Интерфейсные дуги изображаются в виде стрелок, ориентация которых отображает направление потоков объектов. Объекты могут быть различной природы: материальные, финансовые, информационные.
Стрелка формируется из одного или более отрезков прямых (сегментов) и наконечника на одном конце. Если стрелки формируются из нескольких отрезков, то эти отрезки должны быть либо горизонтальными, либо вертикальными. Горизонтальные и вертикальные сегменты стрелок сопрягаются друг с другом закругленными линиями.
Синтаксические правила для интерфейсных дуг:
1. Стрелки могут состоять только из вертикальных или горизонтальных отрезков.
2. Вертикальные и горизонтальные участки ломаных стрелок соединяются при помощи закруглений.
3. Концы стрелок должны присоединяться к внешним границам функционального блока и на его сторонах; присоединение в углах блока не допускается.
4. Стрелки должны быть нарисованы сплошными линиями.
5. Цвет и толщина линий для различных стрелок (или их фрагментов) могут быть различными.
Стрелки не представляют последовательность событий, как в традиционных блок-схемах. Они лишь показывают потоки объектов. Потоки объектов однонаправленны, т.е. на интерфейсной дуге может быть только одна стрелка. Графические правила изображения стрелок представлены на рис. 14.
Дуги помечаются текстовыми метками. Так как метки изображают объекты, то
метки должны быть именами существительными или существительными с определениями.
Рис.14. Интерфейсные дуги в стандарте IDEF0
Метки размещаются либо непосредственно на дугах, либо на свободных местах диаграммы и связываются с дугами при помощи выносных зигзагообразных линий рис. 15.
Рис.15. Метки интерфейсных дуг в стандарте IDEF0
Подписи после разветвления или слияния уточняют объекты на соответствующих дугах. Особенности обозначения дуг после слияния или разветвления показаны в таблице (таблица 4).
Варианты правильного и ошибочного обозначения дуг после разветвления или слияния показаны в таблице (таблица 5).
По характеру использования в функциональных блоках объекты могут быть:
- входными;
- выходными;
- управляющими;
- механизмами (исполнителями).
Входные объекты преобразуются в функциональных блоках в выходные. При этом выходной объект — это вновь созданный объект или преобразованный старый объект. В последнем случае новое качество объекта, как правило, обозначается прилагательным, например «принятый заказ», «отложенный заказ», «удаленный заказ», «выполненный заказ» и т.д.
Таблица 5
Варианты представления на диаграммы IDEF0 разветвлений и слияний дуг
Управляющие объекты соответствуют нормативным актам (законодательным актам, инструкциям, планам, приказам), на основе которых выполняются процессы. Кроме того, управляющие объекты рассматриваются как ограничения, обстоятельства, условия выполнения процесса, например, «номенклатура — ценники», «списки клиентов и поставщиков», «состояние запасов», «состояние расчетного счета», «загруженность производственных мощностей» и пр.
Управляющие объекты должны обязательно отражаться в функциональной модели, а входные объекты — не обязательно.
В случае отсутствия входного объекта какой-либо управляющий объект одновременно является и входным, например, заказ, на основе которого выполняется работа, преобразуется внутри функционального блока в готовый продукт.
Механизмы — это объекты, которые исполняют процессы (исполнители). К механизмам относят структурные подразделения предприятия, персонал, автоматизированные рабочие места, оборудование.
Интерфейсные дуги в соответствии со своим типом должны соединяться с соответствующими сторонами функциональных блоков (см. рис. 13, стр. 63):
· входные дуги — с левой стороной блока;
· выходные дуги — с правой стороной блока;
· управляющие дуги — с верхней стороной блока;
· дуги механизмов (исполнителей) — с нижней стороной блока.
Объекты могут выступать в различных блоках в разных ролях, например, выходной объект одного блока является входным объектом, или управляющим объектом, или механизмом для другого функционального блока. Правила графического изображения взаимосвязей между блоками представлены в таблице (таблица 6).
Объекты, связанные с границами диаграммы, выступают только в одной роли. Дуги этих объектов являются интерфейсами между диаграммой и остальной частью модели.
Граничные дуги диаграммы должны быть согласованы с дугами родительского блока. Это означает, что интерфейсные дуги диаграммы должны иметь тот же тип и наименование, что и соответствующие им дуги у декомпозируемого блока. В SADT принята кодировка IСОМ, позволяющая точно идентифицировать и проверить связи по дугам между диаграммами. ICOM — это аббревиатура слов Input (вход), Control (управление), Output (выход), Mechanism (механизм).
Принцип кодировки IСОМ иллюстрирует рис. 16.
Таблица 6
Варианты графического изображения прямых и обратных взаимосвязей в стандарте IDEF0
Использование IСОМ-меток позволяет быстро проверять согласованность внешних дуг диаграммы с граничными дугами соответствующего родительского блока. IСОМ-метки формируются в соответствии с типом дуги (стороной функционального блока) по следующему правилу:
- I1,I2, I3,... — последовательно обозначаются входные объекты;
- О1,О2, ОЗ,... — последовательно обозначаются выходные объекты;
- С1,С2, СЗ,... — последовательно обозначаются управляющие объекты;
- М1, М2, МЗ,... — последовательно обозначаются механизмы.
В ряде случаев нецелесообразно передавать объекты с одного уровня декомпозиции на другой. Например:
- важные объекты системы, не показанные ранее на более высоких уровнях описания модели, могут появляться при описании новых деталей. В то же время эти новые объекты не всегда являются столь значимыми, чтобы их показывать на более высоких уровнях модели;
- некоторые объекты могут быть необходимы лишь для описания верхних уровней модели. Их передача на более детальные уровни загромоздит диаграмму.
Если дугу нецелесообразно передавать на другой уровень детализации, то ее помещают в «туннель».
Помещение дуги в «туннель» является способом скрыть ее источник (приемник).
Существуют два вида помещаемых в туннель дуг:
1. Со скрытым источником — дуга как бы появляется «из туннеля».
2. Со скрытым приемником — дуга как бы уходит «в туннель».
Дуга со скрытым источником помечается круглыми скобками у своего начала. Дуга со скрытым приемником помечается круглыми скобками у своего конца (у стрелки).
Результат «скрытия источника» представлен на рис. 17, а «скрытия приемника» — на рис. 18.
Можно туннелирование трактовать и по-другому. Так, если круглые скобки стоят у «внешнего» края блока, то дуга не передается на следующий уровень детализации; а если у «внутреннего», то не появляется на предыдущем уровне детализации.
Результаты такого туннелирования представлены на рис. 19 и рис. 20 соответственно.
Таким образом, туннельные изображения используют в двух случаях:
1. Для предотвращения заполнения нежелательными подробностями диаграмм высших уровней.
2. Для запрета передачи обобщенных описаний объектов в диаграммы нижних уровней.
Помещение дуг в туннели — это важный инструмент регулирования сложности модели. Но пользоваться этим инструментом необходимо аккуратно.
Важным инструментом регулирования сложности диаграммы являются сами названия дуг. Здесь необходимо активно использовать правило агрегирования, когда одно дуга может обозначать некоторую совокупность объектов, которые могут сходиться / расходиться.
От одной стороны функционального блока не рекомендуется отводить/присоединять более 5-7 дуг.
Итоги по теме
1.Все взаимодействия в функциональной модели происходят посредствам потоков объектов.
2.Потоки объектов в функциональной модели представляются в виде интерфейсных дуг.
3.Интерфейсные дуги изображаются в виде направленных стрелок и подписываются.