Задание студентам группы П-263
По дисциплине ОДБ.11. Право
На время дистанционного обучения
Ноября 2021 г.
Преподаватель: Яковлев В.А.
Задания отправить (фото работы или печатный документ): на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя, дисциплину, дату выполненной работы)
Срок выполнения: задание выполнить к следующему уроку по расписанию занятий (или подмене)
Литература: Кашанина Т.В., Кашанин А.В. «Право» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: «ВИТА», 2009; Никитин А.Ф. Право. 10-11кл. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. / А.Ф. Никитин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017.
Тема: Основы уголовного права
План
4. Добровольный отказ от доведения преступления до конца.
5. Состав преступления.
6. Соучастие в преступлении. Виды соучастников.
Цель занятия:
Методическая:
• совершенствовать методику проведения лекции с элементами эвристической беседы и использованием компьютерных технологий в сочетании с самостоятельной работой обучающихся
Дидактическая:
• дать понятие о добровольный отказ от доведения преступления до конца; разъяснить сущность состава преступления; уяснить сущность соучастия в преступлении и виды соучастников.
Развивающая:
• сопоставлять различные источники; обобщать полученную информацию и делать выводы; находить альтернативные варианты решения поставленных задач; правильно распределить время работы над заданием; способствовать развитию творческой самостоятельности студентов.
Воспитательная:
• формировать самостоятельную мировоззренческую позицию и умение грамотно ее отстаивать; воспитывать интерес к изучению истории своего народа, приобщать студентов к общечеловеческим и демократическим ценностям; воспитывать такие качества гражданина: серьезное отношение к экономическим преобразованиям в стране; ответственность за экономическое положение на своем предприятии; подготавливать студентов к активной, сознательной участия в дальнейшей жизнедеятельности; воспитывать толерантное отношение к противоположным мнениям, критическое отношение к тенденциозной информации; воспитывать сознательного гражданина, любовь к родной стране, чувства патриотизма, национального сознания и достоинства; воспитывать у студентов общечеловеческие
Добровольный отказ от доведения преступления до конца
Уголовный кодекс поощряет добровольное прекращение приготовления к преступлению или покушения на преступление, гарантируя полное освобождение от уголовной ответственности либо, по крайней мере, уменьшение ее объема.
Добровольный отказ от доведения преступления до конца – это добровольное и окончательное прекращение лицом предварительной преступной деятельности при осознании им возможности ее завершения. Таким образом, добровольный отказ возможен только на стадиях приготовления и покушения.
Например, лицо приискало инструменты, необходимые для взлома дверных запоров, автомобиль для вывоза похищенных вещей, но затем добровольно отказалось от совершения кражи. В этом случае имеет место добровольный отказ от совершения преступления, и, соответственно, лицо освобождается от уголовной ответственности.
Однако возможна иная ситуация – совершенные лицом приготовительные действия или покушение на преступление содержат признаки иного оконченного преступления. Например, лицо приобрело пистолет для убийства, а затем отказалось от совершения этого преступления. В данном случае действия лица по приобретению огнестрельного оружия являются оконченным составом преступления.
Состав преступления
Понятие преступления конкретизируется в форме отдельных составов преступления.
Состав преступления — это совокупность установленных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как конкретное преступление. Значение состава преступления состоит в том, что он является необходимым основанием уголовной ответственности.
Состав преступления образуют четыре группы признаков:
1) объект преступления;
2) объективная сторона преступления;
3) субъект преступления;
4) субъективная сторона преступления.
Отсутствие хотя бы одного из этих элементов свидетельствует об отсутствии состава преступления в целом и исключает уголовную ответственность.
Составы конкретных преступлений описаны в статьях Особенной части Уголовного кодекса Украины.
По степени общественной опасности различают следующие виды составов преступления:
1) основной состав преступления (без отягчающих и смягчающих обстоятельств). Например, умышленное убийство без отягчающих и смягчающих обстоятельств. Это основной состав данного вида преступлений;
2) привилегированный состав преступления (со смягчающими обстоятельствами).
3) квалифицированный состав преступления (с отягчающими обстоятельствами).
Соучастие в преступлении. Виды соучастников
Нередки случаи, когда умышленное преступление совершается двумя и более лицами, иначе говоря — имеет место соучастие в преступлении. Совершение преступления в соучастии повышает его общественную опасность и потому признается уголовным законом обстоятельством, отягчающим ответственность.
Соучастие имеет ряд признаков:
1) участниками преступления являются не менее двух деликтоспособных лиц. Не является соучастием совершение преступления одним деликтоспособным лицом при помощи невменяемого лица, или лица, не достигшего возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
2) преступление совершается общими усилиями всех соучастников;
3) все соучастники действуют умышленно.
По роли, которую исполняют соучастники преступления, различают простое соучастие (совиновничество), когда действия всех соучастников однотипны, и сложное соучастие, когда все соучастники исполняют разные роли.
Виды соучастников
Сложное соучастие предполагает наличие разных видов соучастников преступления.
Виды соучастников:
1) исполнитель – лицо, непосредственно совершившее преступление, либо совершившее его путем использования лиц, не подлежащих уголовной ответственности (невменяемых, не достигших возраста уголовной ответственности);
2) организатор – лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его совершением, либо создавшее организованную группу или преступную организацию или руководившее ею, либо обеспечивавшее финансирование или организованное укрывательство преступной деятельности организованной группы либо преступной организации;
3) подстрекатель – лицо, которое уговорами, подкупом, угрозой, принуждением или иными способами склонило другого соучастника к совершению преступления;
4) пособник – лицо, которое советами, указаниями, предоставлением средств или орудий либо устранением препятствий содействовало совершению преступления другими соучастниками, а также лицо, которое заранее обещало скрыть преступника, орудия или средства совершения преступления, следы преступления или предметы, добытые преступным путем, приобрести или сбыть такие предметы.
Вопросы для самопроверки:
1. Что понимается под добровольным отказом от доведения преступления до конца?
2. Что такое состав преступления?
3. Какие четыре группы признаков образуют состав преступления?
4. Что означает объект и субъект преступления?
5. Что означает объективная и субъективная сторона преступления?
6. Какие виды составов преступления различают по степени общественной опасности?
7. Назовите виды соучастников.
8. Кто такой исполнитель?
9. Кто такой организатор?
10. Кто такие подстрекатель и пособник?
Самостоятельная работа
Ответить письменно на вопросы самопроверки и выслать работу на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя и студента, дисциплину, дату выполненной работы)
Критерии оценивания ответов на контрольные вопросы
Оценка «5» ставится, если обучающийся: умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала на все вопросы.
Оценка «4» ставится, если обучающийся: дает полный и правильный ответ на 6-7 вопросов, или допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при ответах.
Оценка «3» ставится, если обучающийся: дает полный и правильный ответ на 5 вопросов; излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно, допускает ошибки при их формулировке.
Оценка «2» ставится, если обучающийся: не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.