Смотр методического мастерства
«Методический шедевр 2020»
Номинация
«Методическая разработка»
Познавательная географическая игра «Люби и знай Донецкий край»
Прокопчук Ольга Петровна
Методист отдела образования
города Енакиево
Вечёркина Наталья Ивановна
Учитель географии
Ковалева Любовь Николаевна
Учитель географии
Донецк – 2020
Пояснительная записка
В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы. География как предмет имеет для этого большие возможности. В целях популяризации географии и краеведения как школьного предмета разработана географическая игра «Люби и знай Донецкий край» для проведения городского географического конкурса, в котором принимают участие учащиеся 6 – 7 классов. Изучение родного края дает возможность соединить теоретические знания с практическими умениями и навыками, развивать наблюдательность, любовь к родному краю, быть патриотами своей Родины. Такой подход способствует формированию интересов и склонностей к исследовательской работе, которая в дальнейшем может сыграть существенную роль в профессиональной ориентации.
Основная цель – создать целостное представление о родном крае, раскрыть разнообразие природы, сформировать необходимый минимум базовых знаний и преставлений краеведческого характера, способности и готовности к использованию краеведческих знаний на практике и в повседневной жизни.
Основные задачи – повышение интереса к предмету, пропаганда географических и краеведческих знаний, выявление одаренных школьников, патриотическое воспитание, формирование умений работать в группе, команде.
Количество команд, принимающих участие в игре, соответствует количеству конкурсов. В состав команды входит 6 человек. Каждая команда получает маршрутный лист, на котором указаны станции перемещения: «Визитка», «Геологическая», «Зеленая аптека», «Красная книга», «Туристическая», «Историческая», «Заморочки из бочки», «Метеорологическая», «На привале».
На каждой станции предусмотрено задание, которое команды должны выполнить в соответствии с правилами, результат занести в маршрутный лист. После прохождения всех станций, капитан команды сдает маршрутный лист членам жюри для составления оценочной ведомости, подведения итогов и выявления победителей. Географическая игра была апробирована в 2018 -2019 учебном году на городском уровне. В 2019 – 2020 учебном году подготовлен обновленный вариант. Результаты игры были освещены в материалах периодической печати города Енакиево.
Географическая игра «Люби и знай Донецкий край».
Цели: формировать потребность в изучении краеведения, способность
и готовность использовать краеведческие знания на практике в
повседневной жизни; развивать навыки информационной культуры;
активизировать поисковую деятельность; воспитывать патриотов своей
малой Родины.
Форма проведения: игровая.
Межпредметные связи: краеведение, природоведение, история,
биология, уроки гражданственности и духовности Донбасса.
Место проведения: актовый зал.
Оборудование: раздаточный материал, фото, коллекция минералов,
игровая атрибутика.
Ход географической игры.
I. Организационная часть.
1. Построение команд.
2. Сдача рапорта о готовности команд к прохождению маршрута.
Станция №1 «Визитка». Название команды, эмблема, девиз.
3. Приветственное слово организаторов игры.
4. Представление членов жюри.
5. Представление команд.
6. Объяснение правил игры.
7. Капитаны команд получают маршрутные листы. Команды расходятся по станциям в соответствии с маршрутными листами.
II. Основная часть.
Станция №2 «Геологическая». Определить полезные ископаемые нашего края, дать краткое описание их свойств и использования.
Станция №3 «Зеленая аптека». По фото описать лекарственные растения нашего края, рассказать о их применении.
Станция №4 «Красная книга». По фото определить растение, животное или насекомое нашего края, дать краткую характеристику.
Станция №5 «Туристическая». Нарисовать топографический знак в предложенных текстах.
Станция №6 «Историческая». По предложенному фото определить достопримечательности нашего города, дать краткое описание.
Станция №7 «Заморочки из бочки». Разгадать кроссворд. Тематика: «Далекое прошлое», «Атмосфера», «Почвы», «Известные люди нашего края».
Станция №8 «Метеорологическая». Определить по фото измерительный прибор, пояснить его применение.
Станция №9 «На привале». Исполнение туристической песни. Тематика: о Родине, родном крае, о дружбе.
III. Заключительная часть.
1.Члены жюри подводят итоги, определяют победителей.
2. Награждение команд.
Приложение 1. Игра «Люби и знай Донецкий край», 2018 -2019 уч. год.
Приложение 2. Статья в материалах периодической печати
о проведении конкурса.
С ЛЮБОВЬЮ К ЗНАНИЯМ О ДОНЕЦКОМ КРАЕ
19 апреля 2019 года актовый зал Муниципальной образовательной организации «Общеобразовательная школа №15 им. М.С. Батраковой города Енакиево» радушно встретил участников городского географического конкурса для обучающихся 6-7 классов «Люби и знай Донецкий край». Мероприятие организовано и проведено методическим кабинетом отдела образования администрации города Енакиево с целью популяризации географии, как школьного предмета и науки, поиска, поддержки и развития интеллектуального потенциала обучающихся общеобразовательных организаций.
В географическом конкурсе приняли участие 9 команд:
«Медведи» - ОШ № 4 (рук. Мальцева Г.А.), «Радуга» - ОШ № 5 (рук. Яковлева В.А.), «Радуга» - ОШ № 11 (рук. Макушева М.А.), «Краеведы» - ОШ № 13 (рук. Долуденко С.В.), «Формула успеха» - ОШ № 15 (рук. Ковалёва Л.Н.), «Краеведы» - ОШ № 25 (рук. Вечёркина Н.И.), «Югенсы» - ОШ № 38 (рук. Нестерова В.А.), «Кристалл» - ОШ № 39 (рук. Синюгина Н.М.), «Меридиан» - ОШ № 40 (рук. Ёлкина Е.В.).
В начале мероприятия ребята доложили о своей готовности к участию, представили название команды, девиз и эмблемы, соответствующие тематике конкурса. Капитан каждой команды получил маршрутный лист для прохождения по станциям. На станции «Геологическая» обучающиеся показали свои знания минералов и горных пород нашего края, рассказали о их происхождении и применении. На станции «Топографическая» ребятам в предложенном отрывке потребовалось заменить слова на топографические знаки. Узнавали растения по фотографиям, рассказывали о лечебных свойствах на станции «Зелёная аптека». Нелёгкие задания ожидали ребят на станции «Красная книга» - надо было узнать по фотографии растение, животное или насекомое, занесённое в Красную книгу Донецкой области и дать краткую им характеристику. Увлекательные задание ожидали ребят на станциях «Туристический обед» и «Рюкзачок» - из предложенного перечня продуктов ребята выбирали только необходимые для приготовления предложенного блюда и выбрать в рюкзак всё, что необходимо для однодневного похода на природу. Приятно удивили присутствующих и членов жюри участники команд на станции «На привале» своими музыкальными выступлениями – прозвучали песни о Родине, о дружбе и о нашем Донецком крае
Все команды были отмечены грамотами отдела образования администрации города Енакиево. Победителями географических и краеведческих знаний стали команды ОШ № 15 и ОШ №25. Призёры конкурса: 2 место заняли команды - ОШ № 4, ОШ №13, ОШ № 40 и 3 место присуждено командам - ОШ №5, ОШ № 11, ОШ №38, ОШ №39.
Приложение 3. Раздаточный материал к геологическому конкурсу.
Приложение 4. Раздаточный материал к конкурсу «Зеленая аптека».
Ключ к конкурсу «Зелёная аптека»
1. Ромашка аптечная
2. Клевер луговой
3. Шиповник
4. Калина
5. Цикорий обыкновенный
6. Подорожник
7. Лопух
8. Чертополох курчавый
9. Одуванчик
10. Зверобой
11. Мать-и-мачеха
12. Чистотел
Приложение 5. Раздаточный материал к конкурсу «Красная книга».
Ключ к конкурсу «Красная книга»
1. Ковыль перистый
2. Крокус
3. Кувшинка белая
4. Касатик рогатый
5. Тюльпан Шренка
6. Сон-трава
7. Гадюка степная
8. Ежик ушастый
9. Суслик крапчатый
10. Жук олень
11. Жук носорог
12. Махаон
Приложение 6. Задания по топографии. Станция «Туристическая».
Задание №1. Заменить слова в тексте топографическими знаками.
«Они шли, по-прежнему молча, прячась в тени деревьев(1), наконец вышли к просеке (2). Если бы не Жердяй, Миша никогда не догадался бы, что это просека (3), настолько заросла она кустарником (4). Они прошли еще версту, лес (5) перешел в редколесье (6). Чувствовались гнилые запахи болота (7). Вдруг остановившись, они стали внимательно всматриваться в землю, перед ними была глубокая яма»
(Отрывок «Бронзовая птица», А. Рыбаков).
1 2 3 4
5 6 7 8