Тема 7. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности.




План:

1.Транспортная система России.

2. Система управления и государственное регулирование транспортом.

3.Транспортные характеристики грузов и грузовых перевозок.

4.Железнодорожный транспорт.

5.Автомобильный транспорт.

6.Внутренний водный транспорт.

7.Морской транспорт.

8.Воздушный транспорт.

 

1. Транспортное обеспечение – совокупность технических, технологических элементов; экономических, коммерческо-правовых, организационных воздействий; форм, методов управлений транспортными операциями и процессами на всех этапах в сфере производства, потребления и обращения продукции, обеспечивающих общественное воспроизводство и рациональное функционирование экономики.

Целью является: изучить и оценить возможности транспортного обеспечения в России для организации эффективной коммерческой деятельности в сфере товарного обращения.

Предметом является: закономерности и тенденции развития транспортно-технологических систем, методов и форм их организации и взаимодействия.

Объектом является: материально-техническая база различных видов транспорта.

2. Сущность транспортных услуг, их особенности, значение

Транспорт – …

1) совокупность путей сообщений, подвижных перевозочных средств, различных сооружений и устройств, обеспечивающих их нормальную работу;

2) отрасль материального производства, осуществляющая перевозку людей и грузов.

Услуга – деятельность, связанная с обменом стоимостей, направленная на удовлетворение потребностей, которые не сводятся к передаче прав собственности на материальный продукт.

Особенности транспортных услуг:

1) не может существовать вне процесса;

2) не может накапливаться;

3) конкретная потребительная стоимость лишь в определенное время и на конкретном направлении, что резко ограничивает возможности ее замещения на рынке;

4) спрос на транспортные услуги характеризуется значительными колебаниями;

5) транспорт не располагает большими возможностями для сглаживания спроса.

Социальная значимость:

1) связывает производство и потребление;

2) связывает город и поселки (деревни) => комплексное развитие регионов.

Кроме того, транспорт влияет на экологию (выхлопные газы), безопасность жизнедеятельности (аварии).

4. Классификация транспорта

1.По видам

железнодорожный;

a) автомобильный;

b) морской;

c) воздушный

d) внутренний водный;

e) трубопроводный;

f) промышленный железнодорожный.

2.По назначению (структурно-функциональная характеристика):

a) общего пользования

3. В зависимости от способности перевозить разные грузы делятся на:

a)универсальный (водный, железнодорожный, автомобильный);

b) специализированный (для отдельных видов грузов, например, трубопроводный).

c) необщего пользования (внутрипроизводственный, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие не транспортным предприятиям):

d) внутренний (внутризаводской);

e) внешний.

2. Система управления и государственное регулирование транспортом

1. Основные принципы регулирования

Цель развития транспорта: формирование грузопроводящей и пассажирообслуживающей системы перевозок, обеспечивающей полное удовлетворение в потребностях перевозок и отвечающей требованиям безопасности, экологичности и экономичности.

Задачи:

1) формирование рынка транспортных услуг на основе конкуренции и взаимодействия транспортных предприятий разных форм собственности;

2) техническое перевооружение транспорта и внедрение высокоэффективных транспортных технологий;

3) интеграция транспортного комплекса России в мировую транспортную систему.

Принципы:

1) транспорт – приоритетная отрасль и должна развиваться в первую очередь, так как влияет на развитие экономики;

2) равенство всех субъектов рынка при транспортном обслуживании;

3) государственное и экономическое регулирование:

a) организация рынка транспортных услуг и контроль за допуском предприятий на рынок;

b) регулирование ценообразования;

c) налоговое регулирование;

d) инвестиционный контроль.

4) делегирование полномочий региональных систем управления

2. Области и формы взаимодействия и конкуренции различных видов транспорта

Для лучшего удовлетворения потребностей в транспортных услугах и повышения эффективности необходимо исполнение различных форм и методов взаимодействия и конкуренции различных видов транспорта.

Специфика различных видов транспорта предопределяет возможности использования и конкуренции, и взаимодействия.

Формы и методы взаимодействия и координации различных видов транспорта реализуются в различных областях:

1) техническая:

a) согласование пропускной и перерабатывающей способности систем и устройств на линиях и в транспортных узлах, по которым следуют потоки грузов и пассажиров смешенного сообщения;

b) учет взаимных требований и увязка параметров подвижного состава и контейнеров по габаритам, грузоподъемности, вместимости для лучшего использования перегрузочных средств.

2) технологическая – организация комплексной системы эксплуатации различных видов транспорта;

3) организационная область координации (управленческая и информационные области):

a) разработка единой системы транспорта (его управление);

b) разработка нормативных документов;

c) оперативное информирование и регулирование подачи судов и т.д.

4)экономическая область взаимодействия:

a) разработка и согласование планов прогнозов на разные услуги;

b) определение объема смешанных перевозок (в районах Крайнего Севера и по регионам);

c) разработка стратегии развития транспортной системы.

5) правовая:

a) решение юридических, правовых вопросов, которые касаются взаимоотношений между различными видами транспорта, между транспортом и клиентом.

3. Органы регулирования:

a)Минтранс – исполнительный орган на уровне Правительства;

Федеральные службы и органы «Федерального агентства»;

b) Ространснадзор;

c) временные комиссии (при необходимости);

d) Министерство транспорта Свердловской области (региональный уровень);

e) Межрегиональные системы;

f) Федеральная антимонопольная служба (ФАС);

g) Федеральная служба по тарифам.

4. Методы регулирования:

a) через утверждение нормативно-правовых актов;

b) проведение контроля за соблюдением нормативно-правовых актов (Ространснадзор);

c) лицензирование отдельных видов деятельности на транспорте;

d) проведение сертификации и стандартизации технических средств и отдельных работ.

3.Транспортные характеристики грузов и грузовых перевозок.

Изучаемые вопросы:

1) Классификация грузов

2) Количественные и транспортные характеристики и определение веса груза.

3) Виды маркировки грузов

a) Показатели качества транспортного обслуживания.

I.. Классификация грузов

1.По природному происхождению:

b) сырье

c) минеральные грузы

d) п/ф

e) готовые изделия.

2. По производственному происхождению(по отраслям):

a) растениеводство

b) животноводство

c) птицеводство

d) швейная промышленность

3. По физико-химическим свойствам:

a) скоропортящаяся продукция

b) гигроскопичные (впитывают влагу)

c) грузы, впитывающие посторонние запахи

d) обладающие запахом

e) смерзающиеся

f) убывающие.

4. По способу перевозки:

a) бестарные(насыпные)

b) бестарные новолочные

c) бестарные жидкие (перевозят наливом)

d) сухие:

e) насыпные

f) наволочные

g) тарно- штучные

h) наливные.

5. По весовым характеристикам и габаритам:

a) легковесные

b) тяжеловесные

c) длинномерные.

6. По технологии хранения:

a) грузы закрытого хранения

b) грузы полузакрытого хранения

c) грузы открытого хранения.

Существуют торговая, товарная, тарифные, транспортная классификации

пример товарной классификации = гармонизированная система.

1) унифицированная товарная номенклатура (объединенная тарифная и статистическая номенклатура)

2) основные правила классификации.

Тарифная классификация грузов построена по признакам производственного происхождения грузов, по размерам ставок сторон. По ней устанавливается тарифный коэффициент грузов и определяется плата за его перевозку.

Транспортная: грузы классифицируются по способам перевозки и перегрузки.

Все грузы поделены:

a) генеральные (тарноштучные)

b) массовые: наливные(нефть),насыпные, наволочные, лесные

c) специальные (особорежимные) опасные, скоропортящиеся, птица животные.

Для количественного учета, для выбора подвижного состава, для размещения в нем грузов, значение имеют:

a) линейные

b) объемные

c) объемно-весовые характеристики

Линейные: длина, ширина, высота, диаметр.

Объемные: объем в метр (куб) =>позволяет определить вес.

Объемно- весовые: объем налива,плотность.

Определение веса грузов с помощью:

a) взвешивания

b) расчетные способы.

Для тарноштучных грузов:

a) по стандартной таре

b) по трафаретной массе

c) по условной массе (крупногабаритные штучные грузы) Пример: автомобиль.

d) по обмену объема (для массовых грузов)

e) по осадке судна(для водного транспорта)

Маркировка- нанесение специальных надписей и знаков на груз.

Производиться краской, наклеиванием ярлыков, бирок.

Маркировка бывает:

1. Товарная:

a) ставит предприятие изготовитель

b) указывается род груза

c) указывается товарный знак, производитель.

2. Грузовая:

a) ставиться грузоотправителем

b) указывается пункт отправления, назначения

c) грузоотправитель, грузополучатель

d) масса объем.

3. Транспортная:

a) организация принявшая грузоперевозки

b) число мест в партии груза, № товарно-транспортного документа(накладная)

4. Специальная:

a) наносит грузоотправитель

b) груз требует обыкновенных условий.

Показатели являются основной для формирования молодой транспортной системы; для расчета подвижного состава.

Объем перевозок грузов = масса(т)

Грузопоток – объем перевозимого груза в к-л конкретном направлении –односторонний двусторонний.

Прямой (большего объема) грузопоток.

Обратный (меньшего объема) грузопоток.

Грузооборот- объем транспортной работы за к-л период.

[ т. км]

Характеризуется величиной, структурой, временем распространения, неравномерностью, повторностью.

a) величина = количество;

b) структура =доля каждого груза в объеме перевозок.;

c) постоянные, временные, сезонные перевозки.

d) неравномерность по времени суток года.

К (неравном) = Qmax / Qср

Qср = Q1+Q2+….+Qn / n

К (неравном) = Pmax / Pср

- повторность = одни и те же грузы перевозят несколько раз

К (повтор) = Q (за опр. период времени) / Q (пр-ва, потребления)

Качество может быть измерено количественно.

Основные показатели качества:

a) степень удовлетворения спроса по объёму перевозок.

b) регулярность перевозок.

c) выполнение установленных сроков перевозки.

d) степень сохранности перевозимых грузов.

e) уровень безопасности перевозок.

Экономичность перевозок:

1)экономичность производства у отправителей и получателей, связанная с перевозками;

2) экономичность поставки.

Показатели качества в России:

Степень удовлетворённости спроса

К c.y. = ∑Q факт / ∑Q план ≤ 1

К уд.с. = 0,90 – 0,94

Степень ритмичности периода

Кр = n (факт) / n (общ)

n (факт) – фактическое количество поставок, доставленных с соблюдением нормативного интервала

n (общ) – общее количество поставок за тот же период

Kр = 0,75 – 0,78

Уровень выполнения сроков доставки

К с.д. = ∑Q (факт) / ∑Q (общ) ≤ 1

Q (факт) – фактический объём перевозок груза с соблюдением нормативного интервала

Q (общ) – общий объём перевезённого груза

К с.д. = 0,80 – 0,82

Степень сохранности

К (сохр) = Q (общ) – Q (потерь) / Q (общ) ≤1

К (сохр) = 0,70 – 0,75

Причины потерь грузов:

a) хищение, аварии и порча в процессе транспортировки

b) недостатки в подготовке грузов и подвижного состава

c) нарушение в технологии грузовых работ и перевозок

d) низкий уровень специализации подвижного состава и контейнеризации перевозок

Ко = α (у.с.) * k (у.с.) + α (р) * k (р) + α (ед) * k (ед) + α (с) * k (c)

Колесо качества:

α – учитывает потребительские оценки отдельных показателей и их взаимовлияние:

α1 + α2 + …. + α (n) = 1

α (уд) = 0,40 k (уд) = 0,92 – 0,94 0,368 – 0,376

α (ритм) = 0,15 k (ритм) = 0,75 – 0,78 0,075 – 0,078

α (дост) = 0,20 k (дост) = 0,80 – 0,82 0,16 – 0,164

α (ср.д) = 0,25 k (ср.д) = 0,70 – 0,75 0,175 – 0,1875

Колесо качества 0,778 – 0,81 / ko

4. Железнодорожный транспорт

Изучаемые вопросы:

1)Технико-экономические особенности и преимущества ж/д.

Преимущества ж/д:

a) возможность сооружения на сухопутной территории (тоннели, мосты);

b) высокая провозная пропускная способность ж/д

c) регулярность перевозок

d) перевозка различных грузов и различных партий перевозок

e) возможность создания прямой связи с крупными предприятиями через промышленные ж/д пути («от двери до двери»);

f) возможность доставки грузов на большие расстояния;

g) сравнительно невысокая стоимость перевозок;

h) возможность организовывать эффективно погрузочно-разгрузочных работ.

Недостатки ж/д:

a) большая капиталоёмкость (вложения);

b) медленная отдача (6- 8 лет окупается);

c) трудоёмкая производительность труда.

5.Автомобильный транспорт

Изучаемые вопросы:

1) Технико-экономические особенности

Плюсы и минусы автомобильного транспорта.

Плюсы:

a) высокая скорость доставки

b) высокая маневренность и подвижность (автомобили быстро сосредотачивают в необходимом месте)

c) доставка от двери до двери

d) широкая сфера применения по видам и группам

e) менее жёсткие требования к упаковке грузов

f) более короткий путь движения можно выбрать.

Минусы:

a) высокая себестоимость

b) высокий уровень загрязнения окружающей среды

c) необходимость срочной погрузки и выгрузки

d) большая трудоёмкость

e) низкий уровень производительности труда вследствие их малой грузоподъёмности.

6. Морской транспорт

Изучаемые вопросы:

1. классификация морского флота

2. показатели работы

3. классификация морских портов

4. состояние и развитие

Плюсы:

a) высокая эффективность обеспечения межконтинентальных перевозок;

b) неограниченная пропускная способность;

c) незначительный расход топлива, энергии;

d) низкие тарифы;

e) высокая грузоподъемность.

Минусы:

a) зависимость от естественных географических и других условий;

b) необходимость создания сложного портового хозяйства на побережьях;

c) жесткие требования к упаковке и креплению грузов;

d) малая частота отправок.

1. Классификация морского флота

Элементы: флот, порты, обслуживание морского флота.

1) По назначению:

*см. речной транспорт

2) По району плавания:

a) неограниченного морского и океанского плавания;

b) ограниченного (в пределах одного моря);

c) прибрежного (вдоль одного побережья);

d) суда ледового плавания (самые дорогие суда);

e) смешанного плавания.

Грузовые суда подразделяют на:

a) наливные (газовозы – до 200 и более тонн);

b) комбинированные (загружают в прямом и обратном направлении), например, рудонефтевозы;

c) сухогрузные суда;

d) балкеры (для навалочных грузов);

e) контейнеровозы;

f) танкеры;

g) суда с горизонтальной загрузкой;

h) лихтеровозы.

2. Показатели работы

Эксплуатационные:

1) грузоподъемность

a) полная (deadweight) = масса груза + судовые запасы;

b) чистая = масса груза + сколько груза нужно погрузить.

2) водоизмещение

a) масса, объем воды, вытесняемый плавающим судном [т; м3]

3) грузовместимость

= способность вместить груз определенного объема

a) одинарная (объем грузовых помещений одновременно);

b) составная (разновременно).

Мореходные:

b) плавучесть;

c) ходкость;

d) поворотливость;

e) непотопляемость.

Эксплуатационно-экономические:

f) долговечность;

g) затраты на обслуживание и ремонт.

Показатели использования:

1) коэффициент ходового времени (время ходовое / общая продолжительность ездки)

2) коэффициент балластного времени (балластный пробег / общая продолжительность ездки)

3) коэффициент загрузки судна (фактический вес / qчист)

4) коэффициент грузоподъемности (фактический вес / qтеоретич.возможн)

3. Классификация морских портов

1) По годовой продолжительности эксплуатации:

h) постоянные;

i) временные (сезонные).

2) По хозяйственному назначению:

j) общего назначения;

k) специального.

3) По географическому местонахождению:

l) островные;

m) береговые;

n) устьевые;

o) лагунные;

p) водохранилищные.

4) По назначению:

q) транспортные;

r) военные;

s) промысловые;

t) порты-убежища.

5) По отношению к уровню воды:

u) открытые:

v) закрытые.

6) По отношению к международной торговле:

w) международные (Сингапур, Гамбург);

x) внутренние;

y) мировые.

7) По назначению:

z) общего назначения;

aa) специализированные;

bb) промышленные порты.

Классификация по трем поколениям (критерий развития):

cc) политика развития порта;

dd) эволюция портовой деятельности;

ee) степень интеграции.

Порты третьего поколения возникли в 80-е годы. Услуги носят специализированный характер.

4. Состояние и развитие

480 млн. т. в год – перерабатывают сейчас в России.

Основные тенденции развития:

1. модернизация транспортного торгового флота (замена);

2. развитие специализированной инфраструктуры морских портов;

3. повышение пропускной способности портов, их коммерческой привлекательности;

4. улучшение взаимодействия морского и внутреннего водного со смешенными видами транспорта.

Воздушный транспорт

Изучаемые вопросы:

1. особенности

Современное состояние и развитие

1. Особенности

«+»

1) самая высокая скорость доставки.

«–»

1)высокие грузовые тарифы;

2) зависимость от погодных условий;

3) ограничение по размеру и весу;

4) зависимость от наземных служб;

5) удаленность аэропортов от предприятий.

2. Современное состояние и развитие

Основные тенденции развития:

1)обновление парка;

2)создание новых модификационных самолетов;

3)разработка интегрированных комплексов бортового оборудования 3 и 4 поколения;

4)развитие аэродромной сети;

5)повышение качества аэронавигационного обслуживания с постепенным переходом на космические средства навигации, связи и наблюдения на основе концепций ИКАО;

6)проведение интеграции наземных бортовых и космических средств, обеспечивающих безопасность и эффективность полетов;

7) комплексирование отечественных средств ОВД с зарубежными аэронавигационными системами ГЛОНАСС.

 

Контрольные вопросы:

1) Что входит в понятие транспорт?

2) Назовите особенности транспорта, отличающие его от других отраслей.

3) Какое понятие шире «транспорт» или «транспортное средство». Обоснуйте Ваше мнение.

4) Чем транспорт общего пользования отличается от транспорта необщего пользования?

5) Что подразумевается под единой транспортной системой?

6) Какие области взаимодействия видов транспорта Вы знаете?

7) Назовите факторы, препятствующие конкуренции между различными видами транспорта?

8) Назовите факторы, влияющие на работу транспорта.

9) Перечислите группы показателей работы транспорта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: