Раздел психосексуального развития имеет ключевое значение в системе классических психоаналитических концепций. В развитии детского эротизма выделяется несколько стадий (фаз), соответствующих различным возрастным периодам (таблица 1).
Таблица 1-Стадии психосексуального развития по З.Фрейду.
Стадии психосексуального развития по З. Фрейду (Freud S., 1905) | ||
I | Оральная (лат.: oris - рот) | продолжается в течение первого года жизни |
II | Анальная (лат.: anus – задний проход) | возрастной период примерно от одного года до трёх лет |
III | Фаллическая (Эдипальная) (греч.: phallos - половой член) | примерно с трёх лет и заканчивается в шесть |
IY | Латентная (лат.: latentis – скрытый) | начинается в шесть – семь лет и заканчивается в одиннадцать – тринадцать |
Y | Генитальная (лат.: genitalia – половые органы) | продолжается с 11-13 лет до 18 лет |
Freud считал, что слизистые оболочки тела могут быть физическим источником, исходящих из id импульсов. Они становятся эрогенными зонами (зонами получения удовольствия), на которых фиксируется либидо. Эти зоны крайне чувствительны и «ассоциируются с повышением и снижением напряжения, соответственно требованиям модели либидо» (Cloninger, 1996). В процессе созревания различные эрогенные зоны приобретают главенствующее значение в разном возрасте.
Для взрослых эрогенной зоной является область гениталий. В ранних периодах жизни центральное место занимают другие зоны: для младенцев – область рта, для ребенка после одного года – область анального отверстия.
Первой стадией психосексуального развития является оральная. Сексуальное удовольствие в этой стадии связано главным образом с возбуждением полости рта и губ, что происходит во время питания. Процесс питания имеет здесь особое значение, посредством него происходит организация объектных отношений. Например, любовные отношения с матерью «базируются на значении поедания и возможности быть съеденным» (Laplanche, Pontalis, 1988). Стадия возникает сразу после рождения и продолжается приблизительно до 12 месяцев.
|
Вторая - анальная стадия следует за оральной и длится ориентировочно от одного года до трех лет. В этой стадии происходит становление нейромышечного контроля над сфинктерами, в особенности над анальным сфинктером, что позволяет осуществлять волевой контроль над дефекацией или задержкой стула. Для анальной стадии характерно сочетание либидинозных стремлений с садистическими. Конфликты обусловлены «туалетным тренингом» над удержанием или выделением кала, включающим элемент сопротивления родителям и появлением желания противостоять их указаниям. Возникающие ситуации активизации амбивалентных мотивов способствуют развитию сепарации, выхода из симбиотических отношений.
Фиксация или депривация на оральной или анальной стадиях психосексуального развития приводит к развитию патологических черт характера. Причем «оральный характер» отличается от «анального». Оральный характер может включать чрезмерный оптимизм, сменяющийся пессимизмом в депрессивном состоянии; нарциссизм; зависимость от других, наряду с нереальными требованиями к ним; зависть и ревность.
Анальный характер проявляется, прежде всего, в триаде: аккуратность, скупость, упрямство. При отсутствии достаточных психологических защит усиливается амбивалентность, появляются неряшливость, беспорядочность, поведение приобретает вызывающие оттенки. Типична легко провоцируемая ярость. Обычно присутствуют садомазохистские и навязчиво-компульсивные особенности.
|
Уретральная стадия четко не описывалась Freud`ом, видимо потому, что она является переходной от анальной к фаллической стадии. Freud (1905) считал, что удовольствие, получаемое при мочеиспускании, имеет эротическое значение. Задержки мочеиспускания также, как и задержки дефекации сопряжены с сексуальным удовольствием. Потеря уретрального контроля в случаях энуреза часто является регрессией, реактивирующей состояния анального конфликта. Abraham (1920) обращал внимание на то, что при акте мочеиспускания у детей возникают фантастические представления всемогущества, обладания неограниченной силой созидания и разрушения.
Третья - фаллическая стадия иногда начинается уже в течение третьего года жизни и продолжается приблизительно до конца пятого начала шестого года. Фаллическая стадия характеризуется тем, что первичные сексуальные интересы смещаются в зону генитальных органов. Тем не менее, в противоположность генитальной стадии пубертатного периода, дети обоих полов в фаллической стадии осознают наличие только мужского полового органа. Разница между полами воспринимается в границах фаллической организации и организации, подвергшейся кастрации. Фаллическая стадия соответствует периодам кульминации и разрешения Эдипального комплекса. Во время этой стадии обнаруживаются переживания, характерные для комплекса кастрации. Страх кастрации может быть обусловлен как эдипальными желаниями, так и чувством вины в связи с мастурбацией.
|
Патологические черты, происходящие из фиксационной привязанности к фаллической стадии, многообразны, включая «почти все невротическое развитие» (Kaplan, Sadock, 1991), в то же время они в большей мере привязаны к страху кастрации у мужчин и зависти к пенису у женщин.
Эдипальный комплекс наиболее выражен в фаллической стадии, в возрасте трех – пяти лет. Исчезновение Эдипального комплекса обозначает окончание фаллической стадии и вход в латентную фазу психосексуального развития.
Четвертая - латентная стадия - с тадия относительной инактивности сексуального драйва. Захватывает период от пяти-шести до 11-13 лет.
В латентной стадии за «занавесом» спокойствия происходит интегрирование и консолидация более ранних приобретений психосоциального развития, обучение эффективной адаптации к среде. Ребенок обучается способности пользоваться различными объектами; формируется чувство уверенности в себе. Создается основа зрелой личности, способной получать удовлетворение от любви и работы.
По мнению некоторых аналитиков, в этом периоде могут проявляться элементы гомосексуальных аффилиаций, что, очевидно, является результатом слишком широкой трактовки. Здесь может наблюдаться стремление девочек и мальчиков к лицам своего пола. Обычно эти отношения не носят сексуализированного характера и объясняются классическими психоаналитиками имеющей место сублимацией – подменой либидинальной и агрессивной энергии аутодеструктивного драйва другими активностями, в число которых входят стремление к обучению, познанию нового, любознательность, креативность, стремление к игровой деятельности.
Интерес к исследованию окружающего мира, формирование важных навыков и обучение приводят к тому, что действия человека в контактах с окружающим миром и людьми становятся боле успешными и умелыми. Проблемы этого периода трактуются следующим образом. Возможное расширение сферы подавления драйвов может быть связано с вмешательством superego. Чрезмерное усиление регулятивных механизмов контроля способствует закладке паттернов поведения, которые в дальнейшем могут мешать развитию и качеству жизни человека. К таким паттернам относится стремление «уходить» из зоны познания и усвоения нового и склонность к повторению одних и тех же ригидных стереотипов, которым человек уже ранее обучился. Это повторение может иметь оттенки навязчивости, обусловленные возникновением сверхконтроля.
Проблема этого периода связана также с опасностью недоразвития в достаточной степени внутреннего контроля. Возникающие в дальнейшем личностные отклонения могут иметь разнообразные проявления. Отсутствие должного контроля отражается на снижении успеваемости, потере интереса к обучению, к самосовершенствованию, снижению интереса к формированию навыков.
Пятая - генитальная (подростковая) стадия занимает период от начала пубертатного возраста (11-13 лет) до раннего взрослого возраста. Стадия является продолжением фаллической фазы, прерванной латентным периодом. Физиологическое созревание, развитие гормональной системы приводит к интенсификации сексуального функционирования. Усиление либидо влияет на всю личностную организацию, происходит регресс, обостряющий конфликты предшествующих стадий. В то же время появляется возможность разрешения этих конфликтов на фоне формирования зрелой интегральной идентичности.
Интенсификация сексуального драйва происходит на предшествующем фоне подавленности этого драйва в латентной стадии, что может приводить к регрессии, имеющей большую степень выраженности, по сравнению с регрессией предшествующих стадий. Представленная на этой стадии регрессия затрагивает всю личностную организацию, что может выражаться в проявлении конфликтов, характерных для предшествующих стадий психосексуального развития (Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В 2011).