Соучастие в преступлении. Виды соучастников




Задание студентам группы П-263

По дисциплине ОДБ.11. Право

На время дистанционного обучения

Ноября 2021 г.

Преподаватель: Яковлев В.А.

Задания отправить (фото работы или печатный документ): на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя, дисциплину, дату выполненной работы)

Срок выполнения: задание выполнить к следующему уроку по расписанию занятий (или подмене)

Литература: Кашанина Т.В., Кашанин А.В. «Право» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: «ВИТА», 2009; Никитин А.Ф. Право. 10-11кл. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. / А.Ф. Никитин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017.

 

Тема: Основы уголовного права

 

План

 

4. Добровольный отказ от доведения преступления до конца.

5. Состав преступления.

6. Соучастие в преступлении. Виды соучастников.

 

Цель занятия:

Методическая:

• совершенствовать методику проведения лекции с элементами эвристической беседы и использованием компьютерных технологий в сочетании с самостоятельной работой обучающихся

 

Дидактическая:

• дать понятие о добровольный отказ от доведения преступления до конца; разъяснить сущность состава преступления; уяснить сущность соучастия в преступлении и виды соучастников.

 

Развивающая:

• сопоставлять различные источники; обобщать полученную информацию и делать выводы; находить альтернативные варианты решения поставленных задач; правильно распределить время работы над заданием; способствовать развитию творческой самостоятельности студентов.

 

Воспитательная:

• формировать самостоятельную мировоззренческую позицию и умение грамотно ее отстаивать; воспитывать интерес к изучению истории своего народа, приобщать студентов к общечеловеческим и демократическим ценностям; воспитывать такие качества гражданина: серьезное отношение к экономическим преобразованиям в стране; ответственность за экономическое положение на своем предприятии; подготавливать студентов к активной, сознательной участия в дальнейшей жизнедеятельности; воспитывать толерантное отношение к противоположным мнениям, критическое отношение к тенденциозной информации; воспитывать сознательного гражданина, любовь к родной стране, чувства патриотизма, национального сознания и достоинства; воспитывать у студентов общечеловеческие

 

 

 

Добровольный отказ от доведения преступления до конца

 

Уголовный кодекс поощряет добровольное прекраще­ние приготовления к преступлению или покушения на преступление, гарантируя полное освобождение от уголов­ной ответственности либо, по крайней мере, уменьшение ее объема.

Добровольный отказ от доведения преступления до конца – это добровольное и окончательное прекращение лицом предварительной преступной деятельности при осознании им возможности ее завершения. Таким обра­зом, добровольный отказ возможен только на стадиях приготовления и покушения.

Например, лицо приискало инструменты, необходимые для взлома дверных запоров, автомобиль для вывоза по­хищенных вещей, но затем добровольно отказалось от совершения кражи. В этом случае имеет место доброволь­ный отказ от совершения преступления, и, соответственно, лицо освобождается от уголовной ответственности.

Однако возможна иная ситуация – совершенные ли­цом приготовительные действия или покушение на пре­ступление содержат признаки иного оконченного преступ­ления. Например, лицо приобрело пистолет для убийства, а затем отказалось от совершения этого преступления. В данном случае действия лица по приобретению огнестрель­ного оружия являются оконченным составом преступле­ния.

 

Состав преступления

 

Понятие преступления конкретизируется в форме от­дельных составов преступления.

Состав преступления — это совокупность установлен­ных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как конкретное преступление. Значение состава преступ­ления состоит в том, что он является необходимым осно­ванием уголовной ответственности.

Состав преступления образуют четыре группы призна­ков:

1) объект преступления;

2) объективная сторона преступления;

3) субъект преступления;

4) субъективная сторона преступления.

Отсутствие хотя бы одного из этих элементов свиде­тельствует об отсутствии состава преступления в целом и исключает уголовную ответственность.

Составы конкретных преступлений описаны в статьях Особенной части Уголовного кодекса Украины.

По степени общественной опасности различают следу­ющие виды составов преступления:

1) основной состав преступления (без отягчающих и смягчающих обстоятельств). Например, умышлен­ное убийство без отягчающих и смягчающих обстоя­тельств. Это основной состав данного вида преступлений;

2) привилегированный состав преступления (со смяг­чающими обстоятельствами).

3) квалифицированный состав преступления (с отяг­чающими обстоятельствами).

 

Соучастие в преступлении. Виды соучастников

 

Нередки случаи, когда умышленное преступление со­вершается двумя и более лицами, иначе говоря — имеет место соучастие в преступлении. Совершение преступле­ния в соучастии повышает его общественную опасность и потому признается уголовным законом обстоятельством, отягчающим ответственность.

Соучастие имеет ряд признаков:

1) участниками преступления являются не менее двух деликтоспособных лиц. Не является соучастием совер­шение преступления одним деликтоспособным лицом при помощи невменяемого лица, или лица, не достигшего воз­раста, с которого наступает уголовная ответственность;

2) преступление совершается общими усилиями всех соучастников;

3) все соучастники действуют умышленно.

По роли, которую исполняют соучастники преступле­ния, различают простое соучастие (совиновничество), ког­да действия всех соучастников однотипны, и сложное со­участие, когда все соучастники исполняют разные роли.

Виды соучастников

Сложное соучастие предполагает наличие разных ви­дов соучастников преступления.

Виды соучастников:

1) исполнитель – лицо, непосредственно совершив­шее преступление, либо совершившее его путем использо­вания лиц, не подлежащих уголовной ответственности (не­вменяемых, не достигших возраста уголовной ответствен­ности);

2) организатор – лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его совершением, либо создавшее организованную группу или преступную орга­низацию или руководившее ею, либо обеспечивавшее фи­нансирование или организованное укрывательство преступ­ной деятельности организованной группы либо преступ­ной организации;

3) подстрекатель – лицо, которое уговорами, подку­пом, угрозой, принуждением или иными способами скло­нило другого соучастника к совершению преступления;

4) пособник – лицо, которое советами, указаниями, предоставлением средств или орудий либо устранением препятствий содействовало совершению преступления дру­гими соучастниками, а также лицо, которое заранее обе­щало скрыть преступника, орудия или средства соверше­ния преступления, следы преступления или предметы, до­бытые преступным путем, приобрести или сбыть такие предметы.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под добровольным отказом от доведения преступления до конца?

2. Что такое состав преступления?

3. Какие четыре группы призна­ков образуют состав преступления?

4. Что означает объект и субъект преступления?

5. Что означает объективная и субъективная сторона преступления?

6. Какие виды составов преступления различают по степени общественной опасности?

7. Назовите виды соучастников.

8. Кто такой исполнитель?

9. Кто такой организатор?

10. Кто такие подстрекатель и пособник?

 

Самостоятельная работа

Ответить письменно на вопросы самопроверки и выслать работу на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя и студента, дисциплину, дату выполненной работы)

 

Критерии оценивания ответов на контрольные вопросы

 

Оценка «5» ставится, если обучающийся: умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала на все вопросы.

Оценка «4» ставится, если обучающийся: дает полный и правильный ответ на 6-7 вопросов, или допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при ответах.

Оценка «3» ставится, если обучающийся: дает полный и правильный ответ на 5 вопросов; излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно, допускает ошибки при их формулировке.

Оценка «2» ставится, если обучающийся: не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: