Ретроспектива, перспективы и результаты педагогической деятельности в детской хоровой студии «Искра»




Педагоги в своей профессиональной деятельности ставят перед учащимися посильные учебные и необходимые воспитательные задачи. Работая на будущее, мы не знаем, что будет наиболее важным во взрослой жизни ребёнка – личностные качества человека, карьерный рост сотрудника или его профессиональный уровень? А может быть ему в большей степени понадобится способность быстро адаптироваться к новой, более востребованной в обществе, профессии?

Во все века на смену одним профессиям постепенно приходят другие. Скорость появления новых профессий с течением времени возрастает. В девятнадцатом веке с развитием мировой экономики в промышленности появились двигатели и станки, и ручной труд вытеснялся автоматикой. В двадцатом веке на смену паровым приходят двигатели на разных видах топлива, появились станки с программным управлением, началось освоение космоса. В двадцать первом веке мы говорим уже о робототехнике, медиа ресурсах и важных медицинских открытиях. С приходом в нашу жизнь компьютера ушла в прошлое печатная машинка, а компьютер стал обрастать вспомогательными устройствами и программными приложениями. С глобальным развитием интернета появились сетевые ресурсы и сфера инфобизнеса. Место домашнего телефона теперь занимает мобильник, позволяющий моментально решать многие вопросы. С помощью мобильного телефона мы оплачиваем счета и покупки. В обществе стали появляться интернет-профессии, о которых мы ещё несколько лет назад даже не подозревали: копирайтер, контент-менеджер, вебдизайнер. А в будущем нас ждут такие профессии, как специалисты по созданию искусственных органов, по разработке альтернативного транспорта, космические архитекторы. Вполне возможно, что выпускники школы, нацеленные на определённую профессию, после того, как получат высшее образование, снова станут искать своё место в жизни. Такое случится, если угаснет интерес к выбранной профессии, или она не будет востребована в обществе.

Что касается музыкального искусства, то можно предположить, что основные тенденции его развития будут сохраняться: станут более совершенными традиционные музыкальные инструменты и появятся новые, обновятся так же исполнительские приёмы владения инструментами и средства музыкально-художественной выразительности. Вполне вероятно, что медицина займётся более серьёзно голосовым аппаратом, и красивых, сильных голосов станет больше, а методика развития детского голоса встанет на научную основу. Но искусство, как способ и форма самореализации человека, останется прежней. «Суть искусства, – по словам И. Репина, – заключается в его очаровании…». Те юные дарования, которые, когда вырастут, выбирают для себя творческий путь, вместе с ним возьмут на себя и ответственность оказывать влияние на общественную жизнь. Чтобы она развивалась, в ней будет необходимо творческое начало. А педагоги, каким бы видом творческой деятельности не занимались, будут продолжать следовать заветам философа-просветителя О. Дидро: «Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном». Для настоящего педагога очень важно так учить и воспитывать своих учеников, чтобы они смело смотрели в своё будущее и видели перспективу развития современного общества.

Работая почти сорок лет в детской хоровой студии «Искра» на базе ДДЮТ Красногвардейского района, занимаясь музыкально-эстетическом воспитанием, у меня есть возможность наблюдать, как постепенно от поколения к поколению меняются дети, их психика, приоритеты и мотивация, их возрастные возможности и желания. В профессиональной работе педагогов, естественно, и средства, и методы, и формы также постепенно меняются. Неизменной остаётся лишь главная цель – воспитание в человеке положительных личностных качеств на основе морально-нравственных норм, принятых в нашем обществе и активной жизненной и творческой позиции.

Прививая профессиональные навыки учащимся, мы хотим, чтобы в будущем они применяли их в жизни и в своей профессии. Но мы не можем знать, насколько эти навыки им понадобятся, и пригодятся ли они вообще? Нацеливаясь на будущее, мы учим ребёнка видеть главное в настоящем, отличать важное от второстепенного, уметь работать на результат в коллективе и быть инициативным в решении общих задач. Мы прививаем ребёнку такие личностные качества, как уважение, внимание и доверие друг к другу, умение слышать других, дружить, понимать и прощать, правильно оценивать своё и чужое поведение, с честью выходить из сложных проблемных ситуаций. И наконец, каждому участнику коллектива для комфортных творческих занятий важно иметь свою обязательно положительную самооценку. Она придаёт уверенности учащимся в обучении и приобретении творческих навыков. Поэтому, занимаясь музыкальной педагогикой, мы смотрим на все прививаемые учащимся профессиональные навыки гораздо шире. В жизни взрослого человека голова и сердце будут всегда важнее голоса и пальцев.

Хоровое пение – это самый доступный вид творчества, поскольку голос человека всегда при нём. Любой ребёнок способен откликнуться на хорошую и понятную для него музыку. В силу возрастных особенностей дети более эмоциональны, чем взрослые, поскольку ещё не умеют скрывать своих желаний и чувств. Эмоции учащихся очень важны в обучении, от них зависит чистота интонации, музыкальная память и стремление развиваться. Часто дети стесняются, когда их просят прочитать стихотворение или спеть песню. Но, находясь в хоровой группе, ребёнок чувствует себя гораздо увереннее, и смело поёт всё то, что не мог один. Педагоги по классу хора всегда пользуются преимуществами эмоционального общения в групповой работе. На продуктивность хормейстерской работы влияет конкретная цель, например, концерт или конкурс, к которому готовится коллектив. Если перед коллективом поставлены конкретные задачи, с которыми должны справиться все его участники, то в сознании детей на первый план выступают общие задачи. Все личные проблемы временно уходят в сторону. После хорошего выступления поднимается рейтинг коллектива и, соответственно, личная самооценка. Работая на результат, хор постепенно меняется. В его внутренней творческой составляющей всегда есть личный вклад каждого участника. Поэтому, в хоре появляются желающие стать солистами и заниматься индивидуально. К солистам в хоре у коллектива – особое отношение. Их пение внимательно слушают, подмечая всё, могло бы быть исполнено лучше. Критический самоанализ влияет на самооценку и дальнейшее развитие исполнительских и творческих навыков. На сольную партию в старшем хоре часто бывает несколько претендентов. Пробуют все, а на концерте солирует один лучший. Другая полезная форма работы, которая мотивирует повышение профессионализма – это вокальный ансамбль, состоящий из участников хора. Многие стремятся в него попасть и хотят так же, как участники вокального ансамбля стройно петь, красиво одеваться, повторять сценические движения и выступать на концертах, находясь на аванс-сцене, а не на подставках.

В творческой жизни студии интересным и важным является проведение общих для всех возрастных групп творческих мероприятий и праздников, таких, как день рождения коллектива, встреча Нового года, тематические вечера или музыкальные гостиные. Все эти традиционные студийные мероприятия проводятся для объединения разновозрастных хоровых групп в одно большое сообщество творческих единомышленников под названием «Детская хоровая студия «Искра». На празднике «День рождения» в присутствии родных и близких мы принимаем первоклассников и новых участников в ряды студийцев. Для всех детей проводится праздничная игровая программа и концерт студийцев. На встрече «Нового года» в сценарии учитывается в первую очередь возраст детей. На таких тематических вечерах, как, например, «При свечах», «Музыка в кино», «Эдвард Григ», маленькие участники исполнители смотрят, слушают и берут пример с больших. Взрослые студийцы стараются спеть или сыграть свою пьесу как можно лучше, так как в зале находятся все педагоги, учащиеся и родители. После проведения музыкального вечера всегда бывает множество откликов. Педагоги видят, как у детей меняется отношение к творческому процессу, а у родителей, присутствовавших на вечере появляется чувство причастности к искусству и важности проведённого события для его ребёнка.

На результат в коллективе работают многие формы, но наиболее значимым в творческой деятельности является участие юных исполнителей в районных, городских и международных конкурсах. Дети мобилизуют свои творческие усилия, стараются во время выступления выполнить свою творческую часть как можно лучше, чтобы получить максимально хорошую оценку со стороны уважаемых профессионалов – членов жюри. Таким образом, в течение нескольких лет у конкурсантов создаётся внутренняя потребность добиваться в своей деятельности высоких результатов.

Родители приводят своих детей к нам в хоровую студию нередко в дошкольном возрасте, когда детям интересно всё, чему их учат и научили взрослые. Когда хором поют дошкольники, то делают это они с таким упоением, что не слушать их невозможно. Таких естественных эмоций в пении среднего и старшего хора добиться гораздо труднее. В младшем школьном возрасте у каждого ребёнка постепенно формируется свой личный пакет интересов и увлечений – это, как правило, два или три различного рода занятия. Разумеется, выбор вида деятельности происходит благодаря родителям. И когда какое-либо занятие становится не интересным или обременительным, оно, так же с помощью родителей прекращается. Очень часто на всё, что выбрали младшие школьники, не хватает времени. В среднем школьном возрасте почти половина учащихся хоровой студии может позволить себе только одно увлечение. У другой половины учащихся хоть и остаётся два, но, чтобы школьные оценки не стали хуже, родителям приходится лавировать, пропуская то одно, то другое занятие. Учащиеся старшего хора, как правило, заканчивают в студии своё начальное музыкальное образование и посещают, в дальнейшем, только хор. Некоторые – хор и вокал. Почти все старшеклассники ходят на курсы, участвуют в районных и городских школьных олимпиадах. Времени для хорового пения остаётся всё меньше, а в профессиональные музыканты, по нашему мнению, идёт лишь малая часть. Но при этом, каждый год мы встречаем наших выпускников в средних и высших музыкально-педагогических учреждениях, и ручеёк этот ещё никогда не прерывался. Больше всего учащихся (сегодня их шестеро) в музыкально-педагогическом колледже. В студии работают пятеро её выпускников-педагогов с высшим образованием: двое из них окончили Академию культуры, один Университет им. Герцена и ещё двое Консерваторию. У одного из двоих – два консерваторских образования – теория и орган. Когда наш более образованный сотрудник была ещё талантливой школьницей и училась в ДХС «Искра» по комплексной программе, я как-то спросил у неё: «Марина, кем бы ты хотела стать?», и она мне ответила очень коротко и ёмко – «Биологом». А на вопрос «Почему?» сказала, что очень нравится учительница. Когда именно произошёл крутой поворот в её выборе, и музыка перевесила биологию, неизвестно, но вывод можно сделать очевидный – многое в жизни ученика зависит от учителя.

У талантливых детей часто бывает несколько увлечений. Чтобы ребёнок понял, чем он хочет заниматься, и что у него может получиться лучше, он должен сам пробовать сделать что-либо интересное, важное, красивое, полезное и нужное. Иногда полных школьных лет ему не хватает, чтобы выбрать правильно профессию или сферу деятельности.

В начале «миллениума» в студии занималась ученица, у которой была настоящая большая любовь к музыке. Она часто ходила с мамой в оперу и филармонию, не пропускала ни одного концерта старшего хора, всё свободное время слушала музыку дома и задавала много музыкальных вопросов. Когда пришло время выбирать, кем быть и на какое отделение поступать в музыкальное училище, мы с ней за обсуждением проводили достаточно много времени. Выбор у неё был между хором, теорией музыки и фортепиано. От теории она отошла достаточно быстро, так как хотела больше сама музицировать, чем объяснять и раскладывать по косточкам музыкальную форму. На рояле она играла очень вдохновенно, но фортепианной техники не хватало. Вокалом мы с ней начали заниматься поздно, в восьмом классе, и к выпускным экзаменам подошли с недоработками в интонации и кантилене. Было очевидно, что голос будет и что это – меццо-сопрано, о чём я её и предупредил. На вокальное отделение в училище идти было ещё рано по возрасту. Она услышала от меня историю про другую нашу ученицу, у которой голос тоже был меццо-сопрано. В училище сочли, что надо развивать сопрано, и сделали из неё сопрано. Неповторимо красивого и узнаваемого тембра, как в детстве и юности у певицы не стало. Сегодня Татьяна имеет ещё одну профессию, поёт в хоре университета, часто поёт соло с хором. Чтобы понять получится ли из Анастасии хормейстер, мы стали заниматься с ней дирижированием, выходили поработать со старшим хором на репетициях, и, как итог, выступили на концерте. После него выпускница призналась, что управлять хором было немного страшновато, что музыка и так сама звучала, и что, петь для неё – это привычно и с удовольствием, а дирижировать – это не её призвание. Таким образом, Настя выбрала «фортепиано». Поступила она в училище Римского-Корсакова на фортепианное отделение и каждый год приходила в ДДЮТ выступать на внутренних концертах на студийном рояле «Ямаха», иногда открывала конкурс юных исполнителей «Подснежник» Шопеном или Бетховеном. Тем на менее, внутренняя борьба между талантами у молодой студентки продолжалась. Когда она обучалась в консерватории, то на конкурсе им. Шопена в Польше была удостоена звания Лауреата. В это же время она возобновила занятия вокалом. Постепенно сольное пение стало перевешивать игру на фортепиано. Педагог по вокалу был итальянский, и он стал выводить её голос наверх. Получилось драматическое сопрано. Правда середина диапазона ещё не окрепла, а грудной тембр был более ярким и открытым, чем хотелось бы. Несколько лет работы с голосом показали, что делать надо всё-таки меццо-сопрано. И теперь Анастасия Ксенофонтова поёт как меццо-сопрано.

Наши учащиеся получают от наших педагогов в студии максимально хорошие исполнительские и теоретические навыки. Не менее важным результатом, который мы не всегда видим, является их этическое и эстетическое воспитание. Как правило, все они прекрасно разбираются в музыке, отличают настоящее искусство от суррогата и, по возможности, продолжают свою творческую деятельность в студенческом хоре или занимаются каким-нибудь другим видом творческой деятельности. Выпускники хорошо чувствуют себя в коллективе. Они коммуникабельны, инициативны, готовы оказать помощь, отзывчивы, благодарны и не боятся критики. На регулярных встречах рассказывают про себя и с удовольствием слушают про других: кто кем стал, чем занимается, кто у кого родился, и какие в жизни появились новые увлечения.

Мы гордимся своими выпускниками, встречаемся с ними на концертах, праздничных программах и юбилеях. Мы приглашаем выпускников-солистов к участию в творческих проектах студии. На постоянной основе в учреждении работает хор выпускников, объединивший разные поколения студийцев: самые юные – студенты, самые старшие по статусу уже бабушки. В хоре выпускников поют преподаватели различных гуманитарных вузов, музыкальные работники детских садов, школьные учителя, частные предприниматели, офисные работники и домохозяйки. Инициатива создания хора выпускников была снизу, и начинался он с маленькой группы. Постепенно хор вырос до камерного состава. Репертуар и концертная «орбита» достаточно высокая. После участия в нескольких международных конкурсах хор стал последовательно Лауреатом третьей и второй степени. Выпускники часто приходят в студию, чтобы встретиться со своими педагогами, рассказать про себя, узнать новости студии не из интернета и подзарядиться студийной энергетикой.

На один из ранних юбилейных концертов мы пригласили двух выпускниц «Искры» и Ленинградской консерватории, чтобы они спели со старшим хором произведение Шарля Гуно “Noel”. Это было весьма памятное исполнение и для публики, и для участников концерта. Интересно было всем: молодые профессиональные певицы, Елена и Анастасия, первый раз выступали в ансамбле с детским хором, участники старшего хора благодаря эмоциям и темпераменту взрослых певиц почувствовали новые исполнительские возможности, а публика услышала прекрасную органно-хоровую музыку с мощной кульминацией в исполнении детского хора и красивых и сильных взрослых голосов.

В 2008 году ДДЮТ «На Ленской» Красногвардейского района отмечал свой 35-летний юбилей. Праздничный концерт проходил в БКЗ «Октябрьский». Для выступления старшего хора совместно с выпускниками мы выучили произведение Карла Дженкинса “Adiemus”. Чтобы его поставить, мы подготовили группу выпускниц, выполняющих пластические движения. Озвучивал его детский хор и три солиста с народным, академическим и эстрадным голосом. В качестве эстрадной певицы была приглашена наша выпускница Екатирина Новикова, которая сейчас работает в Петербурге под псевдонимом “Kathy Soul” как вокалистка и композитор. Конечно, в студии Катя обучалась, как все, на лучших образцах классической музыки. Но если ей ближе по духу эстрада, никто не будет оспаривать это право на самореализацию. У Екатерины, эстрадной певицы с более чем десятилетнем стажем, красивый и своеобразный голос. Она пишет интересные песни, в которых есть свой особенный индивидуальный музыкальный стиль. У неё не мало авторских альбомов. Нередко её музыку транслируют по радио, например, хит «Питер, я улетаю!» Своим голосом Екатерина Новикова украсила выступление старшего хора. Когда мы в студии готовили этот номер, то я заметил, что по характеру она совсем не изменилась – была такая же, как в детстве, спокойная, скромная и уверенная в себе.

На одном из последних юбилеев студии со старшим хором выступили три наших тенора, окончивших консерваторию и поющих сейчас в профессиональных учреждениях Санкт-Петербурга. В этом проекте прозвучало произведение Луиджи Денца “Funiculi-Funicula” с участием инструментальной группы и ансамбля скрипачей студии. Один из теноров, участник проекта, поёт сегодня в хоре Капеллы Санкт-Петербурга, а в 1979 в составе ДХС «Искра» он солировал в Польше на сцене «Лесной оперы» города Сопота. Это были гастроли коллектива в город-побратим Гданьск. Мы тогда посетили три города, которые находятся рядом: Гданьск, Сопот, Гдыня. Слушателями концерта были харцеры, польские пионеры, которым так понравилось выступление нашего солиста, что они после концерта одарили его многочисленными подарками, под тяжестью которых он весьма довольный шёл в окружении новых поклонников по аллеям парка к стоянке автобуса. Из этого талантливого ребёнка с красивым и чистым голосом, который потом окончил капеллу мальчиков, музыкальное училище и консерваторию, сегодня вырос большой и разносторонний музыкант, поющий и солирующий в Капелле Санкт-Петербурга, дающий публичные сольные концерты, делающий прекрасные рок-переложения оперных арий и пишущий сам песни и хоровую музыку. Летом 2017 года было исполнено сводным хором лучших хоровых коллективов при участии хора академической капеллы его произведение «Гимн православных христиан» для смешанного хора, детского хора и симфонического оркестра. Автор произведения – солист с многолетним стажем Николай Виноградов. После премьеры он обратился ко мне с просьбой отредактировать партитуру в компьютерной программе “Finale”, чтобы отдать партитуру в издательство. Произведение очень красивое, и оно скоро прочно войдёт в хоровую исполнительскую практику. Мы стремимся поддерживать творческие контакты со всеми нашими выпускниками, которые осуществляют в Санкт-Петербурге свои интересные проекты. Выигрывают от этого все, и тот, кто творит, и те, кто осуществляют проект, и зрители, и слушатели.

За последнее десятилетие:

Санкт-Петербургскую государственную Консерваторию окончили: Анна Морозова (регент), Анастасия Ксенофонтова (фортепиано, Лауреат международных конкурсов), Алексей Северов (тенор), Дмитрий Григорьев (тенор), Екатерина Стецюк, Яблонская Софья, Мартынова Полина (скрипка), Хмелевский Сергей (тенор-альтино);

Санкт-Петербургское музыкальное училище им. М. Мусоргского окончили: Александра Куропаткина (эстрадное отделение), Иван Павлов (народное отделение);

В Академии молодых певцов Мариинского театра стажировался Дмитрий Григорьев;

Сегодня в Университете им. Герцена обучается Екатерина Бабенко,

В Музыкальном училище им. Римского-Корсакова обучается Эдуард Варжапетян (вокал);

В Санкт-Петербургском музыкально-педагогическом колледже обучаются: Виктория Турская, Мария Кузнецова, Анастасия Соловьева, Юлия Мигель, Илья Чернов, Степан Морозов;

В Оркестре баянистов имени П.И. Смирнова играют: Татьяна Трифонова, Александра Куропаткина, Станислав Алькимович, Павел Тимофеев, Олег Грушко, Лидия Мухамадеева;

В Университете им. Герцена преподаёт Татьяна Иванилова;

В Государственной академической Капелле работает Николай Виноградов (тенор);

В концертной организации «Петербург-концерт» – Елена Блинова;

В Театре оперной студии Санкт-Петербургской консерватории – Анастасия Мещанова (меццо-сопрано);

В Мариинском театре – Дмитрий Григорьев (тенор);

В Государственном камерном музыкальном театре «Санктъ-Петербургъ Опера» – Сергей Хмелевский (тенор-альтино), Полина Мартынова (скрипка);

В Музыкальном театре «Ленинград Центр» – Полина Сарамуд (артистка);

В Драматическом театре «На Литейном» – Мария Иванова (артистка);

Осенью 2018 года Детская хоровая студия «Искра» ДДЮТ «На Ленской» Красногвардейского района будет отмечать юбилей – пятьдесят лет со дня основания коллектива. Это старейшая хоровая студия в городе. Она была основана Львом Аншелесом при участии Хорового общества РСФСР и профессора Ленинградской консерватории Елизаветы Кудрявцевой в 1968 году и находилась до 1973 года в Народном доме Нобеля. В 1973 году в Ленинграде был образован Красногвардейский район. ДПШ Калининского района и все его творческие коллективы были переданы в Красногвардейский район. К юбилейному концерту, который будет проходить в зале Капеллы, концертный хор мальчиков, младший, средний и старший хоры студии подготовят интересную программу. Надеемся, что на юбилейном концерте мы услышим прекрасные голоса наших учащихся и выпускников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: