Аристотель уделял анализу антитезы особое внимание в своем трактате «Риторика». Он писал: «Противоположительный период – такой, в котором каждом из двух одна противоположность стоит рядом с другой или один и тот же член присоединяется к двум противоположностям. Мнение Квинтилиана таково: «Древние риторы старались украшать речь противоположностями(antithesis), и такими словами, которые числом слогов или окончанием одно на другое похожи. Горгий хранил в этом никакой меры, да и Сократ в молодости своей довольно часто прибегал к сему пособию; сам Цицерон любил играть подобными мелочами; но впрочем, храня меру, умел сии слабые красоты возвышать силою мыслей. Ибо и то, что само по себе ничтожно и натянуто, кажется дельным и непринужденным, когда мысль немаловажна»(Там же) По мнению Н.Ф.Кошанского, «частое употребление антитез и контрастов, действуя на одно только воображение, делает слог сухим и умозрительным(например, слог Сенеки)»(Н.Ф.Кошанский. Общая Риторика).
Говоря о разновидностях антитезы, необходимо особо подчеркнуть, что теория риторики, наряду с контрастом, выделяет и антиметаболу, т.е. фигуру, представляющую собой соединение антитезы и хиазмом (хиазм – перекрестное расположение параллельных частей двух смежных предложений одинаковой формы). «Машина – не роскошь. Машина – средство передвижения».
При описании Ленского и Онегина Пушкин использует антитезу:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой...
(А.С. Пушкин. "Евгений Онегин")
Или у Державина в стихотворении «Бог»: Я - царь, я - раб, я - червь, я - бог!"
Использование антитезы в риторической практике.
|
Самым главным аспектом такого использования, конечно же, следует считать разнообразные примеры антитез, которые те или иные риторы употребляли в своих речах.
Множество (и это не преувеличение!) ярких антитез использовал ритор Гиперид (также включенный в канон десяти аттических ораторов) в знаменитом эпитафии(т.е. надгробной речи) в честь граждан Афин, павших в Ламийской войне.
Следующий уровень практического применения антитез – это ее использование в речах судебных ораторов.
Примеры использования антитезы в художественной литературе.
В романе М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание» можно наблюдать в речи Мармеладова: «Ну-с, я пусть свинья, а она дама! Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, - особа образованная и урождённая штаб-офицерская дочь. Пусть, пусть я подлец, она же и сердца высокого, и чувств, облагороженных воспитанием, исполнена».
Антитеза в неориторике
Хотелось бы отметить то обстоятельство, что разработка различных аспектов теории ораторского искусства, связанных с антитезой, - это не только ушедшая в далекое прошдое история. В рамках исследований в сфере неориторики проблемы антитезы занимают весьма значительное место. Члены группы «мю» из Льежского университета подчеркивают: «Антитеза может рассматриваться как выражение, соответствующее фактам. Эта фигура является повтором в том смысле, что вместо А говорят «А не есть не-А» <…> Необходимым условием такой антитезы является возможность употребления отрицания, выражаемого лексически, поэтому для нее особенно подходят абстрактные термины, которые часто противопоставлены попарно, например любовь/ненависть, красивый/уродливый, в то время как конкретные термины часто находятся вне противопоставлений» (Общая риторика).
|
Члены антитезы отличаются друг от друга не просто наличием или отсутствием того или иного признака(что характерно для обычной парадигматической оппозиции), но тем, что оба они маркированы: их различие отнюдь не вытекает из диалектического процесса взаимодополнения (невесомость против полновесности); напротив, антитеза это противоборство двух полновесных элементов, застывших друг перед другом в ритуальной позе, словно два тяжеловооруженных воина; Антитеза – это фигура, воплощающая некое неизбывное, извечное, от века повторяющееся противостояние; это образ непримиримой вражды. Поэтому любой союз между антитетическими элементами, любое их смешение или примирение, одним словом, любой переход через стену Антитезы оказывается формой трансгрессии; риторика, конечно, вполне может заново придумать какую-нибудь фигуру для обозначении трансгрессии, однако такая фигура уже существует: это парадокс (или соединение несоединимых слов) – фигура редкая и представляющая собой крайнее средство примирить непримиримое, используемое кодом» (Р.Барт.S/Z).
Риторический вопрос
Риторический вопрос, или вопрошание, - фигура мысли, входящая в группу фигур, ориентированных на аргументацию. Риторический вопрос задвется отнюдь не для выяснения чего-то неизвестного, а для более сильного яркого, изображения вещей или событий, безусловно известных, либо для привлечения внимания слушателей. Классические примеры использования этой фигуры дают речи Цицерона против Катилины, его филиппики против Марка Антония. Использование риторического вопроса заставляет задуматься над, казалось бы, очевидными истинами, представить их в новом свете. Неслучайно риторический вопрос оказывает мощное воздействие на тех, к кому он обращен. Риторический вопрос содержит в себе своего рода противоречие: с точки зрения логики обычный вопрос(как и восклицание, и побуждение) не является суждением, ибо в нем ничего не утверждается и не отрицается(т.е. обычный вопрос не является повествовательным предложением. Но риторический вопрос не требует ответа и в логике может рассматриваться в качестве суждения. Пример М.Ю. Лермонтов «Парус»:
|
Что ищет он в краю далеком?
Что кинул он в краю родном?
Олицетворение
Олицетворение, просопопея, или просопопейя (от греч.prosopopoiia, от prosopon – лицо и poieo – делаю) – один из типов аллегории: стилистический прием, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку. Олицетворение – одно из древнейших тропов. Олицетворение было связано в древности с анималистичекскими представлениями и религиозными верованиями.
На олицетворении строится один из самых близких к фольклору жанров – басня, уходящая корнями в глубокую древность. Олицетворение - важнейший структурный элемент античной и средневековой литературы, в частности древнерусской.
В басне Крылова «Лебедь, Рак да Щука»:
Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
«Своей дремоты превозмочь не хочет воздух... Звезды ночи, Как обвинительные очи За ним насмешливо глядят. И тополи, стеснившись в ряд, Качая низко головою, Как судьи шепчут меж собою» (Пушкин);
«Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка, очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна» (Гоголь);
«Вылетит птица — моя тоска, Сядет на ветку и станет петь» (Ахматова).
Особым видом олицетворения является персонификация (от лат. Persona – лицо, facere – делать) – полное уподобление неодушевленного предмета человеку. В этом случае предметы наделяются не частными признаками человека (как при олицетворении), а обретают реальный человеческий облик.
Часть 3: Образ оратора (голос)
Образ оратора
Выражение «образ оратора» впервые встречается в работе В.В. Виноградова «О художественной прозе», опубликованной в 1930 г. Оно так же быстро прижилось в риторической теории, как другое выражение В.В.Виноградова «образ автора» в литературоведении.
Современные риторы, Ю.В. Рождественский, А.А. Волков, В.И. Аннушкин и другие, много пишут об «образе ораторе», «образе говорящего», «образе ритора», или «образе автора», но до сих пор нет единого мнения о том, как следует называть данную риторическую категорию, и о том, что она в себя включает. В категорию образ оратора входят, с одной стороны, интонация, тембр голоса, ритм речи («формы звуковой экспрессии») и мимика, жесты, позы, движения («формы моторной экспрессии»), а с другой стороны – речевая роль оратора, предопределенная «социальным театром». Образ оратора, по В.В.Виноградому, - это и социальная роль говорящего или пишущего, отраженная в речи, и этические требования к оратору/ритору/автору/, и содержание речи, и используемые речевые средства.
А.А. Волков называет образом ритора «личность ритора, эмпирически выраженную в его риторической карьере и оцененную аудиторией исходя из содержания и стиля высказываний ритора и последствий предложенных им решений» (А.А. Волков. Основы русской риторики). По мнению А.А. Волкова, образ ритора складывается постепенно, на протяжении всей жизни человека. Тот автор выделяет три аспекта проявления личности говорящего или пишущего в речи этический интеллектуальный и индивидуально-стилистический». «Этический образ ритора» определяется соответствием «ораторским нравам» или «смысловым позициям», по которым слушатели оценивают ритора: требованиям честности, скромности, доброжелательности и предусмотрительности. «Интеллектуальный аспект» образа ритора выражается в умении правильно выбрать общую идею и привести к ней выдвигаемое положение (в «умении создавать влиятельную повышающую аргументацию»). «Индивидуально-стилистический аспект» образа ритора связан отношениями говорящего или пишущего к предмету речи. Это отношение проявляется в «эмоциональной технике аргументации» (Там же).
Анализ большого количества риторических теорий показал, что требования аудитории к оратору определяются не только формой правления, но и исторической эпохой и культурными особенностями слушателей. Критерии оценки в каждом обществе своеобразны. Они могут включать в себя помимо нравственных качеств, интеллекта и отношения к слушающим также компетентность образованность искренность, эмоциональное состояние, мотивы, убежденность/идеологию и волю.
Речевой этикет
Речевой этикет – правила, регулирующие речевое поведение собеседников. Речевой этикет включает систему национально специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (в избранной тональности). Коммуникативная функция языка реализуется в речевом этикете через ряд специализированных функций.
Контактоустонавливающая (социативная, котактная, фатическая) функция проявляется в таких речевых актах, когда говорящий обращает на себя внимание собеседника, готовит его к сообщению информации. Функция ориентации на адресата (конативная) связана с проявлением принятого в обществе обхождения друг с другом членов коллектива, спецификой общения на «Вы» и на «ты». Регулирующая (регулятивная) функция регулирует характер отношений адресанта и адресата. Формулы речевого этикета, реализуясь в определенной ситуации, типизированно отражают эту ситуацию, ее компоненты, что находит воплощение в семантической и грамматической структуре единиц, а также в стилистических коннотациях. Ситуации речевого этикета не замкнуты, они открыты в более широкую область «стереотипов общения». Каждая ситуация обслуживается в русском языке группой формул и выражений, которые образуют синонимические ряды.
Таким образом речевой этикет позволяет устанавливать нужный контакт с собеседником в определенной тональности, в различной обстановке общения, отражает разный характер взаимоотношений общающихся и т.п.
Стили произношения
Стили произношения (фонетические) – полный и разговорный. Полный стиль – это звуковая форма речи или ее отдельных отрезков (в зависимости от необходимости) в несколько замедленном тщательном произношении, но согласно правилам действующей литературной нормы. Полный стиль может колебаться от посложного произношения до обычного, но четкого, без выпадения безударных гласных, а также некоторых согласных и слияния их.
Неполный (разговорный) стиль – звуковая форма речи, произнесенная в несколько убыстренном темпе при отсутствии ее четкости, что и влечет за собой ряд изменений, но обязательно в пределах действующей литературной нормы. Характерными фонетическими особенностями неполного стиля является большая редукция безударных гласных, доходящая в небрежной скороговорке до их полного выпадения, большая ассимиляция согласных и выпадение некоторых из них.
Голос
1) способность интонировать речь или петь; 2) совокупность звуков, разнообразных по высоте, громкости, тембру и длительности, производимых путем модуляции выдыхаемого (или выдыхаемого) воздуха вибрирующими голосовыми складками; 3) биоакустический феномен, состоящий в том, что звуки, образованные активностью голосовых складок, несут информацию об индивидуальных особенностях говорящего: его физическом и эмоционально-психологическом состоянии, интеллектуальном и социокультурном уровне, профессиональной и национальной принадлежности. Голос является важным средством звуковой (аудио-) коммуникации, позволяющим устанавливать и поддерживать контакт с адресатом речи. Позволяет расположить к себе собеседника (что особенно важно на начальном этапе речевого общения) и тем самым облегчить взаимопонимание. Голос, используемый в профессиональных целях, отличается большей устойчивостью выдерживать длительную голосовую нагрузку, более широким диапазоном (как высотным, так и динамическим), большей гибкостью и разнообразием тембра.
Гигиена голоса
Гигиена голоса (от греч. higieinos – целебный, приносящий здоровье) – совокупность мер по сохранению высокой работоспособности голосового аппарата. В гигиене голоса выделяют три основные компонента: гигиена дыхания (Вдох через нос), гигиена питания (пища и напитки не должны травмировать слизистую оболочку глотки и гортани), психогигиена (предписывается избегать переутомления и чрезмерных эмоций). Доказано, что курение и неумеренное потребление алкоголя отрицательно сказывается на звучание голоса. Эффективное функционирование голосового аппарата невозможно без общего укрепления организма.
Акустика голоса
Акустика голоса – совокупность акустических и психоакустических характеристик звучания голоса.
Атака (от греч. attaque – нападение) – начало звука, переход голосового аппарата человека от дыхательного состояния к речевому или певческому. Различают три вида атаки: твердую (или жесткую), мягкую и придыхательную. Твердую атаку в голосе – взрывное начало звука – можно для наглядности соотнести с произнесением согласных б, п, г, к, д. т.
Мягкая атака в какой-то степени аналогична произнесению согласных м, в, н. Придыхательная атака является антиподом твердой атаки. Гласные, произносимые с придыхательной атакой, предваряются более или менее слышимыми призвуками, похожими на [x] или [x]. Придыхательную атаку уместно применять, когда необходимо что-то сказать тоном мягким, задушевным, таинственным. Твердую атаку используют для подчеркивания, выделения важных по смыслу слов или эмоциональных акцентов. Что касается мягкой атаки, то она занимает промежуточное положение и применяется чаще других.
Высота голоса – слуховое ощущение частоты звука, образующегося в результате прохождения воздуха между периодически смыкающимися и размыкающимися голосовыми складками. Умение точно воспринять мелодику речи, то есть уловить на слух все высотные изменения голоса, - одно из необходимых условий эффективного общения. Важно отметить, что все характеристики голоса: и высота, и громкость, и тембр – тесно взаимодействуют.
Громкость голоса – Субъективное слуховое ощущение интенсивности (силы) звука, образующегося в результате работы голосового аппарата. Громкость голоса зависит от многих факторов. Прежде всего от давления воздуха в легких и трахее (в подскладочном пространстве). Кроме того, голос обретает определенную окраску – тембр – в зависимости от режима смыкания голосовых складок и кофигурации(формы и размеров) ротоглоточных и носовых полостей. Громкость возрастает по мере увеличения частоты колебаний голосовых складок, то есть высоты голоса. Громкость голоса во многих случаях обусловлена особенностями слухового самоконтроля говорящего.
Диапозон (от греч.dia pason(chordon) – через все(струны)) – совокупность звуков (тонов), которые могут быть воспроизведены данным голосом.Чаще всего говорят о высотном (мелодическом) или тоновом диапазоне, который определяется как интервал между самым самым низким и самым высоким звуком (тоном) в пределах возможностей данного голоса. Высотный диапазон зависит от многих факторов: возраста, анатомо-физиологических особенностей голосового аппарата, эмоционального и физиологического состояния человека, его облученности – в процессе целенаправленной работы на голосом диапазон его расширяется. Большой высотный диапазон необходим для расширения выразительных и изобразительных возможностей голоса, мелодичности речи. Различают также диапазон динамический и диапазон тембральный. Что касается динамического диапазона, то он представляет собой ряд градаций силы или громкости голоса. Динамический диапазон прямо не связан с абсолютной силой или громкостью. Тембральный диапазон – это разнообразие тембров, звуковая «палитра» голоса, определенный набор специфических звучащих вариантов.
Интенсивность голоса (от лат. intensio – напряжение) – энергетическая характеристика голоса, которая может быть измерена специальными приборами и определяется звуковой энергией, проходящей за единицу времени через единицу площади. Интенсивность голоса зависит от режима работы голосовых складок и величины воздушного давления под ними.
Регистр (от лат. registrum – список, перечень) – участок диапозона голоса, внутри которого звуки сходны по тембру вследствие единого физиологического механизма их образования. В мужских голосах выделяют два природных, натуральных регистра – грудной и головной (фальцет); в женских – три: грудной, средний (медиум) и головной. Средний регистр называют еще смешанным, или микстом.
Тембр (от фр.timbre – колокольчик) – психоакустическая характеристика голоса, обусловленная совокупностью факторов: формантной структурой спектра, степенью выраженности шумовых компонентов, негармонических обертонов, модуляционными процессами, атакой и затуханием голосового сигнала. Тембр голоса воспринимается синтетически как специфическая окраска голоса, позволяющая различать людей (не видя их по голосам, даже если высота. Громкость и длительность звучания этих голосов одинаковы.
Тембр голоса может быть спонтанным (непроизвольным) и креативным (специально сформированным). Спонтанный тембр характерен для непоставленных голосов. На основании спонтанного тембра можно довольно точно определить физическое и эмоционально-психологическое состояние говорящего. Креативный тембр свойствен голосам поставленным, профессиональным. Он вырабатывается с целью выразить в голосе только те эмоции и краски, которые имеют прямое отношение к данной речевой задаче. Тембр голоса зависит в основном от характера смыкания голосовых складок и настройки резонаторов – полостей глотки, рта и носа. Тембр голоса трудно поддаётся описанию. Обычно для обозначения тембров используют слова, значение которых связано с представлением о разных свойствах предметов, почти не имеющих отношения к звуку: бархатный, богатый, горячий, раскалённый, жёсткий, задавленный, мягкий, острый, полный, пустой и т.д. Работа над тембром является центральной задачей при постановке голоса. Умение сформировать адекватный речевой задаче тембр голоса – одно из важнейших профессиональных умений.
Тесситура (ит. tessitura- ряд тонов в диапазоне голоса) - высотное положение голоса в данный момент по отношению ко всему диапазону этого голоса.
Тип голоса - разновидность человеческого голоса (певческого или речевого), выделяемая на основе высотно-тембральных признаков. С точки зрения относительной высоты звучания типологическая классификация голосов имеет следующий вид:
ГОЛОС | МУЖСКОЙ | ЖЕНСКИЙ | ДЕТСКИЙ |
Высокий | ТЕНОР | СОПРАНО | СОПРАНО или ДИСКАНТ |
Средний | БАРИТОН | МЕЦЦО-СОПРАНО | АЛЬТ |
Низкий | БАС | КОНТР-АЛЬТО |
Просодия
ПРОСОДИЯ (от греч. prosodia- ударение, припев) (просодика):
I. система фонетических средств (высотных, силовых, временных), реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст) и играющих смыслоразличительную роль. Выделяются следующие элементы просодии: речевая мелодия, ударение, временные и тембральные характеристики, ритм, для тональных языков - словесные тоны. В этом значении термин «просодия» часто синонимичен понятию «интонация». Оба термина употребляются для обозначения функциональной системы супрасегментных средств языка (комплекса фонетических средств, реализующихся в слоге, слове и т.д., то есть в единицах больших, чем в сегментные звуки).
II. Общее название для фонетических супрасегментных характеристик речи как на уровне восприятия (высота тона, громкость, длительность), так и на физическом уровне (частота основного тона, интенсивность, время). И в этом значении просодия часто противопоставлена интонации, которая употребляется для обозначения функциональных категорий.
III. Супрасегментные средства организации речи: расчленения, и объединения речевых сегментов (понижение и повышение тона, распределение ударения, темпоральные изменения, паузация).
Интонация
ИНТОНАЦИЯ (от лат. intonare - громко произносить) - звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, а также длительности звуковых элементов речи, организованная при помощи темпа, ритма и пауз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится. В высказывании интонация выполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания - побуждение, вопрос, восклицание, повествование, подразумевание (импликацию); различает часть высказывания соответственно их важности, выделенности; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров; является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя; выполняет изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности: скорость движения (быстро - медленно, ускорение- замедление), температурные ощущения (холодно - жарко), рост и сложение людей, размеры предметов (большой- маленький, толстый- тонкий, высокий- низкий и т.п.). В системе интонации вычленяют также интонационные конструкции и фигуры: повышения и понижения мелодического движения на различных участках фразы (восходящая интонация, нисходящая интонация), мелодические пики, которые могут изменять коммуникативные и темарематические характеристики высказывания. Чрезвычайно выжными компонентами интонации являются темп, ритм, и пауза.
Темп речи
ТЕМП РЕЧИ (от лат. tempo – время)- степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока. Целесообразно различать темп речи (развёрнутого высказывания), темп фразы, темп синтагмы (речевого сегмента) и темп фонетического слова. Измерение темпа речи основана на подсчёте числа звуковых единиц (звуков, слогов, слов), произносимых в единицу времени. Иногда темп определяют по средней длительности, звуковой единицы. Средний темп речи русских составляет 120 слов в минуту. Скорость речи зависит от индивидуальных качеств говорящего, его темперамента, подготовленности к развёрнутому высказыванию, от содержания речи и ситуации общения. Высокий темп речи создаёт трудности для достижения хорошей дикции при произнесении как согласных, так и гласных и может привести к нарушениям орфоэпического характера, к снижению информативной ценности высказывания. Чтобы этого не произошло, требуются хорошая натренированность артикуляции и умение следить за своей речью с точки зрения оптимального (наиболее подходящего) темпа.
РИТМ (греч. rhythmos- соразмерность, стройность) -1) чередование каких-либо элементов (звуков, изображений или предметов), происходящее с определенной последовательностью; 2) упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная его смысловым заданием.
ПАУЗА (греч. pauses- прекращение) - временный перерыв в звучании, разрывающий поток речи, вызванный разными причинами и выполняющий различные функции.
Пауза во взаимодействии с мелодикой членит речь на фразы, а фразу (во взаимодействии с мелодикой и ударениями) - на речевые звенья (синтагмы). Различают паузы синтаксические и несинтаксические (перерывы в звучании речи, вызываемые физиологическими и психологическими причинами). Среди психологических пауз обычно отмечают паузы припоминания. Паузы умолчания, паузы напряжения. В устной речи паузы, так же как и слова, являясь отражением мыслительных процессов, могут свидетельствовать о затруднениях говорящего в подборе слов, выстраивании фразы и более крупных конструкций, но могут быть сделаны и специально, осознанно, расчленяя высказывание в самых, на первый взгляд, неподходящих местах (например, в середине слова). Пауза нужна говорящему не только для того, чтобы набрать воздуха, собраться с мыслями, но и для того, чтобы успеть заметить реакцию на то, что произнесено и как произнесено. Пауза- это не просто разрыв в потоке речи, не просто молчание. Это- продолжение разговора другими (невербальными) средствами.
Артикуляция
АРТИКУЛЯЦИЯ (лат. articulatio от articulare- расчленять; членораздельно, ясно произносить)-
1) работа произносительных органов при образовании звуков речи; 2) положение этих органов, необходимое для образования данного звука. Под артикуляцией в узком смысле понимают работу таких органов, как язык, губы, небная занавеска, нижняя челюсть. Артикуляция в широком смысле включает также двигательную активность мышц глотки, гортани, дыхательной системы.
ОРГАНЫРЕЧИ связаны с речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга двумя путями: 1) центробежными нервными волокнами, несущими импульсы головного мозга к дыхательным мышцам, мышцам гортани, языка, губ, нижней челюсти и других органов; 2) центростремительными нервными волокнами, берущими начало в рецепторах всех мышц речевого аппарата и сигнализирующими в головной мозг о состоянии периферических органов. Благодаря этой системе прямых и обратных связей обеспечивается формирование звуков речи и голоса. Часто используют термин «речевой аппарат» -система дыхательных и жевательных органов, приспособившихся в процессе эволюции человека для речепроизводства.Термин «речевой аппарат», в отличие от термина «органы речи», обозначает функциональное единство отдельных органов подсистем (дыхательной, голосообразующей, резонаторной). Термином же «органы речи» пользуются в тех случаях, когда необходимо обозначить участие какого-либо органа или совокупности органов в речеобразовании.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ БАЗА - система привычных движений и положений произносительных (речевых) органов, обусловленных языковой традицией и связанным с ними развитием соответствующих мышц. Важно осознавать, что без трансформации артикуляционной базы невозможно сформировать полноценно звучащий голос, а также добиться правильного (без акцента) произношения на чужом языке. Взаимное влияние характеристик звуков в потоке речи обозначается термином «коартикуляция» (лат. со(n)- с, вместе + articulation- членораздельно, ясно произношу). Характер артикуляции обусловливает и манеру произношения, и степень отчетливости произнесения звуков, слогов и слов; другими словами, артикуляция обнаруживает себя в дикции.
ДИКЦИЯ (лат. diktio- произнесение речи)- 1) произношение, манера выговаривать слова; 2) разборчивость речи, отчетливость произнесения звуков, слогов и слов. Хорошая дикция обусловлена активной и точной артикуляцией звуков речи, слогов и слов. Для выработки безупречной дикции нужна целенаправленная тренировка речевого аппарата. Работа над дикцией, кроме выполнения артикуляционных упражнений, предполагает развитие слуховой наблюдательности
ДЫХАНИЕ - совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в организм кислорода (на вдохе) и выведение из него углекислого газа (на выдохе). Система дыхания имеет двойное управление со стороны нервной системы: произвольное и непроизвольное. При жизненном дыхании дыхательная система обеспечивает лишь функцию газообмена крови. При речевом дыхании (когда мы произносим звуки речи) работа дыхания необычайно усложняется. Дыхание, в зависимости от того какой звук формируется, и с какой силой он должен прозвучать, должно быть подано в нужном количестве и под необходимым давлением.