физического воспитания. Тем самым неурочные формы становятся важными элементами системы физического воспитания.

Несмотря на значительные различия, неурочные формы занятий необходимо организовывать в соответствии с методическими принципами: постепенное врабатывание, реализация основного содержания в режиме требуемых усилий, завершения занятий постепенным снижением нагрузок и в ряде случаев подготовка к последующей деятельности.

В специализированном физическом воспитании получили распространение индивидуализированные занятия специалиста с отдельными лицами (индивидуальные занятия спортсмена высокой квалификации, занятие лечебной гимнастикой и др.). Время и содержание таких занятий изменяются в зависимости от потребности и возможностей индивидуума и по другим причинам.

Положительным в них является то, что обеспечивается более тесный контакт между педагогом и занимающимся. Это дает возможность своевременно выяснять достижения и трудности, оказывать занимающемуся своевременную помощь. Он может продвигаться вперед наиболее подходящим для него путем.

Однако, наряду с достоинствами, индивидуальные занятия имеют и существенные недостатки:

- неэкономичность (время и силы педагога расходуются на работу лишь с одним учеником);

- отсутствие коллектива занимающихся, поддерживающего, поощряющего, дающего каждому ощущение принадлежности к группе, предоставляющего возможность учиться у других.

Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществляются на основе полной добровольности. В организации урочных и неурочных занятий много общего, так как общими являются цель физического воспитания, многие задачи, средства и методы. Поэтому хорошее знание организации уроков позволяет относительно успешно проводить и неурочные занятия.

 

Заключение

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи преподавателя и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.

По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы — урочные и неурочные.

Урочные к ним относятся:

1) уроки физической культуры,2) спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:

1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза).

2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содержанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера;

3) соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность и т.п.

Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. Большинство неурочных занятий самодеятельны и проводятся с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или восстановления работоспособности, развития физических способностей, совершенствования в спортивных движениях и др.

 

Список литературы

1. Анищенко В.С. Физическая культура: Учеб. пособие. - М.: Академия,- 2003.

2. Ашмарин Б.А. - Теория и методика физического воспитания: Учебник. - М.:Академия,2004.

3. Виленский М.Я., Зайцев А.И., Ильинич В.И. Физическая культура для студентов: Учебник для вузов. – М.: Гардарики,2001.

4. Гойхман П.Н. Трофимов О.Н. Физическая культура в вузе.-М.:ФиС, 2004.

5. Гугин А.А. Теория и методика физического воспитания - М.: Академия, 2004.

6. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-н/Д: Феникс, 2003.

7. Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник - М.: Гардарики, 2005.

8. Казначеева В.П. Теория и методы физического воспитания М.: Академия, 2003.

9. Коробейников Н.К., Михеев И.Г., Николенко А.Е. Физическое воспитание: Учебное пособие для учащихся ср. спец. учебных заведений. – М.: Высшая школа,2008.

10. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физ. культ. - М.: Академия, 2005.

11. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс. – М.: Аспект – пресс, 2005.

12. Массовая физическая культура в ВУЗе. Под ред. В.А. Маслякова, В.С. Матяжова. М.: Высшая школа. 2004.

13. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания: Учебник. - М.: Академия, 2005.

14. Мельников В.С. Физическая культура: Учебное пособие. – Оренбург: ОГУ, 2007.

15. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. – Физ. культура и спорт, 2006.

16. Настольная книга учителя физической культуры: Пособие для учителя / Под ред. проф. Л.Б. Кофмана. – М.: Академия, 2006.

17. Наталов Г.Г. Теория физического воспитания, Алма-Ата, 2006.

18. Пеганов Ю.А., Берзина Л.А. Физическое воспитание – М.: ФиС, 2007.

19. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта (7-е изд., стер.) учеб. пособие. - М.: Академия, 2009.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: