Часть 3. Роль и значение знаний о сексуальном развитии человека в профессиональных компетенциях психологов




Нарушение сексуальности и ее развития являются достаточно частой причиной обращений к психологу. Не всегда эти запросы звучат открыто, но в структуре нарушенных партнёрских отношений они как правило являются основой. Профессиональный психолог должен уметь работать в рамках этих запросов.

Понимание проблем сексуальности дает возможность оказывать эффективную помощь. Начиная с раннего детства, мы можем наблюдать проблемы развития сексуальности человека.

Многие формы сексуальных дисфункций возникают на основе некогезивной (диффузной) идентичности. Они развиваются в результате влияния воспитания. Значение раннего младенческого периода становится все более ясным. Наиболее типичным для постсовременной культуры оказывается отсутствие психобиологически необходимой взаимной эмоциональной связи между родителями и детьми, и особенно недостаточность симбиотической коммуникации между матерью и младенцем. Перегруженная профессиональными и домашними обязанностями мать проявляет часто признаки работоголизма и синдрома выгорания. В таких условиях мать не в состоянии, даже, если она искренне желает этого, передавать ребенку чувства любви и заботы. Младенец воспринимает тaкой дефицит значимoго общения на эмпатическом уровне; у него не развивается чувство симбиотической уверенности. В результате младенец не может формировать необходимых чувств эмоциональной уверенности и безопасности. Во многих случаях в современных семьях оказываются ограниченными даже физические контакты между матерью и младенцем. Тем не менее, сами по себе физические контакты между матерью и младенцем недостаточны для нормального психологического роста младенца. Находящаяся в состоянии эмоционального напряжения или истощения мать психологически отчуждена от ребенка. Младенец на эмпатическом уровне воспринимает это состояние матери как признак покидания и угрозы его выживанию.

Дети в постмодернистском обществе переживают с наиболее раннего возраста состояние эмоциональной депривации, что приводит к задержке формирования спаянной (когезивной) идентичности. Переходные объекты, мягкие игрушки, одеяла, подушки, DVD несомненно стимулируют психическое развитие младенца, однако они недостаточны для нормального психического созревания. Постсовременные дети перегружены информацией, но отчуждены от родителей и от своей собственной субъективности. Последующие проблемы формирования зрелой сексуальности и способности переживать глубокое чувство любви и привязанности центрируются на недоразвитой способности к интимности, блокирующей развитие здоровых сексуальных и эмоционально емких отношений взаимопонимания во взрослом периоде.

Современный психоанализ, в отличие от традиционного, фокусируется не на значении драйвов (прежде всего сексуального) и их вытеснения (репрессии) в бессознательное, а на “основной недостаточности” (M.Balint, 1994), дефиците психики, сформировавшемся в результате неадекватного воспитания в превербальном (преэдипальном) периоде развития. Лица с подобной дефицитарной психической структурой страдают от хронического чувства внутренней неуверенности, они не ощущают себя экзистенциально. Интегральность и целостность личности нарушены, восприятие внешней реальности изменено и ослаблено, для них характерны приступы потери идентичности с отчуждением от окружающего мира. Все воспринимается как во сне или как нечто странное и необычное. Эмоциональная нестабильность с неожиданной сменой настроения возникают не только под воздействием легко определяемых внешних воздействий, но часто вызываются влиянием скрытых бессознательных содержаний, воображения и фантазий. Нераспознаваемые присутствующими очень слабые стимулы провоцируют сильные эмоциональные реакции, вызывающие общее недоумение.

В современном обществе сохраняется матрица в основном неартикулированных бессознательных убеждений в отношении гендерных различий. Эти убеждения формируют гендерные модели, схемы и стереотипы, которые оказывают влияние на оценку поведения и всех видов активностей девочек и мальчиков, мужчин и женщин в их профессиональной и семейной жизни. Таким образом конструируются многие интуитивные сознательно неконтролируемые предубеждения в отношении гендерных различий. Гендерные стереотипы основаны на содержащихся в воображении чертах мужественности и женственности. В каких-то отдельных деталях они могут быть правильными, но в большинстве случаев гендерные модели чрезмерно упрощают полиморфизм гендерных различий, столь характерных для постмодернистской культуры. Упрощение гендерного восприятия нарушает значимые связи, провоцирует неравенство и несправедливость, формирует отношения доминирования и субмиссивности, при которых мужчины оценивают женщин преимущественно в качестве сексуальных объектов, а не полноправных лиц. Под влиянием этих гендерных схем трудно испытать интимность и сопереживание, в результате чего сексуальные отношения становятся физиологическими, лишенными важного компонента. Отрицательные эмоции напряжения, тревоги, страха, стыда, вины и гнева разрушают чувство экзистенциального удовольствия.

Сексуальный либерализм современной культуры объективно связывает сексуальное удовольствие с болью, агрессивностью и унижением. Элементы постсовременной культуры подавляют здоровую сексуальность, пренебрегают спиритуальной стороной человеческой страсти и отравляют значимые сексуальные отношения. Постсовременная культура создает ситуацию насильственного внедрения в сознание населения сексуальной информации. Секс буквально со всех сторон вдавливается в популяцию. Он присутствует постоянно на телевидении, в Интернете, на рекламных щитах, в кинофильмах, гламурных журналах. Все насыщено сексуальными имиджами. Давление эротического материала нивелирует сексуальную интимность, извращает представление индивидуума о том, чем являются здоровые сексуальные отношения.

Подводя итог сказанному хотелось бы сделать ряд выводов:

  • сексуальность и проблемы ее развития выступают одной из актуальных в современном мире;
  • сексуальность человека понятие широкое, отражающее это аспект самосознания, с одной стороны, и физический, эмоциональный, когнитивный и духовный опыт индивида, и с другой стороны — его представления о себе, своей гендерной идентичности, о своих социальных, эмоциональных и сексуальных предпочтениях;
  • сексуальное поведение — это важная сфера общественной, семейной и личной жизни, отражающая формы взаимодействия индивидов, особей, мотивированные половой потребностью;
  • сексуальное поведение человека выполняет три функции: репродуктивную, гедоническую (направленную на получение наслаждения) и коммуникативную;
  • - концепция З.Фрейда о его стадиях психосексуального развития заложила фундамент исследований о психологических механизмах развития сексуальности человека и причинах нарушений сексуальности.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: