(1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…
(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?
(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».
(14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.
(15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать.
«(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.
(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.
|
(21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе.
(23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.
(24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.
(По Н. Долининой *)
* Наталья Григорьевна Долинина (1928–1979) – филолог, педагог, писатель.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Далеко не каждый нуждается в любви другого человека. |
2) Любовь не каждому человеку под силу |
3) Власть над любящим человеком имеет свои пределы. |
4) Антуан де Сент-Экзюпери был профессиональным лётчиком. |
5) Любящий человек способен выполнить любое приказание любимого. |
Ответ: ___________________________.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1–4 представлено повествование. |
2) В предложениях 9–10 представлено описание. |
3) Предложение 13 поясняет содержание предложения 12. |
4) Предложения 17–18 объясняют содержание предложения 16. |
5) В предложениях 21–23 содержится рассуждение. |
|
Ответ: ___________________________.
22. Из предложений 11–12 выпишите синонимы (синонимическую пару).
Ответ: ___________________________.
23. Среди предложений 14–20 найдите такое, которое связано с предыдущимс помощью притяжательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа отномера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятыхи других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке
Образцами.
24. «В ходе своих размышлений над волнующей её проблемой Н. Долинина стремится не только опереться на высказывания литературных персонажей, используя при этом приём – (А)__________ (предложения 13, 17 – 18), но и заставить мыслить своих читателей, используя с этой целью синтаксическое средство – (Б)_________________ (предложения 9, 10). Ещё одно синтаксическое средство – (В)__________ (в предложениях 4, 5, 6, 8), а также троп – (Г)__________(«как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз» в предложении 10) – помогают создать представление о том, чего ожидают от любви люди».
|
Список терминов: | |
1) | парцелляция |
2) | диалог |
3) | восклицательные предложения |
4) | фразеологизм |
5) | вопросительные предложения |
6) | цитирование |
7) | сравнение |
8) | синонимы |
9) | ряды однородных членов предложения |
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2