Харизматическое учение об исцелении




ДОКТРИНА ОБ ИСЦЕЛЕНИИ В КАТОЛИЧЕСКОЙ И ХАРИЗМАТИЧЕСКОЙ ЦЕРКВЯХ

 

Работа выполнена студентом

4 курса СПбХУ Кирилловым Израилем

Преподаватель: Ph.D. Матфей Фишер

 

Санкт-Петербург 2016

ВВЕДЕНИЕ

 

Думаю, каждый человек на этом свете знаком с таким состоянием, как болезнь. Все мы знаем, что у здоровья есть определенный ресурс, который имеет определенные ограничения. Зачастую человек сталкивается с болезнями по собственной глупости и невнимательности. Пренебрежительное отношение к своему здоровью, неправильное питание и несоблюдение норм гигиены приводит человека к тому, что он начинает нуждаться во враче. Болезни бывают совершенно разные, но все больные ищут исцеления. Сам Господь говорит, что Он — целитель[1]. Вопрос в том, где это делать и как?

Исцеление верой(а также исцеление молитвой, божественное исцеление) — доктрина, утверждающая возможность сверхъестественного физического исцеления от болезни или врождённого (приобретённого) дефекта тела. В разных формах принимается большинством христианских конфессий. Для получения исцеления верой необходима молитва, вера в возможность чуда, реже — проведение некоторых обрядов.

В ряде случаев исцеление молитвой сопровождается отказом от медицинского лечения.[2]

Что делать в тех случаях, когда человек невиновен в своей болезни или пусть и виновен, но все равно хочет исцелиться? Есть множество свидетельств о божественном исцелении и начинаются они уже на страницах Ветхого Завета. Церковная практика исцелений также должна быть насыщена многими свидетельствами о том, как Бог чудным образом избавляет от болезней. Проблема в том, что и церкви разные. Скорее всего практика баптистской церкви будет отличаться от православной и т. д. Примеров можно приводить много, но я решил рассмотреть две точки зрения на исцеление верой — учение католической церкви и учение харизматической. Я хочу рассмотреть, как их подходы к исцелению верой соответствуют Писанию и имеет ли реальный успех их практика исцеления: каким образом происходит исцеление и может ли исцеление быть небожественным — ведь бывает ли так, что вмешательство произвел не Господь, а другая духовная сила или больной просто вошел в самоубеждение и каким-то образом почувствовал исцеление?

В данной работе будут освещены некоторые детали практики исцеления верой, а также будут рассмотрены аргументы доктрин двух разных церквей.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Думаю, никто не станет возражать против утверждения, что Иисус постоянно кого-то исцелял. Главное что нам следует видеть в самом формате практики Своего исцеления — он почти всегда делал это по-разному — как используя прикосновение к человеку, так и просто провозглашая исцеление человека, находящегося на весьма значительном расстоянии. У Христа не было лишь одного способа исцеления. Также он дал власть своим ученикам исцелять людей. Они исцеляли людей от болезней, но Писание говорит нам о самом процессе совершенно по-разному, поэтому какой-то формулы нет. В Писании мы находим лишь такое утверждение из Марка 16:17 — «и возложат руки на больных и они станут здоровы», и Иакова 5:14-15, где говорится о молитве над человеком, помазании елеем и молитве веры и последующем исцелении, а также прощении грехов. Апостолы также исцеляли совершенно разными способами.

С течением времени многое менялось — средние века дали человеку представление о том, что есть специальные молитвы к определенным святым, каждый из которых исцеляет от той или иной болезни, а также есть определенные святые места, где человек должен получить исцеление.[3] Такие версии Словом Божиим не подтверждаются. Разумеется, были исцеления в конкретных географических местах, как было с Нееманом[4] или царем Езекией[5], и даже от прикосновения к захороненным костям пророка воскресали мертвые люди[6], но это не говорит о том, что такие чудеса становтся методом — в противном случае, всех покойников нужно было бросать на кости, а прокаженным омываться семь раз в Иордане.

Медицина, разумеется, не должна верить в исцеление от Бога, так как ей нужны логические факты и доказательства. Тем не менее, есть свидетельства того, как врачи оказывались бессильны в своей борьбе за жизнь больного, или же не оставляли больному надежд на исцеление, но через время больной получал исцеление. Врачи списывают такие случаи на эффект плацебо или ремиссию.[7]

Позиция католиков

Католическая церковь нашла рамки процессу исцеления и даже дала название «таинство (исцеления) больных». В катехизисе описывается процесс, как должно происходить исцеление. Католическая церковь учит тому, что начало исцеления — прощение грехов Господом. На мой взгляд, католическая церковь не заявляет что исцеление точно должно произойти: молитва за больных представляется как ходатайственная — за человека молятся в надежде на его исцеление.[8]

В первые века епископ благословлял елей и после этого его использовали для исцеления. Иногда его пили, иногда им мазали человека, молясь с верой. В нынешнее время елеосвящение рассматривается как таинство, призывающее на человека здоровье и исцеление. Таинство проводят больным людям, престарелым и умирающим, тем кому предстоит серьезная операция. Также тем, кто сильно пострадал психологически. Таинство преподносится как событие, помогающее найти Божью благодать в болезни, слабости или при смерти. Самыми важными элементами является провозглашение слова, молитва веры и помазание лба и кистей, а также естественное прикосновение к больному, помогающее отстранить чувство разрыва, ощущение отчужденности.[9]

Пункты 1516 и 1530 катехизиса католической церкви о елеосвящении, как мы видим, ограничивает круг лиц, которые могут производить таинство елеопомазания больных и проводить последующую молитву за больного — лишь священники (епископы и пресвитеры) могут делать это. Соответственно миряне таких молитв совершать не могут.

Молитва за больных в католичестве является одним из семи таинств. До 1972 года такое помазание совершались лишь над умирающими, но по решению Второго Ватиканского собора Апостольская конституция установила новый порядок. Он описывается таким образом:

«Таинство Елеопомазания больных преподается лицам, опасно больным, посредством помазания их лба и ладоней соответственным образом освященным елеем - оливковым маслом или маслом других растений - и произнесения один раз слов: "Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да поможет тебе Господь благодатью Святого Духа и, избавив тебя от грехов, да спасет тебя и милостиво облегчит твои страдания".[10]

 

В случае необходимости таинство может повторяться, если к человеку подступила новая болезнь. Таинство должно происходить внутри общины, на литургии причастия или дома у больного, если он не в состоянии быть в церкви. Молится не только священник, но и члены семьи больного.[11]

Таким образом мы видим, что нет конкретной «гарантии» исцеления, что и подтверждается самими католиками[12]. Сам процесс таинства не говорит о том, что исцеление должно непременно произойти. Цели и последствия елеосвящения говорят о единении со страстями Христа, укрепление, мир и мужество для перенесения болезней и страданий, отпущение грехов и восстановление здоровья при условии полезности для духовного спасения.

Промежуточный вывод дает нам понять, что миряне сведены до уровня реципиентов в процессе освящения, и не могут принимать активного участия в обрядах. Елеосвящение предназначается же для облегчения страданий больных.[13] Отдельной практики исцеления верой нет — есть участие в обряде елеосвящения, и, возможно, предполагаемое паломничество по святым католическим местам.

 

Харизматическое учение об исцелении

«Христианам не нужно болеть» — так называется один из пунктов книги «Исцеление больных» Т.Л.Осборна. В первых же строках пишется, что мы не должны терпеть болезни в наших телах, так как Иисус понес их. Он говорит, что многие сегодня не исцеляются по причине незнания воли Божьей, состоящей в том, чтобы никто из верующих не болел. Книга говорит о том, что лишь молитва веры может исцелить человека, так что отсутствие исцеления говорит о недостатке веры.[14] Видимо Осборн исключает решение Бога касательно болезни отдельного христианина. Тем не менее он говорит о том, что верующий должен просить исцеление[15], о помазании елеем и молитве веры,[16] а также возложении рук.[17] Гайкооп в своей книге опровергает подобные идеи, насчет недостатка веры, или наличия греха в жизни верующего из-за которых не приходит исцеление.[18]

Сложность систематизации такого учения состоит в его разнородности. Как я увидел, авторы много пишут о самих обетованиях, но порядка и объяснения действия не следует. Один из отцов харизматического движения, Кеннет Хейгин пишет о молитве за больных, но не говорит о том, как это следует делать, хотя и говорит о важности процесса и приводит ряд свидетельств об исцелении.[19] Джон Лейк, еще одна из серьезных фигур движения веры пишет что Бог исцеляет всегда и отношение к исцелению, как к полному действию воли Бога и ожиданию благоволения Бога к больному, происходит от незнания Слова и Воли Бога.[20]

«Исцеление — это дух», пишет Моррис Серулло, но конкретно не обьясняет, что это значит. Говоря о времени, когда приходит «как будто бы особенное помазание на исцеление в церкви», он говорит о том, что это приходит само собой. Также он говорит, что болезнь — дух, а также и результат проклятия.[21] Больше о самом исцелении он не говорит, кроме того, что говорят все харизматы — «не исцелился — значит не веришь».[22]

Лишь в одной книге я нашел шаги, говорящие об алгоритме исцеления:

1. Желание выздороветь — бывает, люди специально остаются в состоянии болезни, чтобы не сталкиваться с ответственностью или из-за выгодных манипуляций и т.д.

2. Готовность к устранению любых помех — все что гложет человека или мешает ему получить очищение, как например, чувство вины, озлобленность на Бога, зависть, магия, оккультизм, неправильная позиция.

3. Поиск ключей к ситуации — в отношении веры есть разные аспекты. Иногда вера больного является решающей, но иногда вместо нее выступает вера близких, друзей или служителей.

4. Ожидание доказательств — бывали случаи, что подтверждение приходило позже. Если человек не открыт для исцеления, он никогда не получит его. Чтобы пережить исцеление, нужно его принять.[23]

Как видно, здесь также не приведена схема самого исцеления. Практика исцеления одобряется, но не объясняется что нужно делать. Есть просто описание внутреннего процесса подготовки, а также говорится, что сильно мешает неверие. Разумеется, молитва о больном человеке требует определенных усилий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Харизматы часто говорят о том, что болезни связаны с нечистыми духами, но как показывает нам логика Писания, это неверно. Авторы, связанные с движением веры, пишут множество свидетельств исцелений, причем эти исцеления были настолько разными, что существование определенной системы было бы немыслимым. Католики же, наоборот, скромно и смиренно просят Бога о даровании исцеления. Есть примеры того, что католики 20 века, столкнувшись со служениями исцелений искали его именно там.[24] Движимые отчаянием, или же наоборот, верой в то, что исцеление будет в другом месте, католики получали исцеление в харизматической среде. Было же и наоборот[25], так что связь харизматического движения с католическим в вопросе исцеления прослеживается лишь в том, что все одинаково говорят о важности веры, а также круговороте ищущих исцеления в разных церквях. Католики имеют определенный обряд, говорящий о смирении пред Богом, но само по себе учение об исцелении верой не так развито, хотя таинство соответствует стихам из послания Иакова, но в катехизисе мы видим, что есть некое добавочное условие исцеления — если оно полезно для спасения, хотя Слово не говорит этого. Харизматы же не имеют четкого учения об исцелении, но вырывая целое облако местописаний учат о важности тех или иных действий для исцеления и пишут об исцелении верой, как о части своей доктрины.

Если говорить о разнице между двумя учениями разных столь церквей об исцелении, то можно заключить, что католики отдают себя во власть воли Бога, и, похоже, не имеют ясной убежденности в том, что «молитва веры исцелит болящего». Харизматы же, отсекая примеры благочестивых пророков, таких как Елисей, умерший в своей болезни, служителей ранней церкви, таких как Епафродит и Тимофей, говорят о том, что исцеление — дело лишь одной веры и человек обязательно должен быть исцелен. Кстати говоря, видно что харизматическое движение забыло упомянуть о Смите Вигглсворте — муже Божьем, который служил через дар исцеления, но всю свою жизнь мучился от кровотечений и до самой смерти не получил исцеления.

Соглашусь с Верноном Пурди [26], в том, что доктрина о божественном исцелении является результатом поиска библейского христианства. Также ясно, что нет чего-то сверхъестественного для Самого Бога исцелять людей, но человеку следует помнить, что без веры угодить Богу невозможно, но и стоит помнить о том, что Бог все делает по воле Своей.

97%

Израиль, ты очень хорошо написал обзор и сравнение этих двух общих конфесий. Я хотел бы, чтобы ты разделил между позициами «обычных» харазматических, и «Слово веры» харасматических.


[1]РСП (Исход 15:26)

[2]https://ru.wikipedia.org (посещал 10.05.2016)

[3]«Католическая энциклопедия» Т.2 (стр.582)

[4]РСП, 4 Царств 5:14

[5]РСП, 4 Царств 20:1-7

[6]РСП, 4 Царств 13:21

[7]https://ru.wikipedia.org (посещение 10.05.2016; 16:50)

[8]Катехизис Католической церкви, статья 5, пункт 1509

[9]Рауш, Т. «Католичество в третьем тысячелетии» (стр.188-189)

[10]Катехизис Католической церкви, статья 5, пункт 1513

[11]Рауш, Т. «Католичество в третьем тысячелетии» (стр.189)

[12]«Католическая энциклопедия» Т.1 (стр.1810)

[13]«История II Ватиканского собора» Т.V (стр.588)

[14]Осборн, Т.Л. «Исцеление больных» (стр.21-22)

[15]Ibid (стр.23)

[16]Ibid (стр.29-30)

[17]Ibid (стр.31-33)

[18]Гайкооп, Г. «Исцеление верой, языки, знамения и чудеса в свете Писания» (стр.28-32)

[19]Хейгин, К. «Искусство молитвы» (стр.71-77)

[20]Лейк, Д. «Проповеди о том, как властвовать над демонами, болезнью и смертью» (стр.106)

[21]Серулло, М. «Новое помазание» (стр.76-77)

[22]Новак, А. «Харизматическое движение» (стр.18)

[23]Маршалл, Т. «Библейские основы исцеляющего служения» (стр. 86-87)

[24]https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/katholic/Heron/10.php (время посещения 10.05.16; 23:01)

[25]Ibid

[26]Хортон, С. «Систематическое богословие» (стр.701-702)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: