Сведения о разработке и утверждении программы
Программа практики «УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ (ИНФОРМАЦИОННАЯ)» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО - 3 по направлению подготовки 080100.62. «Экономика» для профилей «Экономика предприятий и организаций», «Экономика труда».
Автор (ы) Новикова Г.В ., доц.,
Рецензент (ы) Горюнов В.Н., профессор кафедры финансов и бухучета Сибирского филиала Международного института экономики и права, к.э.н.
Цели освоения учебно-ознакомительной информационной практики
Учебно-ознакомительная информационная практика по направлению «Экономика», предусматривается учебным планом как важнейшая составная органичная часть ООП ВПО.
Актуальность учебно-ознакомительной информационной практики обуславливается тем, что в процессе прохождения практики студенты получают представление о своей будущей профессии, объектами, направлениями и характером профессиональной деятельности, требованиями к подготовке бакалавра по направлению «Экономика» по следующим профилям:
- экономика предприятий и организаций;
- экономика труда;
- финансы и кредит;
- бухучет, анализ и аудит;
- мировая экономика.
В процессе прохождения практики студенты знакомятся с системой высшего университетского образования в рамках бакалавриата и организацией учебного процесса по каждому из выше перечисленных профилей направления «Экономика».
Знания, полученные студентами в процессе прохождения учебно-ознакомительной информационной практики, окажут влияние на выбор дальнейшего обучения в системе бакалавриата по направлению «Экономика», т. е. выбор конкретного профиля.
Данная практика является составной частью дисциплины «Введение в специальность», которая проводится в начале вузовского обучения.
В этот период студентам чрезвычайно важно освоить умения и навыки самообразовательной деятельности, методы самовоспитания, самоорганизации, самостроительства личности, навыки сбора и обработки информации в самостоятельной работе.
Данная практика является первичным этапом на пути формирования у студентов системных знаний об особенностях профессии «экономист», направлениями профессиональной деятельности и конструктивного отношения к будущей специальности на рынке труда.
Целями учебно-ознакомительной информационной практики являются:
- ознакомление студентов с ситуацией на рынке по будущей профессии и подготовкой к осознанному выбору профиля подготовки по направлению «Экономика»;
- подготовка к осознанному и углубленному изучению дисциплин, раскрывающих особенности различных направлений профессии «экономист»;
- закрепление теоретических знаний, при изучении базовых социально – экономических дисциплин в формировании ценностных ориентаций в выборе сферы будущей профессиональной деятельности;
- определение мотивации в области профессионального самосовершенствования с целью участия в НИРС.
Задачи учебно-ознакомительной информационной практики
2.1 Учебная практика направлена на решение задач в области профессиональной деятельности:
- определение роли предприятия в структуре экономики отрасли, города, государства и его конкурентоспособности в данном бизнесе и рынке труда;
- ознакомление с основными направлениями деятельности «экономиста» в различных структурах (управлениях, отделах, служб) предприятий, организаций учреждений различной сферы деятельности;
- использование нормативно – правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.
2.2 В организационно-управленческой деятельности:
- ознакомление с системой управления университетом, организацией учебного процесса, видами учебных занятий и самостоятельной работой студентов;
- определение роли государственного образовательного стандарта в ООП ВПО бакалавриата направления «Экономика»;
- описание и анализ форм организации студенческой демократии.
2.3 В научно-исследовательской деятельности:
- выбор наиболее приоритетной сферы деятельности для участия в НИР студентов.
Место учебно-ознакомительной информационной практики в структуре ООП ВПО по направлению «Экономика»
Прохождение учебно – ознакомительной информационной практики предшествует теоретическая подготовка в рамках таких дисциплин, как:
- введение в специальность, Б-3, В-1;
- основы информационной культуры, Б-1.ДВ-1;
- основы предпринимательской деятельности, Б-1, В-2;
- хозяйственное право, Б-2, В-3;
- микроэкономика, Б-3, Б-2;
- право, Б-1, Б-4;
- макроэкономика, Б-3, Б-1;
- безопасность жизнедеятельности, Б-3, Б-5.
Изучение студентами данных дисциплин позволяет на момент прохождения данной практики обладать в соответствии с ключевыми компетенциями общей образовательной программы, следующими знаниями, умениями и навыками:
- уметь ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
- владеть культурой мышления, способностью к восприятию и анализу информации;
- знать нормативно-правовые документы в деятельности предприятия;
- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- владеть навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;
- уметь проводить библиографическую и информационно-поисковую работу;
- знать теоретический базис для осмысливания основных направлений профессиональной деятельности.
Представления, знания, умения, полученные в ходе прохождения данной практики играют важную роль в изучении следующих дисциплин:
- экономика предприятия, Б-1, В-4;
- государственное регулирование экономики, Б-1, ДВ-3;
- государственное регулирование рынка труда, Б-1, ДВ-3;
- корпоративное общение, Б-1, ДВ-4;
- профессиональные компьютерные программы, Б-2, ДВ-1;
- бухучет и анализ, Б-3, Б-6;
- финансы, Б-3, В-6.