МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Требования к оснащению учебного процесса на уроках технологии разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных пред­ставлений о культуре и безопасности труда школьников.

Для работы учащимся необходимы:

- индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);

- простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и ре­шения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, коробочки для мелочи;

- материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная - для аппликаций и оригами), картон (обычный, гофри­рованный, цветной), ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор»;

- специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к уро­кам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр. •

На уроках по курсу «Технология» учитель может использовать наглядные пособия:

- таблицы «Виды швов»;

- таблицы «Правила техники безопасности на уроках технологии»; -таблицы «Чертеж, виды разметки».

Кроме этого, большие возможности для применения на уроках литературного-чтения предоставляет оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапро-ектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, https://school-collection,edu.ru /), оно позво­ляет продемонстрировать учащимся образцы искусства различных жанров и различных на­родов:

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе Феде­рального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, ^логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на" основе авторской программы «Изобразительное искусст­во», разработанной О.А. Куревиной и Е.Д. Ковалевской, и является составной частью Обра­зовательной системы «Школа 2100». Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей младших школьников.

Особенности курса

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности. Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограниче­ны, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отры­вочны и случайны. Поэтому для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации следует максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмыслен­но излагать и защищать свою точку зрения. ч

2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических за­даний. Основной способ получения знаний - деятельностный подход. Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение, технологии выполнения творческих работ, мог в дальней­шем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных- заданий. Это способст­вует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом, школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одно­временно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитыва­ется эстетический вкус и понимание гармонии.

3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность. Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели обра­зования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное. Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу, учебники" содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.

4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельно­сти. Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических ив то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач - главный спо­соб осмысления мира.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе. Многие итого­вые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной

 

работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.

Основные цели курса

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части обще­человеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластиуеских искусствах в искусст­воведческом аспекте.

Л. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведе­ний искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобра­зительной деятельности.

7. Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых ком­петенций) в проектной деятельности.

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией).

2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобрази­тельного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»).

3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства).

4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и ин­струментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.

5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, гра­фики, пластики.

6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1. Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир: Учебник для 2 класса. - М.: Баласс, 2011.

2. Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир: Рабочая тетрадь для 2 класса. — М.: Баласс, 2011.

В учебниках и рабочих тетрадях реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предмет­ных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информати­кой, развитием речи. Для облегчения восприятия материала во всех учебниках курса ис­пользуется единая система условных обозначений и -текстовых выделений. Важной методи­ческой составляющей курса для обучения навыкам работы различными материалами в раз­ных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические па­мятки, находящиеся в конце учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере усвоения нового ма­териала.

В соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.

 

Учебно-тематический план

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название тем Общее количе­ство часов Основные виды учебной деятельности учащихся
Виды изобразительной деятельно­сти: архитектура, графика, скульп­тура, живопись   - осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и чи­тать графические изображения (рисунки); - воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; - планировать последовательность практиче­ских действий для реализации поставленной задачи; - с помощью учителя и под его контролем ор­ганизовывать свою деятельность: работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; - осуществлять самоконтроль качества выпол­ненной работы (соответствие. предложенному образцу или заданию) и корректировку хода работы и конечного результата; - оценивать результат своей деятельности: точность и аккуратность выполненной работы; - участвовать вт совместной творческой дея­тельности при выполнении учебных практиче­ских работ и реализации несложных проектов; - осуществлять самоконтроль;
Рисуем цветными карандашами. Развиваем наблюдательность: взаимодействие цветов  
Аппликация  
Музей искусств. Третьяковская галерея. Обрамление картины  
Иллюстрация. Композиция иллюст­рации  
Гравюра. Фактура. Из истории гравюры  
Для любознательных. Русский лу­бок и его выразительные средства  
Рисунок. Штриховка  
Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры  
Братья наши меньшие. Твоя мас­терская. Развиваем наблюдатель­ность: рисуем домашнего любимца  
Растительный орнамент. Как полу­чаются разные орнаменты?  
Народные промыслы России. Горо­децкая роспись   — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке; - различать и знать, в чём особенности раз­личных видов изобразительной деятельности; — овладение навыками: • рисования цветными карандашами; • рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени); • создания аппликации, гравюры; • построения растительного орнамента с использованием различных видов его компо­зиции; • использования различных приёмов работы акварельными и гуашевыми красками. С помощью учителя: - эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: чувствовать образ­ный характер различных произведений искус­ства, замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине; - воспринимать эмоциональное звучание тёп­лых или холодных цветов и колорита картины.
Весенние впечатления. Твоя мас­терская: работаем акварелью, ри­суем пейзаж  
Колорит - душа живописи  
Бытовая живопись  
Искусство Древнего Египта. Древ­неегипетский рельеф  
Проекты  
Резерв   Данные часы учитель может использовать как дополнительные. Они могут быть резервными при карантине или других форс-мажорных об­стоятельствах.
Итого 34  

 

 

Содержание программы (34 часа)

Занятие 1 (1 час). Получение представления о видах изобразительной деятельности: архитектуре и её задачах (польза, прочность, красота), скульптуре и её видах (круглая скульптура, рельеф), живописи, графике. Выполнение заданий в учебнике.

Занятие 2 (1 час). Работа цветными карандашами. Продолжение изучения свойств тё­плых и холодных цветов и их взаимодействия. Выполнение заданий на закрепление полу­ченных знаний в процессе изучения нового материала в рабочей тетради и в учебнике.

Занятия 3-4 (2 часа). Продолжение изучения техники аппликации на примере работ А. Матисса. Понятие о силуэте. Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Выполнение заданий на закрепление изученного материала в рабочей тетради. Коллектив­ная работа «Цветочный луг».

Занятия 5-6 (2 часа). Музей и картинная галерея. Изучение истории Третьяковской га­лереи. Выполнение в рабочей тетради и в учебнике заданий на закрепление полученных знаний. Значение рамы при экспонировании произведения живописи. Выполнение рамки для фотографии. Коллективная композиция «Портрет класса».

Занятия 7-9 (3 часа). Понятие об иллюстрации к литературному произведению. Изуче­ние иллюстраций В. Лебедева к книжке «Охота». Значение набросков. Рисование животных. Понятие о композиции иллюстрации и эскизах к ней. Выполнение заданий на понимание изученного материала в учебнике. Выполнение иллюстрации к любой басне И.А. Крылова.

Занятия 10-11 (2 часа). Получение представления об авторском рисунке и технике гравю­ры (печатная форма, отпечаток, оттиск, фактура). Выполнение в процессе изучения нового ма­териала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Работа с чёрным и белым цве­тами. Выполнение графической иллюстрации, имитирующей технику гравюры. Оформление работ и организация в классе коллективной выставки «Мир басен Крылова» с использованием работ, выполненных на этом и прошлом занятиях (цвет и чёрно-белая графика).

Занятие 12 (1 час). Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техники лубка и его изобразительных средств. Выполнение в процессе изучения материала заданий в учебнике и лубочного рисунка в альбоме.

Занятия 13-14 (2 часа). Рисунок простым карандашом. Понятие о светотени. Передача объёма куба с помощью штриховки. Выполнение в процессе изучения нового материала за­даний на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради. Расширение по­нятий об источнике света, форме, светотени (свет, тень, полутень, падающая тень).

Занятия 15-16 (2 часа). Продолжение изучения жанра натюрморта. Понятие об учеб­ной и творческой задачах. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий. Рисование предметов простым карандашом с натуры. Работа с рамкой-видоискателем.

Занятия 17-18 (2 часа). Значение натурных зарисовок. Выполнение задания на закре­пление полученных знаний в учебнике. Отработка техники работы гуашевыми красками. Пе­редача фактуры шерсти животного. Выполнение композиции «Мой пушистый друг». Оформ­ление работ и организация в классе коллективной выставки «Мой пушистый друг».

Занятия 19-21 (3 часа). Продолжение изучения орнамента. Понятие о растительном орнаменте (элемент, группа элементов орнамента, ритм, композиция). Изучение простейших видов композиции орнамента. Влияние формы предмета на композицию орнамента. Коллек­тивное панно «Лоскутное одеяло».

. Занятия 22-23 (2 часа). Народные промыслы России. Городецкая роспись. Выполне­ние в процессе изучения материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради. Выполнение задания «Расписная тарелка».

Занятия 24-26 (2-3 часа). Углубление понятия о пейзаже. Изучение пейзажей А. Сав­расова и В. Борисова-Мусатова. Демонстрация пейзажей под подходящую музыку. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изучен­ных ранее терминов и понятий. Дальнейшее изучение основных свойств и овладение про­стыми приёмами работы акварельными красками. Выполнение заданий на закрепление по­лученных знаний в рабочей тетради и в учебнике. Изучение основных этапов работы над пейзажем в технике акварели.

Занятие 27 (1 час). Понятие о колорите. Тёплый, холодный и тональный колорит. На­тюрморт.

 

 

Занятие 28 (1 час). Продолжение изучения бытовой живописи на примере работ И. Владимирова и 3. Серебряковой. Составление рассказа по картине Ф. Решетникова. Раз­витие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий.

Занятия 29-30 (2 часа). Получение представления об искусстве Древнего Египта. Вы­полнение в процессе изучения нового материала соответствующих заданий в рабочей тет­ради и в учебнике. Рисование фигуры человека в стиле древнеегипетского рельефа. Кол­лективная работа «Египетские письмена».

Занятия 31-32 (2 часа). Проекты.

Занятия 33-34 (2 часа). Резервные часы.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 2-го класса учащиеся научатся:

- владеть языком изобразительного искусства;

- различать особенности различных видов изобразительной деятельности;

- понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, расти­тельный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;

- определять свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);

- описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий;

- работать с акварелью (размывка, затеки, способ отмывки, «по-сырому»);

- смешивать главные цвета красок для получения составных цветов;

- выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.

К концу 2-го класса учащиеся получат возможность научиться:

- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями ис­пользуемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы;

- ориентироваться в художественных тенденциях искусства Древнего Египта и Антич­ности;

- выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов;

- реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.

Планируемые результаты освоения предмета

Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» во втором классе является формирование следующих умений:

- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искус­ства;

- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

- формирование духовных и эстетических потребностей;

-овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей, и даже с математикой. Поскольку художественно-творчес­кая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действи-

 

тельности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобра­зительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учеб­ных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: